Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:
1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

2. изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……………………….6
1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
1.3 Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
1.4 Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по
обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……….26
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30 2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

физическое воспитание.docx

— 143.22 Кб (Скачать документ)

В общей  системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание детей  дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве  в результате целенаправленного  педагогического воздействия укрепляется  здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые  для всестороннего гармоничного развития личности.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как  эффективное средство физической подготовленности.

Целенаправленное, методически-продуманное  руководство подвижной игрой  значительно совершенствует, активизирует деятельность детей. Развитие двигательного творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжает его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложных задач.

В развитии активности в процессе подвижной игры детей важное место  отводится методике руководства  игрой взрослыми. Однако игра приносит пользу только тогда, когда присутствуют отношения дошкольного учреждения с семьей, которые должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

Взаимодействие ДОУ с семьей в интересах развития игровой  деятельности у детей в настоящее  время является одной из самых  актуальных тем. Поэтому использование  различных форм работы с ДОУ с  родителями необходимы, т.к. в результате:

 

  • повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье;
  • постоянно совершенствуются знания родителей;
  • создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;
  • происходит обмен опытом между родителями;
  • обеспечивается совместный успех в деле обучения детей подвижным играм.

Проведенное исследование показало эффективность  построения системы взаимодействия инструктора по физическому воспитанию и семьи в приобщении дошкольников к физической культуре посредством  обучения их подвижным играм и  организации с ними занятий с  применением подвижных игр.

Обучение  родителей навыкам совместного  занятия с детьми подвижными играми является хорошим средством их успешного  взаимодействия. Совместные игры родителей  с детьми значительно укрепляют  их взаимопонимание, разнообразят общение.

Таким образом, результаты наших исследований подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что активное взаимодействие семьи и инструктора физического  воспитания ДОУ по обучению детей  старшего дошкольного возраста подвижным  играм содействует процессу правильного  физического развития ребенка.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.
  2. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие / Т.Л.Богина. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. - 112 с.
  3. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -
  4. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А.Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  5. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С.63.
  6. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С.Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
  7. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 160 с.
  8. Зайцев, А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А.Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К.Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. - 71 с.
  9. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  10. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авт. сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф. Саулина. – М.: АРКТИ, 2001. – 80 с.
  11. Каштанова, Г.В. Медицинский контроль за физическим развитием дошкольников и младших школьников // Практическое пособие / Г.В.Каштанова, Е.Г.Мамаева. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
  12. Квашук, П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков. Методическое пособие / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. - М.: Де-Ново, 2004. – 35 с.
  13. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие / Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
  14. Коровина, Л.М. Совершенствование двигательных навыков у детей в упражнениях и играх с использованием элементов соревнования и творческих заданий / Л.М.Коровина; под ред. А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковой, Т.И.Осокиной. – М.: Наука, 1999. – 176 с.
  15. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления дошкольников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №11.
  16. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Академия, 1999. – 232 с.
  17. Максаков, А. Учите играя / А.Максаков, Т. Тумакова. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  18. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе / М. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. – 263 с.
  19. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: Акцидент, 1998. – 32 с.
  20. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 157 с.
  21. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей / Авт.-сост. И.А. Дядюнова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 32 с.
  22. Рукова, М. Особенности организации занятий по физкультуре / М. Рукова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №9.
  23. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с.
  24. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. С.О.Филипповой. – СПб.: Детство-Пресс – 2005. – 416 с.
  25. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с.
  26. Степаненкова, Э.Я. Подвижные игры как следствие гармоничного развития дошкольников / Э.Я. Степаненкова // Дошкольное воспитание. – 1995.– № 12. – с.23–25.
  27. Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.
  28. Утробина, К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. - М.: ГНОМ, 2004. – 103 с.
  29. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. С.О.Филипповой. – М.: Академия, 2007.– 224 с.
  30. Шарманова, С.Б.Физическое воспитание детей дошкольного возраста: теория и практика / С.Б. Шарманова. - Челябинск, 2001. - С. 113-122.
  31. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / В.Н. Шебеко, Н.Н.Ермак, В.В.Шишкина. - М.: Академия, 2000. - 176 с.
  32. Шилкова, И.К. Здоровье формирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет / И.К. Шилкова, А.С. Большев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.- 2001. – 336 с.

 

 

Приложение 1

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(на начало исследования)

 

Какое место занимает физкультура  в вашей семье

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом?

ДА – 45% нет – 55%

2. Есть в доме спортивный снаряд?

ДА – 15% НЕТ – 85%

3. Установлен ли для Вашего  ребенка режим дня?

ДА - 70% НЕТ – 30 %

4. Соблюдает ли ребенок этот  режим?

ДА – 60% НЕТ – 40%

5. Делаете ли вы с ребенком  дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 30% НЕТ – 70%

б) регулярно или нерегулярно  ДА 5% НЕТ – 95%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок  дома правила личной гигиены  (моет руки перед едой, после  туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

ДА – 100%

7. Гуляете ли Вы с ребенком  после детского сада?

ДА – 60% НЕТ – 5% ИНОГДА – 35%

8. Виды деятельности ребенка  после прихода из детского  сада и в выходные дни:

а) Подвижные игры - ДА – 5%

б) Спортивные игры - ДА – 0%

в) Настольные игры - ДА – 80%

г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%

д) Музыкально – ритмическая деятельность - ДА – 0%

е) Просмотр телепередач – ДА – 60%

ж) Конструирование - ДА – 40%

з) Чтение книг – ДА – 5%

 

 

Приложение 2

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(на конец исследования)

 

Какое место занимает физкультура  в вашей семье

1. Кто-то из родителей занимается или занимался спортом?

ДА – 70% нет – 30%

2. Есть в доме спортивный снаряд?

ДА – 65% НЕТ – 35%

3. Установлен ли для Вашего  ребенка режим дня?

ДА - 90% НЕТ – 5 %

4. Соблюдает ли ребенок этот  режим?

ДА – 75% НЕТ – 35%

5. Делаете ли вы с ребенком  дома утреннюю гимнастику?

а) ДА – 60% НЕТ – 40%

б) регулярно или нерегулярно  ДА 30% НЕТ – 70%

6. Соблюдает ли Ваш ребенок  дома правила личной гигиены  (моет руки перед едой, после  туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?

ДА – 100%

7. Гуляете ли Вы с ребенком  после детского сада?

ДА – 85% НЕТ – 5% ИНОГДА – 10%

8. Виды деятельности ребенка  после прихода из детского  сада и в выходные дни:

а) Подвижные игры - ДА – 85%

б) Спортивные игры - ДА – 30%

в) Настольные игры - ДА – 80%

г) Сюжетно - ролевые игры - ДА – 65%

д) Музыкально - ритмическая деятельность - ДА – 15%

е) Просмотр телепередач – ДА – 60%

ж) Конструирование - ДА – 40%

з) Чтение книг – ДА – 25%

 

 

Приложение 3

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

(по итогам исследования)

 

1. Сколько раз Вы посетили  занятия, совместные встречи,  тренинги?

ВСЕ – 80%

3 занятия – 20%

2. Что Вам понравилось больше всего?

Понравилось все – 80%

Практические занятия – 20%

3. Что на Ваш взгляд не хватает  в занятиях?

Все устраивает – 100%

4. Выполняете ли Вы с ребенком  те упражнения и подвижные  игры, которым обучились?

ДА – 60%

ИНОГДА – 40%

5. Ваши предложения.

Больше проводить соревновательных мероприятий – 40 %

6. На какую оценку Вы бы  оценили работу клуба

Хорошо – 90%

Удовлетворительно – 10%

 

 

Приложение 4

 

ПОКАЗАТЕЛИ  ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ  С 4 ДО 10 ЛЕТ

п\п

Физические способности

Контрольные упражнения

(тест)

Возраст

Результаты

мальчики

девочки

1

Скоростные

Бег 30 м., сек.

4.

9.8-7.9

10.2-7.9

5.

8.5-8.1

8.5-8.2

6.

8.0-6.5

8.1-6.5

7.

7.3-6.2

7.5-6.4

8.

7.0-6.0

7.2-6.2

9.

6.7-5.7

6.9-6.0

10.

6.5-5.6

6.5-5.6

2

Координа-

ционные

Челночный бег

3*10м., сек.

5.

12.8-11.1

12.9-11.1

6.

11.2-9.9

11.3-10.0

7.

10.8-10.3

11.3-10.6

8.

10.0-9.5

10.7-10.1

9.

