Развитие двигательных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:59, реферат

Описание

Под ФИЗИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека.

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»……………………………………………………… 3
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ… 6
ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБННОСТЕЙ……………………………………………………. 10
3.1 Движения – ведущий фактор развития физических способностей…………………………………………………………… 10
3.2 Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности……………………………………………………… 11
3.3 Этапность…………………………………………………………... 12
3.4 Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей……………………………………………………… 13
3.5 Перенос……………………………………………………………. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 16

Работа состоит из  1 файл

Двигательные системы организма.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

Учреждение  образования

«Белорусский  государственный педагогический университет

имени Максима  Танка»

Институт  повышения квалификации и переподготовки

Факультет переподготовки специалистов образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

 

 

 

 

 

 

                                                                       Подготовила:

                                                                       Слушатель 1 курса Д-03(13)группы

                                                                        Дрозд  Вероника  Владимировна

 

                                                                        Проверила:

                                                                        Шебеко В. М.

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»……………………………………………………… 3

ГЛАВА  2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ… 6

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБННОСТЕЙ……………………………………………………. 10

3.1 Движения – ведущий фактор развития физических способностей…………………………………………………………… 10

3.2 Зависимость развития способностей от режима двигательной    деятельности……………………………………………………… 11

3.3 Этапность…………………………………………………………... 12

3.4 Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей……………………………………………………… 13

3.5 Перенос……………………………………………………………. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 16

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ

«ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

 

Для обозначения  способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины“физические” или “двигательные” способности, в психологии — “психомоторные” и “психофизические” способности, в физиологии — “физические качества”, в биомеханике — “физические” или “моторные качества”. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания.

По отношению  к двигательным способностям часто  употребяют – развитие, совершенствование, воспитание. Как правильно и грамотно употреблять эти термины? Трудно провести границу между развитием и совершенствованием, т.к. в процессе совершенствования происходит развитие двигательных способностей. Воспитание – ассоциируется с целостной личностью, ее морально-волевыми, нравственными, личностными качествами. Да и чутье подсказывает, что способности развиваются, а не воспитываются.

ФИЗИЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получившая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но, цвет глаз или желание подольше утром поспать – это тоже индивидуальные способности. Наша же задача рассматривать те индивидуальные особенности, которые оказывают влияние на эффективность деятельности человека (ЖЕЛ, антропометрические данные, быстрота нервных процессов и др.).

В основе неодинакового  развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (Лях, 1996):

• анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов – сила, подвижность, уравновешенность; индивидуальные варианты строения коры);

• физиологические особенности (особенности ССС, дыхательной систем);

• биологические (Особенности биологического окисления, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения);

• телесные (длина и масса тела, масса мышечной и жировой ткани);

• хромосомные (генные).

На развитие двигательных способностей влияют психодинамические  задатки (темперамент Tf1.0, характер, особенности  регуляции и саморегуляции психических процессов).

О способностях человека судят не только по достижениям  в какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко  он приобретает эти умения и навыки.

Двигательные  способности проявляются и развиваются  в процессе выполнения деятельности. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, подобрать оптимальное сочетание средств и форм, как пределы развития способностей повысятся. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей можно с помощью определенных тестов. В современной литературе используют термин «физические качества» и «двигательные способности». Однако они нетождественны.

В самом общем  виде двигательные способности можно  понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека (Лях, 19996).

Под ФИЗИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека.

Реализация  способностей в двигательных действиях  выражает характер и уровень развития функциональных возможностей конкретных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая двигательная способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянная совокупность двигательных способностей, определяющих решение двигательной задачи, определяет то или иное качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека только по одной способности поддерживать скорость передвижения в режиме субмаксимальной мощности. О данном качестве можно судить лишь тогда, когда совокупность всех двигательных способностей обеспечивает длительное поддержание работы при разнообразных режимах ее выполнения.

