Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 01:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение, описание форм взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.
Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:
1. выявили место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста;

2. изучили формы взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……………………….6
1.1 Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства…………………………………………………………………...9
1.3 Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста………………........................................................12
1.4 Описание форм взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях..20
1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по
обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм……….26
Глава 2 Эмпирическая часть исследования………………………………..30 2.1Организация экспериментальной работы………………………….……….30
2.2 Анализ результатов исследования………………………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….................................................42
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...45

Работа состоит из  1 файл

физическое воспитание.docx

— 143.22 Кб (Скачать документ)

В настоящее  время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. К примеру, вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:

1) высказывания  классиков педагогики о назначении  игры для развития и воспитания  детей дошкольного возраста;

2) какие  игрушки необходимы ребенку того  или иного возраста, перечень  игрушек и фотографий;

3) как  организовать игровой уголок  дома;

4) краткая  характеристика видов игровой  деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации  по руководству детской игрой  в семье;

6) список  рекомендуемой литературы.

Учитывая  занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы  общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной  формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

 

1.5 Формы взаимодействия руководителя физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм

 

 Даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитание и физическое развитие детей в детском саду тесно связаны с целями и устремлениями родителей и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Специалисты детского сада должны дать необходимые  педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в  домашних условиях родители могли закрепить  приобретённые навыки.

Один  из путей решения этих задач –  совместная деятельность детей и  взрослых, как в массовом детском  учреждении, так и в семье (рис.1).

 

Рисунок 1 - Совместная спортивная деятельность детей и взрослых

 

Организуя сотрудничество с семьей, инструктор по физической культуре ДОУ, понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада, особое внимание должен уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, в том числе организации обучения родителей детей подвижным играм с целью использования их в условиях семьи.

Совместная  работа руководителя физического воспитания ДОУ с семьей должна строиться  на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию  и методику:

1. Единство, которое достигается в том  случае, если цели и задачи  воспитания здорового ребенка  хорошо понятны не только воспитателю,  но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность  и последовательность работы (в  соответствии с планом) в течение  всего года и всего периода  пребывания ребенка в детском  саду.

3. Индивидуальный  подход к каждому ребенку и  к каждой семье на основе  учета их интересов и способностей.

4. Взаимное  доверие и взаимопонимание педагогов  и родителей на основе доброжелательной  критики и самокритики. Укрепление  авторитета педагога в семье,  а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями  система работы с семьей включает:

- ознакомление  родителей с результатами диагностики  физического развития ребенка;

- ознакомление  родителей с подвижными играми, в этих целях используются  информация в родительских уголках,  в папках передвижках, в библиотеке  детского сада;

- помощь  в составлении индивидуальных  занятий с подвижными играми  в условиях семьи, с учетом  физического развития детей;

- обучение  конкретным подвижным играм, приемам  и методам игровых упражнений;

- различные  консультации, устные журналы и  дискуссии с участием психолога,  медиков, специалистов по физическому  образованию, а также родителей  с опытом по организации игр  с детьми;

- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с  просмотром видео-уроков;

- «открытые  дни» родителей с просмотром  и проведением разнообразных  занятий в физкультурном зале, на стадионе и т.д.;

- совместные  физкультурные досуги, праздники;

- анкетирование  родителей по данному вопросу.

Эффективной формой работы с семьей являются занятия  в семейных клубах.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что  ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная  программа не сможет дать полноценных  результатов, если она не реализуется  в содружестве с семьёй.

Чтобы ребенок  рос здоровым и физически разносторонне развитым, сознательное отношение к физической культуре следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие ДОУ с родителями является создание эффективной системы сотрудничества.

В данной главе мы выявили формы взаимодействия ДОУ и семьи. Для этого мы охарактеризовали новую философию взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях; описали формы взаимодействия инструктора физического воспитания и семьи по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм.

Наблюдения  показывают, что использование различных  форм работы с родителями эффективны, в результате чего:

  • повышается ответственность родителей за воспитание детей в семье;
  • постоянно совершенствуются знания родителей;
  • создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми;
  • происходит обмен опытом между родителями;
  • обеспечивается совместный успех в деле обучения детей подвижным играм в условиях семьи.

Следующая глава раскрывает практическое исследование эффективности данной проблемы.

 

2. Эмпирическая часть исследования

2.1 Организация экспериментальной работы

 

В настоящее время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, проводимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, в результате задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки. И одной из основных причин таких результатов является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей.

Родители  зачастую оберегают своих малышей  от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди»), даже от здорового соперничества  в подвижных играх. Такая родительская любовь рискует превратиться в свою противоположность и принести только один вред. Ведь доказано, что подвижные  игры и физические упражнения оказывают  значительное влияние на нормальный рост и развитие ребёнка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Своевременное развитие основных двигательных навыков, так же важны, как и своевременное  интеллектуальное развитие ребёнка - например, развитие речи.

Для того,чтобы выявить наиболее эффективные формы взаимодействия семьи и инструктора по физическому воспитанию ДОУ по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм, было организовано и проведено исследование на базе МБДОУ д/с №54 «Белоснежка».

Исследование  проводилось совместно с инструктором по физическому воспитанию.

В нем  приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста, из которых  были сформированы две группы детей: одна группа – (7 детей) была экспериментальной, а вторая – контрольная (7 детей). 

Обследование  проводилось в 3 этапа:  

  1. Констатирующий 
  2. Формирующий
  3. Контрольный

Исследование  проводилось средствами анкетирования, наблюдения и эксперимента. Организация  эксперимента проходила по следующей  схеме: предварительное тестирование - проведение экспериментальных занятий  в семье - контрольное тестирование. 

Первый этап взаимодействия взрослых обеспечивает базовые условия для его успешности.

Цель - выявить возможности взаимодействия семьи и инструктора по физическому  воспитанию.

Уровень профессионального мастерства педагога определяется отношением семьи  к детскому саду и их требованиям. Только при условии положительных  результатов всей физкультурно-оздоровительной  работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Задача педагога – найти подход к членам семьи ребенка, создать  общую атмосферу доверия, выявить  общий микроклимат в семье, традиции проведения и организации досуга ребенка и пр.

На данном этапе были проведены  индивидуальные беседы и анкетирование родителей (Приложение 1).

Анкетирование показало, что папы и мамы мало знают о том, как  укрепить здоровье ребёнка с помощью  физических упражнений и подвижных  игр. Родители испытывают трудности  из-за недостатка опыта, недооценки важности данного вида деятельности, незнания способов организации, приемов руководства, возрастных особенностей детей, игнорирования  желаний и интересов своего ребенка.

Анкетирование также показало, что  родители нуждаются в знаниях  по обучению детей подвижным играм  в условиях семьи. Это и определило направление поиска оптимальной модели взаимодействия семьи и инструктора по физическому воспитанию. А для того, чтобы увидеть эффективность данного взаимодействия в развитии ребенка, мы провели тестирование уровня физической подготовленности по контрольным испытаниям, предусмотренным программой физического воспитания для старших дошкольников.

Обследование  развития основных движений у детей  дошкольного возраста проводилось  по следующим видам движений: ходьба, бег, прыжки и метание. Для оценки результатов тестирования применяется оценочная шкала физической подготовки (Приложение 2).

При оценке развития основных движений отмечаются как качественные, так и количественные показатели.

Качественные  показатели.

Ходьба. Корпус и голову держит прямо, но не напряженно, плечи слегка отведены назад, движения рук и ног согласованны; идет равномерно, свободным шагом. Ноги поднимает не высоко, но не шаркает  ими по полу.

Информация о работе Формы связи детского сада с семьей по физическому воспитанию детей