Двигательные способности в физическом воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание

Актуальность данной курсовой работы: для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие «скоростные способности» и в этой работе мы найдём различия в данных понятиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ПОНЯТИЕ О ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ 4
1.2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 7
2.ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 10
2.1 ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 12
3.ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 14
3.1 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 16
3.2.МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 17
3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 17
3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ 20
3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 21
3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа состоит из  2 файла

танин курсач.docx

— 71.29 Кб (Скачать документ)
    1. МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

     3.2.1 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

 

     Быстрота  двигательных реакций может быть простой и сложной.

     Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (зрительный, слуховой, тактильный).

   Примерами такого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ на выстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращение игры при свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения.

     Основной  метод при развитии быстроты реакции  — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов. Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации). Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции, необходимо использовать, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуаций.

     Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них  и в других ситуациях.

     Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). В сложных реакциях выделяют: реакцию на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.) и реакцию «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) [2,5].

     Период  реакции на движущий объект складывается из четырех элементов:

   1. Человек должен увидеть движущий  объект (мяч, игрока).

   2. Оценить направление и скорость  его движения.

   3. Выбрать план действий.

   4. Начать его осуществление.

   Основная  доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых следует:

   - постоянно увеличивать скорость  движения объекта;

   - сокращать дистанцию между объектом  и занимающимся;

   - уменьшать размеры движущегося  объекта.

   Реакции выбора связана с выбором двигательного ответа из нескольких возможных. Время реакции выбора во многом зависит от большого запаса тактических действий и технических приемов.

   Для развития быстроты реакции с выбором  следует:

  1. Постепенно усложнять характер ответных действий и условия их выполнения. Например, сначала обучают выполнять защиту в ответ на заранее обусловленный удар, затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, затем трех и т.д.
  2. Развивать способность предугадывать действия противника. Другими словами, реагировать не столько на соперника или партнера, сколько на малозаметные движения (осанку, мимику, эмоциональное состояние и т.п.).

     Упражнения  на быстроту реакции вначале выполняют  в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит  от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов[6].

     Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно  направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее  или защитное действие, элементы игровых  действий и т.п.). Поэтому для совершенствования  быстроты простой двигательной реакции  применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

     Добиться  значительного сокращения времени  простой реакции — трудная  задача. Диапазон возможного сокращения ее латентного времени за период многолетней  тренировки примерно 0,10-0,15 с.

     Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них  и в других ситуациях.

     Сложные двигательные реакции встречаются  в видах деятельности, характеризующихся  постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство  сложных двигательных реакций в  физическом воспитании и спорте —  это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется  мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект[2,19].

     Воспитание  быстроты сложных двигательных реакций  связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение  сложной реакции невозможно. Для  этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых  моделируются отдельные формы и  условия проявления быстроты сложных  реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются  специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

     Время реакции выбора во многом зависит  от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения.

     Применяя  для совершенствования реакции  выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

     На  время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние  занимающегося, тип сигнала, сложность  и освоенность ответного движения.

     3.2.2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  СКОРОСТИ ОДИНОЧНОГО ДВИЖЕНИЯ  И ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ

 

     Быстрота  одиночного движения проявляется в  способности с высокой скорость выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения ноги при ударе по футбольному мячу, скорость движения руки при ударе по волейбольному мячу или при метании копья.

     Наибольшая  быстрота одиночного движения достигается  при отсутствии добавочного внешнего сопротивления. С увеличение внешнего сопротивления повышение скорости движений достигается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя определяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитие силовых способностей, используя упражнения с отягощениями (утяжеленные перчатки у боксера, утяжеленную обувь в прыжка и т.п.). Но подобные упражнения следует применять лишь после того, как будет хорошо освоена техника основного навыка без отягощения[3].

     Наряду  с усложнением условий используют также облегченные условия:

     а) «уменьшают» вес тела занимающегося  за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических упражнениях); б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.).

     Эффективным методом является контрастный (вариативный) метод, предполагающий чередование  выполнения скоростных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях.

     В циклических видах физических упражнений (бег, плавание и др.) скорость передвижения зависит от оптимального соотношения длины шага и темпа движений (частота движений в единицу времени). Оба эти показателя тренируемы, но каждый имеет свою природу и методику развития. Если длина шага определяется силовыми и скоростно-силовыми показателями, то темп отражает скоростную характеристику.

     Темп  зависит от состояния нервной  системы, возможностей опорно-двигательного  аппарата, способности мышц к расслаблению и переключению.

  • Для повешения темпа используются следующие методические приемы: повторное выполнение циклических упражнений с максимальной частотой шагов;
  • повторное выполнение циклических упражнений с различной частотой шагов и фиксированием времени;
  • игры и эстафеты;
  • упражнения на расслабление[11,4].

     3.2.3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ  КОМПЛЕКСНЫХ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

     Большая часть двигательных действий требует  проявления всех скоростных способностей (в беге, прыжках, ведении и броске мяча и др.). Методы тренировки включают в себя не только раздельное развитие скоростных способностей, но и комплексное их применение. При развитии комплексных скоростных способностей ведущим является повторный метод с проявлением в упражнениях максимальной скорости и «полным» интервалами отдыха между ними.

     Не  менее важное значение имеет игровой и соревновательные методы, использование которых создает дополнительный стимул для предельного проявления скоростных способностей за счет повышения интереса, мотивации, эмоционального подъема.

     Эффективным методом повышения скоростных способностей является вариативный метод, предполагающий чередование скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях[9;11].

     В практике нередко приходится наблюдать  остановку в росте результатов  – «скоростной барьер». Одной  из причин этого явления следует  считать применение одних и тех  же методов, методических приемов, средств  и условий занятий. В результате возникают условия к образованию  двигательного динамического стереотипа, т.е. стойкой системности нервных  процессов в коре больших полушарий  головного мозга. Это приводит к стабилизации скоростных параметров движений.

     Для предупреждения «скоростного барьера» на занятиях с детьми не следует спешить с узкой специализацией и использовать средства и методы при их широкой вариативности.

     Для преодоления скоростного барьера  создают облегченные условия, в  которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость. В ряде случаев целесообразным оказывается прекращение на некоторое время занятий в избранном виде спорта и переключение на иные виды физических упражнений, с помощью которых можно повысить уровень скоростных способностей.

 

     

     3.2.4 ВОСПИТАНИЕ БЫСТРОТЫ ДВИЖЕНИЙ

 

     Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и  всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и  др.).

Документ Microsoft Office Word.docx

— 11.55 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Двигательные способности в физическом воспитании