Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.

Содержание

Введение……….3

Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике..........5

1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в

физическом воспитании……….5

1.2.Основы формирования двигательного навыка……….11

Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31

2.1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием............31

2.2. Этап первоначального двигательного действия……….31

2.3. Этап уточнения двигательного действия..........31

2.4. Этап закрепления двигательного действия……….33

2.5. Этап достижения мастерства..........31

Глава 3. Формирование двигательного умения и двигательного навыка в художественной гимнастике на примере отдельно взятого двигательного действия……….35

Заключение……….43

Приложение……….45

Список использованной литературы..........46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.66 Кб (Скачать документ)

Точность движений - координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.

Устойчивость навыка –  низкая  подверженность воздействиям сбивающих факторов.

Гибкость навыка – разнообразие  способов выполнять действия, которые целесообразно применить в зависимости от изменения условий.

    1. Автоматизм. Двигательные навыки следует довести до автоматизма, не исключая при этом функцию сознания.
    2. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда должны быть осознанными. [3]

Процесс образования навыков  и использование их в деятельности – сознательный процесс. В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения могут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной степенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спортсмен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.

Овладение двигательным действием  осуществляется в следующей методической последовательности:[9]

    1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный  в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» - активность – цель – «достижение  успеха». Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми

двигательными действиями. Обучение без особого желания  приводит к

разнообразным ошибкам в технике упражнения.

    1. Формирование знаний о сущности двигательного действия.

Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Комментарий останавливает внимание обучаемого и на внешних условиях (свойствах предметов, поведении соперниц и т.п.), от которых также зависит успех выполнения действий.

Элементы двигательного  действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, по терминологии М.М. Богена (1985) (ссылка), называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).

Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Здесь исключительно важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

    1. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ.

Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного  действия, возникаемый на основе

опосредованного или непосредственного  наблюдения;

2) логический (смысловой)  образ, основанный на знании, получаемом  при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический)  образ, создаваемый на основе уже

имеющегося у ученика  двигательного опыта либо на тех  ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.

4) Освоение изучаемого двигательного действия в целом.

К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления. Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация, так как ученику необходимо держать под усиленным контролем все основные опорные точки, т.е. те элементы, фазы двигательного действия, которые определяют успешность самого действия и требуют концентрации внимания при исполнении. При первоначальных попытках очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями. Выполнять действия следует в стандартных условиях, так как любые изменения могут ухудшать качество исполнения.

При завершении попытки выполнить  действие следуют анализ и оценка его выполнения, постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

При формировании двигательного  навыка в центральной нервной системе последовательно сменяются три фазы протекания нервных процессов (возбуждения и торможения).

Первая фаза, когда происходит объединение отдельных элементов движения в целостное действие, характеризуется иррадиацией нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечением в работу многих мышц. При первых попытках выполнить новое двигательное действие в коре головного мозга возбуждаются одновременно нервные центры, обеспечивающие выполнение данного движения, и соседние центры, не участвующие в работе. В этой ситуации мышцы-антагонисты препятствуют свободному выполнению движения, осуществляется

закрепощение.

Вторая фаза характеризуется  концентрацией возбуждения, улучшением координации, устранением излишних движений. После неоднократных повторений нервные процессы в коре головного мозга постепенно локализуются в тех центрах, которые непосредственно обеспечивают выполняемое движение, а соседние центры как бы «выключаются». Здесь уже можно говорить о сформированном двигательном умении.

Третья фаза характеризуется  стабилизацией, высокой степенью координации и автоматизации движений. Фактически здесь в полной мере проявляются все признаки двигательного навыка.

Формирование двигательного  навыка протекает в соответствии с рядом законов: закон изменения скорости в развитии двигательного навыка, закон «плато» (задержки) в развитии двигательного навыка, закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка, закон угасания, закон переноса двигательного навыка и др.

