Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание

Художественная гимнастика как вид спорта по характеру двигательной деятельности относится к сложнокоординационным и требует от спортсменок проявления широкого круга двигательных умений, навыков и качеств.

Содержание

Введение……….3

Глава 1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике..........5

1.1.Двигательные умения и навыки как предмет обучения в

физическом воспитании……….5

1.2.Основы формирования двигательного навыка……….11

Глава 2. Этапы процесса обучения двигательным действиям в художественной гимнастике………31

2.1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием............31

2.2. Этап первоначального двигательного действия……….31

2.3. Этап уточнения двигательного действия..........31

2.4. Этап закрепления двигательного действия……….33

2.5. Этап достижения мастерства..........31

Глава 3. Формирование двигательного умения и двигательного навыка в художественной гимнастике на примере отдельно взятого двигательного действия……….35

Заключение……….43

Приложение……….45

Список использованной литературы..........46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 150.66 Кб (Скачать документ)

Характерные особенности подготовки.

Физиологические. Двигательный навык приобретает вариативный характер, индивидуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модернизирующуюся функциональную систему.

Функциональная система, связанная с образованием навыка конкретного двигательного действия, в данном случае включается в функциональную систему деятельности или его  элемента, «блока», что, возможно, потребует частичной перестройки уже закрепленного или формирующегося динамического стереотипа.

Психологические. Расширение представлений спорстменов о своих двигательных способностях и деятельности, элементом которой становится конкретный двигательный навык. На этом этапе предъявляются довольно высокие требования к волевой сфере учеников, что связано с необходимостью самостоятельно использовать изученное двигательное действие. Осуществляется интеграция специальных знаний, инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятельности или его элементу.

Педагогические:

а) слияние теоретической  и двигательной подготовки с элементами спортивной деятельности учеников.

б) возможность устанавливать  функциональные связи между всеми формами организации учебно-тренировочного процесса.

Цель этапа – формировать  умение использовать специальные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий спортом.

Задачи:

1) положительная мотивация,  связанная с самостоятельными  занятиями физической культурой и спортом;

2) формирование убеждения  в прикладной ценности двигательных  действий, рекомендуемых для обогащения содержания спортивной деятельности;

3) знание инструктивно-методической  направленности (место) двигательного  действия в структуре других  элементов деятельности, профилактика  травматизма, объем и интенсивность физической нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических  
упражнений на занятиях индивидуальных и групповых и т.д.);

4) формирование инструктивных  навыков;

5) формирование навыков  самоконтроля, взаимоконтроля; необходимость научить спортсменов самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.

Рекомендуемые методы обучения:

– стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где демонстрируются фильмы о выдающихся спортсменах, об использовании физической культуры для лечения, восстановления организма, развития личностных качеств человека и др.; чтение статей периодической печати с последующим обсуждением в группе, самостоятельное чтение художественных и публицистических материалов);

– организация и осуществление спортивной деятельности учащихся (беседы, объяснения, инструктирование команды, распоряжения, указания, предъявляемые в виде частной и письменной информации);

– наглядные методы: показ способа выполнения элемента деятельности, просмотр видео- и художественных фильмов, буклетов и другой визуальной информации; практические методы в виде организации выполнения элементов или деятельности в целом);

– контроль и самоконтроль (частные и письменные), наблюдение и самонаблюдение, организация контрольных испытаний и самоконтроль, тестирования и соревнования и т.д.

Таким образом, этапы процесса обучения двигательному действию – это взаимосвязанные и взаимозависимые звенья в органическом единстве и функциональной целостности (приложение, табл. 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОГО  НАВЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ДВИГАТЕЛЬНОГО  ДЕЙСТВИЯ.

 

В целях иллюстрации вышеизложенного  процесса формирования двигательного  умения и навыка в художественной гимнастике нами предложен наглядный  пример обучения двигательному действию, известному в художественной гимнастике как «перелет», или «бочка».

Следует заметить, что к  моменту обучения спортсменки должны владеть такими базовыми двигательными  действиями, как «мост», «переворот вперед и назад», «переворот боком («колесо»)».

Процесс обучения данному  двигательному действию включает в  себя пять этапов вплоть до формирования устойчивого навыка:

 

    1. Этап первоначального ознакомления с двигательным действием.

На этом этапе необходимо подготовить спортсменок к усвоению изучаемого двигательного действия, используя следующие методы:

- метод непосредственной наглядности (показ упражнения тренером-преподавателем или одной из старших гимнасток)

- словесное воздействие (объяснение способа выполнения данного действия, которое должно быть максимально точным, кратким и доступным для учениц данного возраста, словесные инструкции и акцентирование внимания на ключевых моментах выполнения двигательного действия, таких как замах, переход в стойку на руках прогнувшись и приземление).

- подводящими упражнениями для выполнения данного двигательного действия являются: переход через мост из положения упор присев, переход через мост из положения стоя на коленях с приходом в ИП, кратковременный переход на руки  из положения «мост» путем отталкивания ногами от пола.

 

2. Этап первоначального  двигательного действия.