9.9-9.3

10.3-9.7

10.

9.5-9.0

10.0-9.5

3

Скоростно-

силовые

Прыжок в длину с

места, см.

4.

64.0-91.5

60.0-88.0

5.

85.0-130

85.0-125

6.

100-135

90.0-130

7.

115-140

110-135

8.

125-145

125-140

9.

130-150

135-150

10.

140-160

140-155

4

Выносливость

Продолжительность

бега:

5 лет.-3-5 мин.;

6 лет.-5-10мин.;

7-10 лет.-6мин

Дистанция, м.

5.

500-750

500-750

   

6.

750-1.500

750-1.500

   

7.

750-900

600-800

8.

800-950

650-850

9.

850-1000

700-900

10.

900-1050

750-950

5

Гибкость

Наклон вперёд:

5-6лет  - стоя на

гимнастической

скамейке, см;

7-10лет  - из положения сидя на

полу, см.

5.

3-6

6-9

6.

4-7

7-10

7.

3-5

6-9

8.

3-5

5-8

9.

3-5

6-9

10.

4-6

7-10

6

Силовые

4-6лет-метание ме-

шочка(150-200гр),м.

7-10лет-подтягива-

ние на высокой перекладине из виса

мальчики, раз; на

низкой  перекладине

из виса лёжа девоч-

ки, раз.

4.

4.1

3.4

5.

5.7

4.4

6.

7.9

5.4

7.

2-3

4-8

8.

2-3

6-10

9.

3-4

7-11

10.

3-4

8-13


 

 

Приложение 5

 

Репертуар подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

 

«ВОЗЬМИ ПЛАТОЧЕК!» Дети стоят в колонне парами, взявшись за руки. Перед ними на расстоянии 5-6 м стоит водящий с платочком в руке. Он говорит слова: « Кто успеет добежать и платочек забрать. Раз, два, три - беги!». После слова: «Беги!» дети, стоящие последними в колонне, опускают руки и бегут, чтобы взять платочек. Тот, кто первый взял платок, становится водящим. Новая пара становится впереди колонны.

«МЫШЕЛОВКА». Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг - «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

«Ах, как  мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,

Развелось их - просто страсть, Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки

Всюду лезут - вот напасть! Переловим всех сейчас!»

По окончании  стихотворения дети останавливаются  и подни- ] мают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из « мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу; опускают руки и приседают - мышеловка захлопнута. Мыши, не  успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местами.

«ХИТРАЯ ЛИСА». Дети становятся в круг. Выбирается водящий, у него в руках маленькая резиновая игрушка — лиса. У детей руки спрятаны за спину, глаза закрыты. Водящий идет за кругом, кладет кому-нибудь в руки игрушку и встает вместе с детьми в круг. Дети открывают глаза и спрашивают 3 раза (вначале тихо, а потом громче): «Хитрая лиса, где ты?». Ребенок, у которого в руке игрушка, выходит в центр круга, поднимает игрушку вверх и говорит: «Я здесь!». Дети разбегаются, а лиса их ловит, дотрагиваясь игрушкой. Те, кого лиса коснулась, садятся на скамейку. После того, как лиса поймает 2-3 детей, воспитатель произносит: «Раз, два, три — в круг скорей беги!» и игра начинается вновь.

«УДОЧКА». Играющие становятся в большой круг, в центре — воспитатель с веревкой, на конце которой пришит мешочек с носком. Он вращает веревку так, чтобы мешочек касался пола, а дети подпрыгивают на двух ногах, стараясь не задеть мешочек. Описав мешочком 2-3 круга, воспитатель делает паузу, во время которой подсчитывает количество детей, задевших мешочек — «пойманных на удочку» и дает необходимые указания по выполнению прыжков

«ЛОВИШКИ  С ЛЕНТОЧКОЙ». Играющие прикрепляют сзади цветные ленточки. Выбирается водящий. Дети хором говорят: «Раз, два, три — лови!» и разбегаются, а водящий, бегая за детьми, старается вытянуть у кого-либо ленточку. Тот, кто лишился ленточки, отходит в сторону. «Раз, два, три, в круг быстрей беги!» - произносит педагог, все играющие должны быстро встать в круг. Водящий подсчитывает ленточки и возвращает детям. Игра повторяется с другим водящим.

Информация о работе Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей