Двигательные способности в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы: для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» и в этой работе мы найдём различия в данных понятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ 4
1.2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
2.ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 10
2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12
3.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14
3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 16
3.2.МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17
3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 17
3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ 20
3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 21
3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  2 файла

танин курсач.docx

— 71.29 Кб (Скачать документ)

     Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.

     К элементарным формам относятся:

    • Скорость двигательной реакции;
    • Скорость одиночного движения;
    • Частота движений (количество движений в единицу времени).

     К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

    • Способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном спорте, рывки в футболе).
    • Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.
    • Способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п. [16].

     2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

     Первая  задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

     Вторая  задача — максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

     Третья  задача — совершенствование скоростных способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой Деятельности (например, в летном деле, при выполнении функции оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

     Скоростные  способности весьма трудно поддаются  развитию. Возможность повышения  скорости в локомоторных циклических  актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование  техники движений и др., т.е. посредством  совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит  проявление тех или иных качеств  быстроты.

     В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного  переноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошей  реакцией на сигнал, но иметь невысокую  частоту движений; способность выполнять  с высокой скоростью стартовый  разгон в спринтерском беге еще не гарантирует высокой дистанционной  скорости и наоборот). Прямой положительный  перенос быстроты имеет место  лишь в движениях у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав[19].

     Таким образом в различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и в совокупности с другими физическими качествами и техническими действиями.  

     3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

     Все двигательные реакции, совершаемые  человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Ответ заранее  известным движением на заранее  известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или  в плавании, прекращение нападающего  или защитного действия в единоборствах  или во время спортивной игры при  свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления  сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции  у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

     Сложные двигательные реакции встречаются  в видах спорта, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство  сложных двигательных реакций в  физическом воспитании и спорте —  это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется  мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) [11].

     В ряде видов спорта такие реакции  одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

     Временной интервал, затраченный на выполнение одиночного движения (например, удар в  боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота, или темп, движений — это число движений в единицу  времени (например, число беговых  шагов за 10 с).

     В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в различных  сочетаниях и в совокупности с  другими физическими качествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное  проявление скоростных способностей. К ним относятся: быстрота выполнения целостных двигательных действий, способность  как можно быстрее набрать  максимальную скорость и способность  длительно поддерживать ее.

     Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарные формы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстроту человека, так  как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но и  другими факторами, в частности  техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.

     Способность как можно быстрее набрать  максимальную скорость определяют по фазе стартового разгона или стартовой  скорости. В среднем это время  составляет 5—6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют по дистанционной скорости.

     В играх и единоборствах есть еще  одно специфическое проявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменением ситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другом направлении[17,3,19].

     Проявление  форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной  системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных  волокон); 3) силы мышц; 4) способности  мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

     С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз: 1) возникновения  возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем  в восприятии сигнала; 2) передачи возбуждения  в центральную нервную систему; 3) перехода сигнальной информации по нервным  путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; 4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной  системы к мышце; 5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

     Максимальная  частота движений зависит от скорости перехода двигательных нервных центров  из состояния возбуждения в состояние  торможения и обратно, т.е. она зависит  от лабильности нервных процессов.

     На  быстроту, проявляемую в целостных  двигательных действиях, влияют: частота  нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

     С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления  и ресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода). Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0—10%.

     Генетические  исследования (метод близнецов, сопоставление  скоростных возможностей родителей  и детей, длительные наблюдения за изменениями  показателей быстроты у одних  и тех же детей) свидетельствуют, что двигательные способности существенно  зависят от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью.

     Среднесильное генетическое влияние испытывают скорость одиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%).

     Наиболее  благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5—20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.

     Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12—13-летнего  возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях  быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.) [19].

     3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ  СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

     Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

     1) методы строго регламентированного упражнения;

     2) соревновательный метод;

     3) игровой метод.

     Методы  строго регламентированного упражнения включают в себя:

     а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;

     б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений  по заданной программе в специально созданных условиях.

     При использовании метода вариативного упражнения чередуют движения с высокой  интенсивностью (в течение 4—5 с) и  движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют  скорость. Это повторяют несколько  раз подряд.

     Соревновательный  метод применяется в форме  различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы —  уравнительные соревнования) и финальных  соревнований. Эффективность данного  метода очень высокая, поскольку  спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

     Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально  возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются  очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод  обеспечивает широкую вариативность  действий, препятствующую образованию  «скоростного барьера».

     Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с  максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом  уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные  и варьируемые формы упражнений[3]. 

Документ Microsoft Office Word.docx

— 11.55 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Двигательные способности в физическом воспитании