Коррекционная физическая культура при бронхиальной астме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:25, реферат

Описание

Цель: выявить и обосновать методику ЛФК при бронхиальной астме.
Задачи:
Охарактеризовать бронхиальную астму как заболевание системы органов дыхания.
Выявить и обосновать показания и противопоказания к физическим упражнениям при бронхиальной астме.
Обосновать выбранную методику ЛФК при бронхиальной астме.

Содержание

2. Введение…………………………………………………………………3
2.1 Актуальность темы
2.2 Цель написания
2.3 задачи реферата
3. Глава 1: характеристика бронхиальной астмы………………………4
4. Глава 2: показания и противопоказания к физическим упражнениям при бронхиальной астме………………………………………………………..5
5. Глава 3: обоснование лечебного действия комплекса упражнений...21
6. Выводы…………………………………………………………………23
7. Список использованной литературы………………………………….24
8. Приложения…………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     7. www.mordovnic.ru

     8. www.zdorovja.ua

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

     Примерный комплекс упражнений для больных  «слабой» группы.

     Перед тем как приступить к упражнениям, необходимо подсчитать ЧСС и частоту дыхания за 30 секунд.

     1. ИП: сидя на стуле, откинувшись  на его спинку. Ладонь положить  на грудную клетку, чтобы контролировать  амплитуду дыхания. Сделать спокойный  вдох через нос, выдох через  рот «щелочкой». Выдох плавный, более продолжительный, чем вдох; пауза между вдохом и выдохом естественная (без задержки дыхания), повторить 4- 6 раз.

     2. ИП: то же. Поднять руку вперед  и вверх (вдох), плавно опустить  вниз (выдох). После паузы (2-3 секунды)  выполнить то же другой рукой. Повторить 4 – 6 раз. В момент паузы мышцы руки, плеча и всего тела должны быть расслаблены.

     3. ИП: сидя на краю стула, руки  на коленях. Сгибать и разгибать  стопы и кисти одновременно. Дыхание  не задерживать. Повторить 10 - 12 раз.

     4. ИП: то же. Уронить руки вниз (руки как бы сползают, скользя), расслабить все мышцы. Должно появиться ощущение тепла или тяжести в руках, которое нужно «перенести» на все тело. Время выполнения упражнения – 30 – 45 секунд.

     5. ИП: сидя, плотно прижавшись к  спинке стула. Вдохнуть спокойно, плавно выдохнуть, зажать нос и задержать дыхание. Задержка не предельная; дыхание начинать с плавного вдоха. Время выполнения упражнения – 30 – 60 секунд.

     6. ИП: сидя на краю стула, ладони  на грудной клетке. 2-3 раза откашляться  короткими толчками. Между откашливаниями делать паузы. Контролировать наличие мокроты. Фиксировать руками отделы грудной клетки: верхние, средние, нижние.

     7. ИП: 2облегченное положение» - специфическая  поза, которую больные с бронхиальной  астмой невольно принимают при удушье: руки упираются ладонями в бедра, ноги согнуты, центр тяжести смещен вперед. Спокойно вдохнуть через нос; плавно выдохнуть через рот «щелочкой». На выдохе постараться ощутить движение нижних (задних) отделов грудной клетки. Должно появиться ощущение «выдавливания» воздуха весом грудной клетки. Повторить 4- 6 раз.

     8. ИП: сидя на краю стула, руки  согнуты, кисти подняты к плечам. Сделать вдох. На выдохе выполнять  круговые движения согнутых рук  вперед, медленно. После выдоха сделать  паузу и расслабиться. Затем выполнять круговые движения назад. Повторить 4 – 6 раз.

     9. ИП: то же. На вдохе поднять  руки, на выдохе опустить и  расслабиться. Повторить 4 – 6 раз.

     10. ИП: сидя на краю стула, руки  опущены. На вдохе приподнять  плечи, на выдохе приподнять и расслабиться. Повторить 4- 6 раз.

     11. ИП: откинувшись на спинку стула,  ноги выпрямлены. На 30 – 60 секунд  расслабить мышцы рук, ног,  всего тела.

     В конце занятия необходимо снова  подсчитать частоту пульса и частоту  дыхания.

     Примерный комплекс упражнений для больных «средней» группы.

     В начале занятия надо подсчитать частоту  сердечных сокращений и частоту  дыхания, сидя в удобной позе. Подсчет  производится за 1 минуту.

     1. ИП: сидя, плотно прижавшись к  спинке стула. Сделать спокойный  естественный вдох, затем обычный выдох через нос, после чего зажать нос и не дышать сколько возможно. Повторить 3 – 6 раз.

