Адаптивная физическая культура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, реферат

Описание

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Содержание

1 Введение
2 Основные понятия и термины адаптивной физической культу­ры
3 Теория и организация адаптивной физической культуры как интегративная наука, учебная дисциплина и важная область, социальной практики
4 Основные виды адаптивной физической культуры.
5 Становление и развитие адаптивной физической культуры за рубежом.
6 Становление и развитие адаптивной физической культуры в России
7 Организационно-управленческая структура адаптивной физи­ческой культуры в России и за рубежом.
8 Организация адаптивного спорта.
9 Принципы адаптивной физической культуры.
10 Задачи и средства адаптивной физической культуры.
11 Методы адаптивной физической культуры.
12 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре.
13 Развитие физических качеств и способностей у лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья
14 Планирование и комплексный (медико-психолого-педагогиче­ский) контроль за состоянием занимающихся
15 Заключение
16 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

fizkult.docx

— 41.96 Кб (Скачать документ)

Становление и развитие адаптивной физической культуры в России.

В настоящее время в России функционирует  следующая структура организации  и управления адаптивной физической культурой.

Прежде всего необходимо выделить органы исполнительной власти в областях физической культуры и спорта, образования, здравоохранения и специального обеспечения всех уровней: федерального субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. Именно они и осуществляют управление всей системой адаптивной физической культуры в стране. Например, в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуре и спорта (ныне Федеральное Агенство по физической культуре и спорту) существует специальный отдел рекреации и спорта инвалидов (раннее-отдел рекреации и физической реабилитации), который и управляет развитием адаптивной физической культуры. В органах исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской федерации так же выделяются специальные структуры подразделения «отделы, сектора, группы», выполняющие аналогичные функции, или называются специалисты, курирующие данную работу структурных подразделениях, занимающихся развитием массовых форм физической культуры.

В федеральном органе исполнительной власти в области образования  функционирует Управление специального образования, на уровне субъектов Российской Федерации в органах исполнительной власти в области образования  тоже имеются отделы (управления, сектора  и т.п.), управляющее специальным  образованием в регионе.

Органы местного самоуправления осуществляет планирование, организацию, регулирование  и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления физической культурой  и спортом, образование, здравоохранением, специальным обеспечением и учреждений и организации в целях осуществления  государственной политики в перечисленных областях социальной сферы.Помимо государственных органов исполнительной власти значительную роль в развитии адаптивной физической культуры, особенно адаптивного спорта, в управлении этими процессами играют общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов: Всероссийское общество слепых и региональные представительства. При них созданы федерации, ассоциации, союзы, управляющие адаптивным спортом в работе с инвалидами соответствующих нозологических групп.

Организация и непосредственное проведение занятий по адаптивной физической культуре осуществляются в государственных  и учреждениях и организациях, относящихся к перечисленным  областям социальной сферы и в  которых обучаются, воспитываются, лечатся, проживают лица с ограниченными  возможностями, включая инвалидов. К таким учреждениям и организациям относятся: общеобразовательные учреждения, в том числе дополнительного  образования; специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения для  обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детские дома и интернаты, реабилитационные центры и др.

Помимо государственных учреждений и организации большую практическую работу по организации адаптивной физической культуре, проведению заданий в этой области осуществляют общественные объединения инвалидов: фузкультурно-спортивные клубы инвалидов, физкультурно-спортивные организации, физкультурно- спортивные федерации, союзы, ассоциации и т.п. Так, за последние пять лет количество физкультурно-спотривных клубов инвалидов в России увеличилось в два раза и составляет в настоящее время 688 клубов, а численность занимающихся адаптивной физической культурой и спортом возросла в три раза и насчитывает сегодня более 95,8 тысяч человек. При этом очень важно то, что многие клубы получают государственную поддержку в финансировании своей деятельности.

В зависимости от определенных видов  адаптивной физической культуры, удовлетворяющих  те или иные потребности личности и государства, все занятия по адаптивной физической культуре делятся  на две крупные группы:

-обязательные занятия, предусмотренные  государственными образовательными  стандартами, индивидуальными программами  реабилитации инвалидов, лечебными  назначениями врачей и др.;

-дополнительные занятия, которые  реализуются по желанию занимающихся (или их родителей) в целях  всестороннего удовлетворения их  потребностей.

В настоящее время обязательные занятия по адаптивной физической культуре проводится в рамках реабилитации и  адаптивного физического воспитания детей, подростков, молодежи с отклонениями в развитии, а дополнительные - в  рамках адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных), телесно-ориентированных и экстремальных  видов двигательной активности.