На втором этапе необходимо сформировать у учениц умение выполнять  двигательное действие по общей схеме. Основными способами изучения данного  двигательного действия на данном этапе  являются:

- разделение его на  две части (от момента замаха  до положения «мост» и от  положения «мост» до приземления  на колени);

-  выполнения подводящего  упражнения «переход через мост  с колен» в максимально возможном  для ученицы быстром темпе,  соблюдая правильную технику  исполнения действия.

Сформированное в результате первоначальное двигательное умение отличается постоянной концентрацией внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальной  степенью участия двигательных автоматизмов в управлении движением, изменчивостью  техники движения (особенно под влиянием сбивающих факторов).

 

3. Этап уточнения  двигательного действия.

На этом этапе формируется  двигательный навык. Целью этого  этапа является сформировать умение технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в  целом, с соблюдением динамических и пространственных характеристик. На третьем этапе важно устранить  типичные ошибки, допускаемые гимнастками  при усвоении техники данного  двигательного действия. Например, неполный переход на руки в процессе «перелета», отклонение от правильной траектории движения, неправильный замах  в момент отталкивания от пола, отсутствие амортизации при приземлении.

Для формирования двигательного  навыка на данном этапе применяются  следующие варианты упражнений:

- многократное повторение  двигательного действия в целом  с акцентом внимания на детальное  усвоение отдельных его элементов;

- выполнение более сложного  варианта движения или выполнение  его с изменением привычных  при предыдущих повторениях внешних  условий (например, выполнение «перелета»  с прямыми ногами, с ногами  соединенными вместе и т.п.).

 

4. Этап закрепления  двигательного действия.

На четвертом этапе  должно быть достигнуто стабильное выполнение двигательного действия. Целью этого  этапа является свободное и за меньшее время выполнение двигательного  действия, концентрация внимания в  основном на ритме действия, моментах приложения основных усилий и конечном результате, а также сохранение стабильности воспроизведения техники двигательного  действия при многократных повторениях. Можно сказать, что на данном этапе  формируется двигательный навык, который  характеризуется автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движения, высокой прочностью и надежностью  исполнения. Движение выполняется спортсменкой автоматически, без необходимости  словесных инструкций со стороны  тренера и проговаривания про  себя ключевых моментов, необходимых  для выполнения данного двигательного  действия. На этом этапе является возможным  при необходимости добавлять  взаимодействие с предметом во время  выполнения действия (например, бросок, перекат, отбив, проход через предмет  и др.).

 

 

 

5. Этап достижения  мастерства.

На пятом этапе формируется  умение использовать полученные знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий, без контроля со стороны тренера. Двигательный навык  приобретает вариативный характер, отличительные индивидуальные особенности  конкретного спортсмена. Одной из задач этого этапа является формирование навыков самоконтроля и самоанализа  у гимнасток с целью дальнейшего  совершенствования изученного двигательного  действия (например, изучение «перелета» с другой ноги, со вставанием, с изменением положения тела в пространстве или  при приземлении).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данной работе мы рассмотрели процесс формирования двигательных умений и двигательных навыков в области физической культуры и спорта, и в частности, в художественной гимнастике, этапы обучения двигательному действию в целом и их особенности, а также формирование двигательного навыка на примере отдельно взятого двигательного действия.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение  жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Внутреннюю логику процесса образования и совершенствования двигательного действия в таких условиях принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от  умения к навыку. Основным отличием двигательного умения от двигательного навыка является степень контроля выполнения двигательного действия со стороны сознания, т.е.уровень автоматизации.

Были выделены пять стадий формирования двигательных навыков:

– создание первоначального представления  о двигательном действии и установки  на овладение им;

– образование первоначального  умения;

– формирование совершенного умения;

– становление навыка;

– достижение вариативности навыка и умение его применять;

и вытекающие из них пять этапов процесса обучения двигательному действию. В  соответствии с этими этапами  нами был рассмотрен пример обучения такому двигательному действию в  художественной гимнастике, как «перелет», начиная с этапа первоначального  ознакомления гимнасток с двигательным действием, ранее не владеющих им,  до этапа достижения мастерства, при  котором формируется умение использовать полученные знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий  без контроля со стороны тренера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение.  

Таблица 1. Формирование двигательного умения и двигательного навыка.

 

Знания

 
 


 

 

 

 

Таблица 2.  Этапы  обучения двигательному действию (по ЖелезнякуЮ.Д., Минбулатову В.М., 2004).

 

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Боген М.М. «Обучение двигательным действиям» :Учебник для студентов, преподавателей университетов физической культуры, - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.
  2. Гимнастика с методикой преподавания / Под. ред.  И. Б. Павлова, В.М. Баршая. - М., 1985. – 208 с.
  3. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания: Учебное пособие. /Е.Н. Гогунов, Б.И.Мартьянов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету Физическая культура: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.–272 с.
  5. Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4. С. 28 -37
  6. Макарова Е.Ю. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Макарова Е.Ю., Менхин А.В. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М.: 1998. - С. 97-101.
  7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (Общие основы теории и методики физического воспитания: теоретико-методические аспекты спорта   и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с
  8. Теория физической культуры и  спорта, основные понятия и термины: Составители: А.С.Самыличев, Н.А.Самыличева. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2011. – 36 с.
  9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов.–2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002. – 480 с.
  10. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3. С.8-12
  11. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6. С. 8-13

Информация о работе Формирование двигательных умений и двигательных навыков в художественной гимнастике