     2. ИП: сидя на краю стула. Покашлять,  фиксируя руками различные отделы  грудной клетки (верхние, средние,  нижние). При  наличии мокроты  – откашлять ее. Повторить 2 – 3 раза.

     3. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула. Диафрагмальное дыхание, 4 – 5 вдохов и выдохов.

     4. ИП: сидя, плотно прижавшись к  спинке стула. На выдохе произносить  звуки «а», «о», «и», «у»,  на следующих занятиях выполнять  другие упражнения звуковой гимнастики.

     5. ИП: сидя на краю стула. Поднять  плечи (вдох), «уронить» их (выдох). Сделать паузу и расслабиться. Повторить 3 – 5 раз.

     6. ИП: то же. Перекатываться с пяток  на носки и обратно до появления  чувства усталости. Темп средний,  движения активные.

     7. ИП: то же. Руки развести в стороны  (вдох), подтянуть согнутую в колене  ногу (обхватив ее руками) к грудной  клетке (выдох). Сделать паузу, откашляться.  Если мокроты нет, сделать удлиненный  выдох. Повторить 2 – 4 раза.

     8. ИП: «облегченное положение». Диафрагмальное дыхание: на счет 1,2 – вдох, 3,4,5, - выдох, 6, 7 – пауза. Повторить 4 – 6 раз.

     9. ИП: сидя на краю стула, кисти  подняты к плечам. Повороты туловища  вправо и влево с паузами  между движениями. Выполнять до  появления чувства усталости.  Дыхание произвольное.

     10. ИП: сидя на краю стула. Скользящим  движением поднять руки вверх  к подмышечным впадинам (вдох), наклониться  вперед, скользящим движением опустить  руки вниз к стопам (выдох). Сделать  паузу и расслабиться. Повторить  4 – 6 раз.

     11. ИП: сидя, откинувшись на спинку стула, ноги свободно вытянуты вперед. Диафрагмальное дыхание, 4 – 6 вдохов и выдохов.

     12. ИП: сидя на краю стула. Поднять  кисти к плечам, хорошо прогнуться (вдох), наклониться вправо, потянуться  правой рукой к полу (выдох). Сделать  паузу, расслабиться и выполнить в левую сторону. Повторить 3 – 5 раз.

     13. ИП: то же. «Бокс»: руки согнуть  в локтях, пальцы сжать в кулаки. Прогнуться (вдох); резко, с напряжением  разогнуть правую руку с поворотом  туловища влево (выдох). Сделать  паузу, расслабиться. Выполнить то же левой рукой. Повторить 3 – 5 раз.

     14. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула. Диафрагмальное дыхание, 4 – 5 вдохов и выдохов. Выдох  в три раза дольше вдоха,  затем пауза, равная по длительности  вдоху (соотношение фаз дыхания  1:3:1).

     15. ИП: сидя, руки опираются сбоку и сзади на сиденье стула, ноги выпрямлены. Выполнять упражнение «велосипед» на удлиненном выдохе до утомления мышц брюшного пресса. Сделать паузу и расслабиться.

     16. ИП: сидя прямо. Подсчитать частоту  пульса за 15 или 30 секунд.

     17. ИП: сидя прямо, ладони на нижних  отделах грудной клетки. Слегка  наклониться вперед на выдохе, сжимая руками грудную клетку. Повторить 3 – 5 раз.

     18. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула. Закрыть глаза и, «обратив  взгляд внутрь», полностью расслабиться. Полное или диафрагмальное дыхание, 3 – 6 вдохов и выдохов.

     19. ИП: сидя на краю стула. «ходьба  сидя»: сделать вдох; на выдохе  имитировать ногами ходьбу в  течение 30 – 45 секунд.

     20. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула. Согнуть руки и сжать  пальцы в кулаки (вдох), разогнуть руки (выдох). Сделать паузу, расслабиться. Повторить 4 - 6 раз.

     21. ИП: сидя на краю стула, ноги  согнуты. С напряжением поднять  пятки (вдох), опустить (выдох). Сделать  паузу, расслабиться. Выполнять до  появления легкого утомления.

     22. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула. Полностью расслабиться. Спокойное  плавное дыхание, без задержек  и пауз, 4 – 6 вдохов и выдохов.

     Подсчитать  частоту пульса и частоту дыхания.

     Примерный комплекс упражнений для больных «сильной» группы.

     Перед началом занятия надо подсчитать пульс и частоту дыхания за 1 минуту.

     1. Ходьба с постепенным переходом  на бег трусцой, затем –  на спокойную ходьбу с одновременным  выполнением простейших упражнений  для рук (поднять руки вперед  и вверх, опустить; поднять руки  через стороны вверх, опустить). Время выполнения упражнения – 2-3 минуты. Необходимо контролировать дыхание (соотношение фаз дыхания 1 : 3 : 1).