Экономическое обеспечение деятельности в области адаптивной физической культуры предполагает развитие и совершенствование  механизмов многоканального финансирования этой сферы социальной практики.Что касается обязательных занятий адаптивной физической культурой, то они, безусловно, должны быть обеспеченны средствами государственных бюджетов соответствующего уровня (федерального, субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления).К финансированию дополнительных занятий адаптивной физической культуры и связанных с ней мероприятий (соревнований, конкурсов, смотров и т.п.) необходимо в дополнении к бюджетным отчисления государственных органов привлекать средства, выделяемые на федеральные целевые программы («Молодежь России», «Дети-инвалиды» и дт.), социальные, медико-социальные, комплексные, отраслевые региональные программы, а так же пожертвования на благотворительную деятельность, спонсорские взносы, бюджеты общественных организации и др.

К наиболее важным законодательным  и нормативно - правовым документам регламентирующим физкультурно - оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), относятся:

 

- Стандартные правила обеспечения  разных возможностей для инвалидов(приняты в 1993 г.);

-Конституция Российской федерации;

-Федеральные законы- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Об образовании» и др.;

-Типовое положение о специальном  (коррекционном) образовательном  учреждении для обучающихся, воспитанников  с отклонениями в развитии;

-Типовое положение об образовательном  учреждении дополнительного образования  детей;

-Примерные положения о реабилитационном  учреждении;

-Инструктивное письмо Министерства  общего и профессионального образования  Российской Федерации «О специфики  деятельности специальных (коррекционных)  образовательных учреждений I-VIII видов»;

 

-Постановление Министерства труда  и социального развития Российской  Федерации от 18.02.2002 г. «О согласовании  дополнений в разряды оплаты  труда и тарифно-квалифицированные  характеристики по должностям  работников физической культуры  и спорта Российской Федерации» (узаконившее должности тренера-преподавателя  по адаптивной физической культуре  и инструктора-методиста по адаптивной  физической культуре) и др.Большинство из этих документов систематизираваны и представлены А.В. Цариков (автором-состовителем в социальном сборнике «физическая реабилитация и спорт инвалидов»:нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации ), второе издание которого вышло в свет в издательстве (Советский спорт) в 2003 г.

Характеристика основного социального  закона функционирования и раз­вития  адаптивной физической культуры, принципов (прикладности, всесторон­ности, оздоровительной направленности; социализирующе-реабилитационного характера, корректирующей, компенсаторной и профилактической направлен­ности), аксиологических концепций отношения общества к инвалидам в нашей стране. Магистральное направление развития адаптивной физической культуры в России. Исторический анализ развития адаптивной физической культуры в обра­зовании, игровой и досуговой деятельности инвалидов, как средства профес­сиональной реабилитации в нашей стране. Развитие отдельных видов адаптивной физической культуры у инвалидов различных нозологических групп в нашей стране.

 

Организационно-управленческая структура адаптивной физи­ческой культуры в России и за рубежом.

Государственные органы управления физической культурой (включая адаптивную физическую культуру) и их взаимодействие с  государственными органами управления образованием, здравоохранением, социальной защиты инвалидов и других госструктур, занимающихся проблемами данной категории  населения в нашей стране и  за рубежом. Социальные программы (медико-социальные, образовательные, матери­ально-технического обеспечения, комплексные) регионального и федерального уровней - как магистральный путь развития и совершенствования инфраструк­туры комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов (лиц с отклонениями в состоянии здоровья). Включение мероприятий по развитию адаптивной физической культуры в эти программы - важнейший путь получе­ния финансирования на данный вид социальной практики. Нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов). Общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов в нашей стране (ВОЙ, ВОГ, ВОС, их региональные представительства), в том числе, проблемами адаптивной физической культуры. Международные общественные организации, занимающиеся проблемами адаптивной физической культуры (образованием, научно-исследовательской деятельностью, спортом, рекреацией).

 

Организация адаптивного физического воспитания лиц с от­клонениями в состоянии здоровья.

Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Спе­циальные (коррекционные) образовательные учреждения системы образования и системы социального обеспечения и организация в них адаптивного физиче­ского воспитания. Высшие учебные заведения для инвалидов в ведении Министерства обра­зования Российской Федерации. Адаптивная физическая культура - важней­ший компонент содержания высшего профессионального образования инвали­дов и её организация в вузе (работа кафедры АФК, адаптивно-спортивного клуба и др.). Организация адаптивного физического воспитания в домах ребёнка, на­ходящихся в ведении государственных органов управления здравоохранением. Организация адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья в специальных (медицинских) группах в дошкольных, школьных, средних и высших профессиональных образовательных учреждени­ях. Организация АФВ в классах с контингентом детей с отклонениями в раз­витии, интегрированных в массовые школы.