Итак, сделаем  заключение:

• В основе развития физических качеств лежат двигательные способности

• Развитие двигательных способностей обуславливается врожденными задатками

• Развитие физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие двигательных способностей – через выполнение двигательных действий.

 

 

 

 

 

Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБННОСТЕЙ

 

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями (например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то или иное время и т. п. ). Они  реализуются в определённых движениях, которые отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных.

В настоящее время экспериментально установлено, что структура каждого  физического качества очень сложна. Как правило, компоненты этой структуры  мало или совсем не связаны друг с другом. Например, компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость и т.д. К компонентам координационных способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях и другие. Сложной структурой характеризуются и другие, раннее считавшиеся едиными качества: выносливость, сила, гибкость. Несмотря на усилия учёных, пока не создана единая общепринятая классификация физических (двигательных) способностей человека. Наиболее распространённой является их систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в традиционном понимании физические) способности в значительно большей мере зависят от морфологических факторов, биомеханических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом. Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования). Отметим также, что ряд специалистов скоростные способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а рассматривают и как бы на границе двух классов.

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления. Например, к абсолютным (явным) показателям относятся скорость бега, длина прыжка, поднятый вес, длина преодоленной дистанции и т. д. Относительными (скрытыми) показателями способностей являются, например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных способностей в отношении к скоростным или скоростно-силовым возможностям конкретного индивида. Абсолютных и относительных показателей двигательных способностей представлено довольно много.

Вышеназванные способности  можно представить как существующие потенциально, т. е. до начала выполнения какой-либо двигательной деятельности (их можно назвать потенциально существующими способностями), и как проявляющейся реально, в начале и в процессе выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В. И. Лях отмечает, что с определённой долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Элементарными являются координационные способности в беге или задания на статическое равновесие, быстрота реагирования в простых условиях, гибкость в отдельных суставах и др. , а более сложными—координационные способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Двигательные  способности делятся на следующие  виды: специальные, специфические и общие. Специальные двигательные способности относятся к однородным группам целостных двигательных действий: бегу, акробатическим и гимнастическим упражнениям на снарядах, метательным двигательным действиям, спортивным играм. Так различают специальную выносливость к бегу на короткие, средние и длинные дистанции, говорят о выносливости баскетболиста, штангиста и т. п. Координационные, силовые и скоростные способности ведут себя также неодинаково в зависимости о того, в каких двигательных действиях они проявляются. О специфических проявлениях физических способностей можно говорить как о компонентах, составляющих их внутреннюю структуру. Попытки описать структуру каждой отдельной двигательной способности пока еще не являются завершенными. Тем не менее установлено, что структура каждой из основных двигательных способностей (скоростных, координационных, силовых, выносливости, гибкости) не является однородной. Напротив, структура каждой и названных способностей разнородна. Так, основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Эти способности относятся к специфическим координационным способностям. Основным компонентом структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

К проявлениям силовых способностей относят статическую (изометрическую) силу и динамическую (изотоническую)—взрывную, амортизационную. Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатин фосфатный источник энергии—без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах—статическая выносливость, выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 50-90% от максимальной и др. Менее сложными являются формы проявления гибкости, где выделяют активную и пассивную гибкость. Результат развития ряда конкретных специальных и специфических двигательных способностей, своего рода их обобщение составляют понятия“общие координационные”, “общие силовые”, “общие скоростные” и “общие двигательные”способности. Под общими двигательными способностями следует понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных по происхождению и смыслу двигательных действий. Специальные двигательные способности в данной связи—это возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению сходных по происхождению и смыслу двигательных действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Развитие физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса не зависимо от состояния здоровья занимающихся.

Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей. К их числу относятся:

 

3.1. Движения – ведущий фактор развития физических способностей.

 

Движение присуще  всем живым объектам на самых различных уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движения в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого направлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формулирующее начало в его развитии (И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С. Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с достижением определенного возраста, а является результатом двигательной активности.

Информация о работе Развитие двигательных способностей