     2. ИП: стоя, ноги вместе, пальцы рук  сцеплены в замок. Поднять прямые  руки вверх, ладонями кверху, потянуться, прямую ногу отставить назад на носок (вдох). Вернуться в ИП (выдох). Естественная пауза. Движения плавные; выполняющий должен испытывать удовольствие от потягивания. Повторить 4-5 раз.

     3. ИП: сидя, откинувшись на спинку  стула, ноги слегка согнуты  в коленях. Спокойное грудное дыхание: плавный вдох через нос, выдох без усилий, более продолжительный, чем вдох, через чуть приоткрытый рот. Сделать 4-5 вдохов и выдохов. Постарайтесь ощутить движения ребер и сохранить правильное соотношение фаз дыхания (1 : 3 : 1).

     4. ИП: сидя, плотно прижавшись к  спинке стула. Сделать спокойный  естественный вдох, обычный выдох  через нос. После окончания  выдоха зажать нос и не дышать, сколько возможно. Затем активно  выдохнуть. Отметить время (в  секундах) задержки дыхания.

     5. ИП: сидя на краю стула, упираясь ногами в пол. Покашлять «про себя», беззвучно или произнося звуки «кхе, кхе…», затем покашлять активно, фиксируя ладонями грудную клетку а) верхний отдел – ладони упираются в верхний край грудины; б) средний отдел – ладони сжимают грудную клетку с боков. Упражнение способствует очищению бронхов от мокроты. Повторить 2-3 раза, при необходимости больше. Если мокроты нет, упражнение в дальнейшем не выполнять.

     6. ИП: сидя на краю стула в  «позе кучера»: локти опираются  на бедра, стопы на полу, плечи над тазобедренными суставами. В течение 1-2 минут выполнять статическое дыхательное упражнение. Надо почувствовать, как под тяжестью грудной клетки на выдохе из легких удаляется воздух.

     7. ИП: сидя, плотно прижавшись к  спинке стула. Звуковая гимнастика: в течение 1 минуты легко и протяжно произносить бррах, бррух, бррех. Можно измерять продолжительность произнесения звуков. «Слова» меняются на каждом занятии, вплоть до скороговорок.

     8. ИП: сидя на краю стула, ноги  в упоре. Руки к плечам (вдох), подтягивать поочередно каждую ногу к груди (выдох). В конце этого движения откашляться, если есть потребность. Сделать паузу; расслабиться. Повторить 3 – 4 раза.

     9. спокойная ходьба и переход  на скрестный шаг с поворотами  туловища в противоположную сторону и захлестом рук в сторону поворота. Дыхание произвольное, движения расслабленные. Время выполнения упражнения – 45-60 секунд.

     10. В течение 30-40 секунд походить  мелким семенящим шагом на  носках, расслабив мышцы плечевого  пояса, рук, туловища и ног.  Надо ощутить полную расслабленность всего тела.

     11. Подсчитать частоту дыхания в  положении стоя за 15 секунд.

     12. ИП: стоя, руки на поясе, ноги  на ширине плеч, туловище слегка  наклонено вперед. Диафрагмальное  дыхание, 4-6 вдохов и выдохов. Одна  ладонь лежит на животе, другая – на груди.

     13. ИП: стоя, ноги полусогнуты, шире  плеч, руки упираются в бедра.  Переносить центр тяжести с  одной ноги на другую, при этом  таз переносить как можно ниже. В конце движения расслабить  поочередно каждую ногу от  тазобедренного сустава. Выполнять до утомления мышц ног. Дыхание произвольное.

     14. ИП: стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка.  В течение 30-40 секунд (до легкого  утомления) выполнять свободные  махи руками вправо и влево,  как можно выше. Дыхание произвольное.

     15. ИП: то же. В течение 30-40 секунд  выполнять «закручивающие» повороты  туловища, держа палку перед собой.  Дыхание произвольное.

     16. ИП: сидя на краю стула, откинувшись  на его спинку, ноги выпрямлены. Опираясь руками на стул позади  себя, поднять обе ноги как можно выше и делать скрестные движения: а) на удлиненном выдохе; б) на произвольном дыхании. Ноги не сгибать. Выполнять до легкого утомления.

     17. ИП: сидя, удобно откинувшись на  спинку стула. Спокойное полное  дыхание, 4-5 вдохов и выдохов; руками  контролировать движения («волной») передней брюшной стенки и грудной клетки. Следить за правильным соотношением фаз дыхания (1 : 3 : 1).

Информация о работе Коррекционная физическая культура при бронхиальной астме