Организация адаптивного спорта.

Адаптивный спорт - социальный феномен, интегрирующий лечебное рекреационное  и спортивное направления физической культуры. Государственные и общественные органы управления адаптивным спор­том, координация их деятельности. Координация деятельности государственных органов управления физи­ческой культурой, образованием, социальным обеспечением - важнейшее усло­вие развития адаптивного спорта. Служба адаптивной физической культуры и спорта. Учреждения адаптивной физической культуры и спорта (детско-юношеские спортивные школы инвалидов) - основная государственная струк­тура, организующая занятия адаптивным спортом. Организация врачебного контроля за занимающимися адаптивным спор­том. Врачебно-физкультурные диспансеры и их взаимодействие с учреждения­ми адаптивной физической культуры и спорта. Организация процедуры спортивно-медицинской классификации инва­лидов различных нозологических групп. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе. Параолимпийское, Специальное Олимпийское и Олимпийское движение глухих - три основных направления развития адаптивного спорта. Общественные организации, занимающиеся управлением адаптивным спортом в России и за рубежом, в рамках выделенных основных направлений (Международный и Национальный Параолимшйские комитеты, «Спешиал Олимпикс Интернэшнл» и Специальная Олимпиада России и др.).

 

 

Принципы  адаптивной физической культуры.

 Принципы (основные установочные  положения) адаптивной физической  культуры в деятельности специалиста  в данной сфере социальной  практики. Три основных группы  принципов адаптивной физической  культуры: со­циальные, общеметодические и специальнометодические. Социальные принципы: гуманистической направленности, социализации, непрерывности физкультурного образования, интеграции, приоритетной роли микросоциума - их характеристика. Общеметодические принципы: научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности - особенности приме­нения в адаптивной физической культуре. Специальнометодические принципы: диагностирования, дифференциа­ции и индивидуализации, коррекционно-развивающей направленности, ком­пенсаторной направленности, учета возрастных особенности, профилактиче­ской направленности, адекватности, оптимальности и вариативности - основ­ные принципы в работе с лицами имеющими отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность.

 

Задачи  и средства адаптивной физической культуры.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

осознанное отношение к своим  силам в сравнении с силами среднестатистического здорового  человека;

способность к преодолению не только физических, но и психологических  барьеров, препятствующих полноценной  жизни;

компенсаторные навыки, то есть позволяет  использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих  или нарушенных;

способность к преодолению необходимых  для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

потребность быть здоровым, насколько  это возможно, и вести здоровый образ жизни;

осознание необходимости своего личного  вклада в жизнь общества;

желание улучшать свои личностные качества;

стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Главная группа задач адаптивной физической культуры — коррекционные, компенсаторные и профилактические. Задачи коррекции основного дефекта (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, соматических функциональных сис­тем и др.), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловлен­ных основным дефектом и сопутствующими заболеваниями. Задачи компенсации функций организма в случае невозможности кор­рекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклоне­ний. Задачи профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных откло­нений при наличии тех или иных дефектов. Адаптация традиционной группы задач физической культуры - образова­тельных, воспитательных, оздоровительных - для инвалидов и лиц с отклоне­ниями в состоянии здоровья различных нозологических групп. Физическое упражнение - основное средство адаптивной физической культуры. Классификация физических упражнений. Естественно-средовые и гигиенические факторы в адаптивной физиче­ской культуре. Общепедагогические и другие средства и методы в АФК (вербальные, идеомоторные и психорегулирующие, наглядные, технические и др.). Средства коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображе­ния речи, эмоционально-волевой сферы, зрения, слуха, соматических заболева­ний и др. Средства коррекции двигательной сферы и основных, жизненно и про­фессионально важных двигательных действий: осанки, плоскостопия, телосло­жения; ходьбы, бега, прыжков, лазанья и перелезания, метаний и мелкой мото­рики; расслабления, согласованности движений, ориентировки в пространстве и во времени; дифференцировки усилий, пространства, времени; равновесия; быстроты реагирования на изменяющиеся условия, дифференцировки тактиль­ных ощущений, устойчивости к вестибулярным раздражителям и др. Сюжетные и подвижные игры — важнейший компонент содержания адап­тивной физической культуры. Классификация сюжетных и подвижных игр. Игры, интегрирующие двигательную активность и деятельность, харак­терную для других учебных дисциплин; с элементами математических пред­ставлений, с речевой деятельностью, с информацией об окружающем мире, с представлениями о частях тела, о направлениях движения. Телесно-ориентированные средства сказкотерапии, игротерапии, формо-коррекционной ритмопластики и др.

Информация о работе Адаптивная физическая культура в России