Адаптивная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:21, реферат

Описание

Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Адаптивная физическая культура

1.1 Адаптивная физическая культура как фактор социального

здоровья лиц с ограниченными возможностями

2. Основные виды и наиболее общие задачи АФК

2.1 Адаптивный спорт

2.2 Адаптивная физическая рекреация

2.3 Адаптивная двигательная реабилитация

3. Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Адаптивная физическая культура.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО» 

Финансовый  Факультет

Кафедра «Коммерция» 
 

                                                 
 

                                                       Реферат

 

    на тему: «Адаптивная физическая культура» 
 

                                                                   

Выполнил:

Студент

финансового факультета

2 курса, группы 13209

дневного  отделения,

специальности «Коммерция

(торговое дело)»  Занозин М.C.

Проверил: Щуров С.В.  
 
 

Нижний  Новгород

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

    1. Адаптивная физическая культура

         1.1 Адаптивная физическая культура как фактор социального     

    здоровья  лиц с ограниченными  возможностями

    2. Основные виды и наиболее общие задачи АФК

         2.1 Адаптивный спорт

         2.2 Адаптивная физическая  рекреация

         2.3 Адаптивная двигательная  реабилитация

    3. Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Беда, приходя, не спрашивает ни имени, ни фамилии, ни года рождения. Несчастье может  произойти с кем угодно. Даже думать не хочется о том, что родившийся здоровым ребенок в один ужасный момент превратится в человека, как принято говорить, с ограниченными физическими возможностями. И в принципе, не стоит.

     В реальности живут сотни, тысячи несчастных детей и взрослых, лишенных возможности  вести полноценную жизнь. Нельзя запирать такого человека в четырех стенах, якобы ограждая его от опасностей и трудностей, подстерегающих на улице. Компьютер и книги — хорошие друзья в одиночестве. Вот только всем ли нужно одиночество? И как это – чувствовать себя «отрезанным» от всего остального мира?

     В системе мер социальной защиты инвалидов  все большее значение приобретают  ее активные формы, наиболее эффективной  из которых является реабилитация и  социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Интеграция в  жизнь общества лиц с ограниченными возможностями сегодня немыслима без их физической реабилитации. Последняя является не только составной частью профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, но и лежит в их основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 

     Адаптивная  физическая культура — это комплекс мер спортивно–оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

     Конечно, область применения ее — всеобъемлющая, особенно в нынешних условиях жизни, когда здоровье населения в целом  и особенно молодежи ухудшается катастрофически. И не только в нашей стране. Адаптивная физкультура уже получила широкое распространение во многих зарубежных странах. Хорошо подготовленных профессионалов в этой области ждут в поликлиниках и больницах, санаториях и домах отдыха, оздоровительных и реабилитационных центрах, в учебных заведениях, особенно специализированных, в спортивных коллективах.

     Но  главное, - адаптивная физкультура позволяет  решать задачу интеграции инвалида в  общество. Каким образом?

     У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

    • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
    • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
    • компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
    • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
    • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
    • осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
    • желание улучшать свои личностные качества;
    • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

     Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

     «Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для  лиц с отклонениями в состоянии  здоровья. Это предполагает, что  физическая культура во всех ее проявлениях  должна стимулировать позитивные морфофункциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

     Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления – методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта есть факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов. 
 

     1.1 Адаптивная физическая  культура как фактор  социального здоровья лиц с ограниченными возможностями 

     Цель  адаптивной физической культуры: Система  мероприятий по восстановлению или  компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению  функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптивной физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки. Достигается цели в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

     К задачи адаптивной физической культуры относятся функции:

  1. оздоровительная;
  2. воспитательная;
  3. развивающая.

     Считается, что для выполнения этих задач  общее время учебно-тренировочных  занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

     Средства  физической культуры: Основным средством  физической культуры, развивающими и  гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

     Объект  познания и преобразования в адаптивной физической культуре не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды, которые утратили какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую - навсегда (например, лица, перенесшие ампутацию конечностей, удаление пораженно го органа и др.).

     Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных  форм.

     Именно  своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация".Адаптивную физическую культуру нельзя сводить только к лечению и медицинской реабилитации. Она является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни.

     Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максимальную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.  
 

     2. Основные виды и наиболее общие задачи АФК

     Рассмотрим  основные положения концепции адаптивной физической культуры.

     Разумеется, рассмотреть содержание, средства, методы, формы и другие компоненты адаптивной физической культуры в рамках одной работы не представляется возможным. Поэтому здесь конспективно рассмотрим основные ее виды и наиболее общие задачи.

     Содержание  адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Информация о работе Адаптивная физическая культура