Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:
1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

2. изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……………………….6
1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
1.3 Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
1.4 Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по
обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……….26
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30 2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

физическое воспитание.docx

— 143.22 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей  старшего дошкольного возраста подвижным  играм……………………….6  

    1. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6  
    2. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
    3. Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
    4. Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
    5. Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по   

обучению детей старшего дошкольного  возраста подвижным играм……….26

Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30                                                                        2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30

2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время в этот период ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей, педагогов. Проблема эффективности развития и воспитания ребенка в период дошкольного детства относится к числу наиболее актуальных проблем дошкольной педагогики.

В соответствии с Законом «Об образовании» и  Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной  из основных задач, стоящих перед  детским садом, является «взаимодействие  с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка». Поэтому необходим  активный курс на создание единого  пространства развития ребёнка, как  в ДОУ, так и в семье.

В детском  возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного  опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Здоровое, красивое тело, красивые движения - результат  правильного физического развития. Маленький человек не может сам  себя развить - это задача взрослых. Подвижная игра является условием формирования двигательной активности детей, а также  стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер ребенка, становится очевидной необходимость  интенсивной научной и практической разработки вопросов физического воспитания детей дошкольного возраста средствами подвижной игры.

Вместе  с тем, анализ литературы свидетельствует, что традиции физического воспитания в современной семье изучены  слабо, не рассматривается также  вопрос об их влиянии на формирование у ребенка потребности в систематических  занятиях физическими упражнениями. Кроме того, до сих пор открытым остается вопрос о ее роли и месте  в целостной системе физкультурно-оздоровительной  работы. Однако семья, как многогранная система в своем воздействии  на формирование основ физической культуры ребенка имеет огромное влияние, что доказывается отечественными и  зарубежными исследователями. Именно поэтому, проблема взаимодействия ДОУ  с родителями, поиск эффективных  форм и методов была, есть и будет  актуальной. Особенно актуальной она  становится, когда мы говорим об оздоровительной деятельности в  семье.

Объект исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста подвижной игре.

Предмет исследования: формы взаимодействия руководителя физического воспитания ДОУ и семьи в организации работы по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что активное взаимодействие семьи и инструктора физического воспитания ДОУ по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм содействует процессу правильного физического развития ребенка.

Для решения  поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:

  1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

 

 

  1.  изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;
  2. описали формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм;                                                   

Применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования:

1. анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;

2. изучение и обобщение опыта работы ДОУ с семьей;

3. сбор текущей информации через анкетирование, опрос, беседы;

4.организация экспериментальной работы с использованием диагностических методик и их анализ.

Теоретической и методологической основой явились  труды отечественных психологов и педагогов по проблемам детской  игры.

Исследование проведено на базе МБДОУ д/с. №54 «Белоснежка».

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных учреждений в процессе сотрудничества с родителями воспитанников в целях укрепления их здоровья. Работа составлена из двух частей: теоретической и практической.

Структурная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём работы составляет 60 страниц, список использованной литературы включает 32 источника.

 

1. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм

 

1.1 Место и роль физической культуры  в общей системе воспитания  детей дошкольного возраста

 

Движения  — естественный стимул жизнедеятельности  организма, тренировка всех его систем и органов. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. В первые семь лет  жизни у детей формируются  важнейшие двигательные навыки, закладываются  основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности, создаются  решающие предпосылки всестороннего  развития личности.

Движение  оказывает существенное влияние  и на развитие интеллекта ребенка. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у  него неустойчивое внимание, память. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших  систем организма и их функций, закладывается  база для всестороннего развития физических и духовных способностей.

Анализ  научно-методической литератур, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что физическое воспитание – первая ступень комплексной системы воспитания дошкольников. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.

Правильное  физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений, в процессе, которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу всех органов и систем.

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста, имея единое содержание и  предмет изучения с общей теорией  физического воспитания, вместе с  тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в  процессе его воспитания и обучения, учитывая возможности работоспособности  организма, возникающие интересы и  потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического  мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим разрабатывается содержания всех форм организации физического воспитания и оптимальной педагогические условия его реализации.

Познавая  и учитывая закономерности потенциальных  возможностей ребенка каждого возрастного  периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям  необходимый уровень физической подготовленности для поступления  в школу.

Физическое  воспитание дошкольников - сложный  процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально  осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной  деятельности, поэтому привычка действовать  определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии воспитателя  по физической культуре, воспитателя  группы и семьи [13; c.22].

Для того чтобы эта работа была эффективна, необходимо ясно представлять, какого рода отдача ожидается от каждого  из них. При этом роль воспитателя  по физической культуре представляется достаточно сложной и разнообразной. Предусматривается соблюдение строгой  последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом. Превышения требований, ускорение темпа обучения детей, минуя промежуточные звенья программы, следует считать недопустимым, так как это вызывает непосильное напряжение организма, наносящие вред здоровью и нервно-психическому развитию детей. Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание руководителя физического воспитания направляется на воспитание сознательно действующего, в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам.

Теория  физического воспитания детей дошкольного  возраста непрерывно развивается и  обогащается новыми знаниями, получаемыми  в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Данные исследований, проверенные  в массовой практике детских учреждений, вводятся в программы, учебные пособия, учебники и в практическую работу с детьми, содействуя прогрессу всего  воспитательно-образовательного процесса. Осуществлять физическое воспитание детей, это значит[31; c.16]:

1. уметь  анализировать и оценивать степень  физического здоровья и двигательного  развития детей;

2. формулировать  задачи физического воспитания на определенный период (например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;

3. организовать  процесс воспитания в определенной  системе, выбирая наиболее целесообразные  средства, формы и методы работы  в конкретных условиях;

4. проектировать  желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути  к достижению целей;

5. сравнивать  достигнутые результаты с исходными  данными и поставленными задачами;

6. владеть  самооценкой профессионального  мастерства, постоянно совершенствуя  его.

Таким образом, хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Физкультурно-оздоровительная  работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и  формирование основ здорового образа жизни.  

 

1.2 Система физического воспитания  в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства

 

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей [10; c.28]. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание.

Физическое  воспитание как система мероприятий, направленных на развитие растущего  организма ребенка, его функций, является приоритетной для всей воспитательной работы с детьми в ДОУ. Каждое учреждение в зависимости от его специфики  имеет свои конкретные направления  в работе, отвечающие в целом государственным  и общенародным интересам. Одним  из направлений совершенствования системы физического воспитания детей является включение физической культуры в специально организованный педагогический процесс, который должен осуществляться грамотными специалистами - руководителями по физическому воспитанию.

Информация о работе Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей