Физическое воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:58, реферат

Описание

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Содержание

1. Введение………………………………….……………………………......…...……3.
2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста....................................................................................................4.
3. Начальное ознакомление детей со спортом……………………………………….9.
4. Совместные занятия спортом детей и родителей………………………………..11.
5. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий…………………………………………………………………..………….13.
6. Инвентарь и место для занятий…………………………………………..….........18.
7. Заключение………………..……………………………………….……...….….…20.
8. Список литературы ………………………………………………….…….....……21.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 59.16 Кб (Скачать документ)

 

 

Смоленский государственный  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Физическая культура

На тему: «Физическое воспитание детей в семье (особенности младшего школьного возраста)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2-го курса

Специальность «География»

Скоблова В.А.

 

Проверил: Губернаторов А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Смоленск

 

2012

 

 

Содержание

    1. Введение………………………………….……………………………......…...……3.
    2. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста....................................................................................................4.
    3. Начальное ознакомление детей со спортом……………………………………….9.
    4. Совместные занятия спортом детей и родителей………………………………..11.
    5. Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий…………………………………………………………………..………….13.
    6. Инвентарь и место для занятий…………………………………………..….........18.
    7. Заключение………………..……………………………………….……...….….…20.
    8. Список литературы ………………………………………………….…….....……21.

 

  1. Введение

 

В своём реферате я хочу рассказать о важности физического  воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные  игры – предметы, которые очень  интересны нам, но как раз, из-за которых  мы очень мало двигаемся. Современные  дети видят больший интерес в  виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная  болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это - необходимость.

Приучать ребенка к  спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной  жизни. Движение - основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В  младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем  общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят  о развитии других сторон личности - в частности, психики. А поскольку  движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного  развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто  забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь  двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного  роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым. Результаты последних исследований подтверждают, что в высокоцивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес « болезням цивилизации».

Нам не остановить стремительный  темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и  опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.

  1. Анатомо-физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста

 

Спортивному руководителю, работающему с детьми младшего школьного  возраста, необходимо хорошо знать  их анатомо-физиологические и психологические  особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может  привести к ошибкам в методике физического воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью.

Детский организм не является уменьшенной копией организма  взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные  процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.

Принято различать  следующие возрастные группы детей  школьного возраста:

1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);

2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);

3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).

Физическое  развитие младших школьников резко  отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного  возраста. Остановимся на анатомо-физиологических  и психологических особенностях детей 7-12 лет, т.е. детей, отнесенных к  группе младшего школьного возраста. По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного  возраста нет, до 11-12 лет пропорции  тела у мальчиков и девочек  почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура  тканей, продолжается их рост. Темп роста  в длину несколько замедляется  по сравнению с предыдущим периодом дошкольного возраста, но вес тела увеличивается. Рост увеличивается  ежегодно на 4-5 см, а вес на 2-2,5 кг.

Заметно увеличивается  окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, превращаясь  в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние  данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет составляет 1400 мл, у девочек 7 лет - 1200 мл. У мальчиков 12лет - 2200 мл, у девочек 12 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Однако функция  дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника  относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует  менее производительно. На единицу  объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или  взрослых (около 4%). Задержка, а также  затруднение дыхания у детей  во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови  кислородом (гипоксемию). Поэтому при  обучении детей физическим упражнениям  необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. Обучение правильному дыханию во время  упражнений является важнейшей задачей  при проведении занятий с группой  ребят младшего школьного возраста.

В тесной связи  с дыхательной системой функционируют  органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого  обмена веществ, в том числе и  газообмена. Другими словами, кровь  доставляет питательные вещества и  кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые  необходимо вывести из организма  человека. Вес сердца увеличивается  с возрастом в соответствии с  нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого  человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным  до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с  этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается  почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов  у детей связана и с большим  количеством крови по отношению  к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у  взрослого человека.

Жизнедеятельность организма, в том числе и мышечная работа, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов  распадаются углеводы, жиры и белки, возникает необходимая для функций  организма энергия. Часть этой энергии  идет на синтез новых тканей растущего  организма детей, на "пластические" процессы. Как известно, теплоотдача  происходит с поверхности тела. А  так как поверхность тела детей  младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то он и отдает в окружающую среду  больше тепла.

И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших  затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая  интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.

Занятия физическими  упражнениями и участие в спортивных соревнованиях требуют от младших  ребят значительно больше энергетических затрат по сравнению со старшими школьниками  и взрослыми.

Поэтому, большие  затраты на работу, относительно высокий  уровень основного обмена, связанный  с ростом организма, необходимо учитывать  при организации занятий с  младшими школьниками, помнить, что  ребятам надо покрыть затраты  энергии на "пластические" процессы, терморегуляцию и физическую работу. При систематических занятиях физическими  упражнениями "пластические" процессы протекают более успешно и  полноценно, поэтому дети гораздо  лучше развиваются физически. Но подобное положительное влияние  на обмен веществ оказывают лишь оптимальные нагрузки. Чрезмерно  тяжелая работа, или недостаточный  отдых, ухудшают обмен веществ, могут  замедлить рост и развитие ребенка. Поэтому спортивному вожатому необходимо уделить большое внимание планированию нагрузки и расписанию занятий с  младшими школьниками. Формирование органов  движения - костного скелета, мышц, сухожилий  и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.

Мышцы в младшем  школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно  поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют  позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью  внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное  положение тела. В связи с этим, у младших школьников можно наблюдать  искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего  сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в младшем  школьном возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность  бывает очень резкой.

Поэтому при  занятиях физическими упражнениями нужно уделять большое внимание симметричному развитию мышц правой стороны туловища и конечностей, а также левой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. Симметричное развитие силы мышц туловища при занятиях различными упражнениями приводит к созданию "мышечного  корсета" и предотвращает болезненное  боковое искривление позвоночника. Рациональные занятия спортом всегда способствуют формированию полноценной осанки у детей.

Мышечная система  у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным  количеством движений и мышечной работы. К 8-9 годам заканчивается  анатомическое формирование структуры  головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются  основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного  мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, почему-то привлекшие их внимание.

Особенностью  внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно  легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита  и способность концентрации внимания на изучаемом явлении. Долго удерживать внимание на одном и том же объекте  они еще не могут. Напряженное  и сосредоточенное внимание быстро приводит к утомлению.

Все сказанное  имеет прямое отношение и к  разучиванию движений при занятиях физической культурой. Многочисленные наблюдения показывают, что младшие  школьники забывают многое, что было ими изучено 1-2 месяца назад. Чтобы  избежать этого, необходимо систематически, на протяжении длительного времени, повторять с детьми пройденный учебный  материал.

Мышление у  детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано  с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения  они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих  закономерностях природы и общества.

Информация о работе Физическое воспитание детей в семье