 

  1. Закон изменения скорости в развитии двигательного навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что  выражается в разной мере качественного  прироста в отдельные моменты  его становления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Подобная неравномерность характерна для обучения сравнительно легких действий, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Подобная неравномерность характерна для обучения относительно сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии двигательного навыка.

Длительность задержки в развитии навыка может быть самой разнообразной. Она обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется  протеканием незаметных

приспособительных изменений  в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления  задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не

повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале навык не претерпевает качественных изменений, но ученик начинает испытывать неуверенность в своих силах, что иногда приводит к срывам в исполнении действия. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями, и, в конечном счете, ученик теряет способность выполнять некоторые сложные действия. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного  действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном виде спорта.

    1. Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков.

     Положительный перенос – это процесс взаимодействия навыка с ранее сформированным, когда у них имеется структурное сходство, что облегчает и ускоряет формирование настоящего.

     Отрицательный перенос – это тот же процесс взаимодействия навыка с ранее сформированным, но последний затрудняет формирование нового навыка в связи с наличием явных различий в определяющем (ведущем) звене техники выполнения. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга и недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если преподаватель указывает ученику те основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос, а ученик осознанно их отрабатывает.

Закономерности переноса двигательных навыков следует строго учитывать при определении последовательности (очередности) освоения техники разнообразных движений, особенно в таких видах спорта, как легкая атлетика, гимнастика, акробатика и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭТАПЫ  ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ  В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ.

 

В многолетнем процессе физического воспитания в художественной гимнастике фактически постоянно идет обучение тем или иным двигательным действиям. Одни из них формируются в качестве умений, другие – в качестве навыков, третьи – многократно преобразуются, приобретая свойства умений и навыков. В целом процесс этот многоэтапен и многослоен. Если, однако, рассматривать процесс обучения отдельно взятому действию, которое доводится до сформированного в определенной степени навыка, то правомерно говорить об относительно завершенном цикле обучения этому действию, для которого были определены пять стадий формирования двигательных навыков:

– создание первоначального представления  о двигательном действии и установки  на овладение им;

– образование первоначального умения;

– формирование совершенного умения;

– становление навыка;

– достижение вариативности навыка и  умение его применять.

Одновременно обозначились и соответствующие  им пять этапов процесса обучения:

1) этап первоначального ознакомления с двигательным действием

2) этап первоначального двигательного действия

3) этап уточнения двигательного действия

4) этап закрепления двигательного действия

5) этап достижения мастерства.

Каждый из них отличается частными задачами, применяемыми методами и средствами, особенностями путей  исправления ошибок.

Структура и содержание процесса обучения вариативны. Вместе с тем  в пределах каждого из указанных этапов этот процесс имеет свои вполне определенные черты, которые должны находить отражение в особенностях постановки частных задач и методики их реализации. Ниже они рассматриваются в аспекте поэтапной структуры обучения отдельному действию, которое доводится до навыка.

 

2.1.Этап первоначального ознакомления с двигательным действием.

Цель этого этапа - подготовка спортсменов к усвоению изучаемого двигательного действия, обеспечение  нужного уровня физической и психологической готовности к началу обучения новому материалу. Во время подготовительного этапа создается фонд двигательных координаций, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучаемого двигательного действия.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические. Проявляются в процессе формирования двигательных координаций, необходимых для усвоения основного двигательного действия; учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие его своеобразные субструктуры. При этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппаратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движущихся частях тела, о временных, пространственных и динамических характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте спортсмена, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия.

Таким образом, физиологические  особенности подготовки на этом этапе  заключаются в формировании базы частных двигательных  координаций или их отдельных элементов.

Психологические. У учеников формируются частные двигательные умения, своеобразные субсистемы, возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потребностей, нацеленных на формирование в последующем доминирующей мотивации, сильного стимула для усвоения основного движения. Одновременно развиваются волевые качества, необходимые для возникновения решения действовать.

Педагогические  особенности связаны с психолого-физиологическими характеристиками и обусловливают необходимость педагогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, выбора оптимальных средств, форм, методов их решения.

Информация о работе Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике