Двигательные способности в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы: для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» и в этой работе мы найдём различия в данных понятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ 4
1.2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
2.ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 10
2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12
3.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14
3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 16
3.2.МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17
3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 17
3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ 20
3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 21
3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  2 файла

танин курсач.docx

— 71.29 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3 

ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ 4

    1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7 

2.ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 10

    2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12 

3.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14

    3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 16

    3.2.МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17

         3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 17

         3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО  ДВИЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ  ДВИЖЕНИЯ 20

         3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ  ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ 21

         3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ  ДВИЖЕНИЙ 21 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25 
 

 

     

     ВВЕДЕНИЕ

 

     Теория  и методика физической культуры –  основная общепрофилирующая дисциплина, которая включает в себя обширный комплекс знаний, являющихся теоретическим фундаментом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту[19].

     Теория  и методика, раскрывая практически  все стороны и способы совершенствования  человека, создает необходимые предпосылки  для профессионального роста  специалиста в области адаптивной физической культуры.

     Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их по возможности четкое и  строгое определение является одной  из важнейших проблем теории физической культуры, которая является относительно молодой и окончательно не сформировавшейся областью знаний. В таких условиях предельная точность представлений  о том или ином термине позволяет  облегчить обсуждение и понимание  проблем, помочь глубже проникнуть в их сущность. Овладение понятиями способствует конкретизации мысли, облегчает общение и взаимопонимание.

     Актуальность  данной курсовой работы: для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» и в этой работе мы найдём различия в данных понятиях.

    Цель: раскрыть основы методики развития скоростных способностей в физическом воспитании.

     Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие двигательных способностей.
  2. Дать общую характеристику скоростных способностей.
  3. Изучить основы методики воспитания скоростных способностей

    Методы  исследования: анализ научно-методической и специальной  литературы.

    Структура и объем курсовой  работы. В первой главе данной курсовой работы мы раскроем общее понятие двигательных способностей, во второй главе охарактеризуем скоростные способности, и в третьей главе опишем основы методики воспитания скоростных способностей.

 

     

     1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ

 

    Для обозначения способностей, относящихся  к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины «физические» или «двигательные» способности, в психологии — «психомоторные» и «психофизические» способности, в физиологии — «физические качества», в биомеханике — «физические» или «моторные качества». Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

     В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека[19;12].

     Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления —  двигательные умения и навыки.

     Двигательные способности - относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательных действий.

     К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.

     Понятие «физические качества» объединяет, в частности, те стороны моторики человека, которые:

     а) проявляются в  одинаковых параметрах движения и измеряются тождественным способом – имеют  один и тот же измеритель (например, максимальная скорость);

     б) имеют аналогичные  физиологические и биохимические  механизмы и требуют проявления сходных свойств психики. Как следствие этого – методика воспитания какого-либо физического качества обладает общими чертами вне зависимости от конкретного вида движения (например, выносливость в плавании и беге совершенствуется во многом сходными путями, хотя сами эти движения резко различны) [5,16].

     Применительно к  динамике изменения показателей  физических качеств употребляются  термины развитие и воспитание. Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает  активное и направленное воздействие  на рост показателей физического  качества.

     Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или  скоростных способностей. У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:

  • анатомо-морфологические  особенности мозга и нервной  системы (свойства нервных процессов  – сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
  • физиологические (особенности  сердечно-сосудистой и дыхательной систем – максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
  • биологические (особенности  биологического окисления, эндокринной  регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
  • хромосомные (генные) [11,3].

    На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.). В основе развития способностей, в том числе и двигательных (моторных), лежат биологически закреплённые предпосылки развития — задатки. Задатки, существенно влияя на процесс формирования способностей и содействуя успешному их развитию, вместе с тем не предопределяют одарённость человека к той или иной деятельности. Развитие способностей — результат сложного взаимодействия генетических и средовых факторов.

     Применительно к спортивной деятельности в качестве факторов среды выступают процессы направленного воспитания, обучения и тренировки. Задатки многозначны (многофункциональны), т.е. на основе одних  и тех же предпосылок могут  развиваться различные свойства организма, возникнуть неодинаковые совокупности признаков, разные формы их взаимодействия.

    Задатки также связывают с прирождёнными  особенностями «нервно-мозгового  аппарата», свойствами органов чувств. Таким образом, в существующей литературе нет достаточно аргументированного понятия такой важной биологической предпосылки  развития способностей, как задаток. Однако при рассмотрении данной проблемы целесообразно учитывать следующие аспекты:

  • Задаток надо рассматривать как генетическое образование, которое формируется в результате образования зиготы. Какова природа и механизм образования диплоидного набора хромосом пока ещё не достаточно ясно.
  • Задаток влияет на программу развития, определяя морфологические особенности организма (особенности строения тела, композицию мышечных волокон, капилляризацию мышц, особенности строения сенсорных систем и т.д.).
  • Задаток влияет на функциональные особенности, специфику адаптаций, преимущественную склонность к совершенствованию анаэробного, аэробного, анаболического метаболизма при мышечной деятельности.
  • Задаток определяет развитие координационных возможностей, способности центрально-нервных механизмов управлять работой мышц, отдельных звеньев тела, взаимодействием функций.
  • Задаток влияет на формирование психофизиологических свойств индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности как качественной специфики личности.

    Таким  образом, в понятийном плане задаток  можно охарактеризовать как биологическую  структуру, возникающую по генетическим законам развития и влияющую на морфологические  и функциональные особенности организма, психическое развитие человека и  способствующих успешному формированию особенностей[8;3].

    Задаток как генетически закреплённая предпосылка  развития, очевидно, влияет не только на временную последовательности формирования функций, развитие костно-двигательного  аппарата, двигательных качеств, темпы  прироста функциональных возможностей, но и на величину развития признака. В генетике степень развития признака определяют как наследственную норму реакции. В спорте правильная интерпретация наследственной нормы реакции — резервных возможностей реализации задатков — приобретает особую значимость, так как развитие спортивных способностей с одной стороны, жестко лимитировано временем (лишь в определенном, относительно узком возрастном коридоре — 6-8 лет), а с другой — при учете особых сензитивных периодов развития.

     О способностях человека судят не только по его достижениям  в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко  он приобретает эти умения и навыки[12;3].

     Способности проявляются  и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат  совместных действий наследственных и  средовых факторов. Практические пределы  развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки[19].

 

     

     1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА  ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

    Двигательные возможности реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных[5].

    Структура каждого физического качества очень сложна. Компоненты этой структуры мало или совсем не связаны друг с другом. Компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость[6;1].

Документ Microsoft Office Word.docx

— 11.55 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Двигательные способности в физическом воспитании