Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:27, курсовая работа
Цель  курсовой работы -  проведение сравнительной  оценки качества зубной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей.  
   Для выполнения работы  были поставлены следующие задачи:  
   1. Изучить  рынок зубной пасты  в России;
      2. Описать  составление рецептур и характеристики сырья   зунойпасты; 
      3.Изучить производство зубной пасты; 
      4. Изучить потребительские свойства, классификацию и требования к качеству зубной пасты;
      5. Определить  органолептические показатели и  качество зубной пасты;
      6. Определить  физико-химические показатели и  качество зубной пасты;
      7. Провести  сравнительную оценку  качества зуной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей;
      8. Обсудить  полученные результаты.
Что же касается импорта, то в 2003 г. в Россию было ввезено около 300 млн. тюбиков на общую сумму порядка $100 млн. (на 15% больше, чем в 2001 году). Из этого объема на долю продукции класса премиум и суперпремиум пришлось чуть более 20% в объемном выражении и 40% в стоимостном.
Увеличение объемов продаж дорогой зубной пасты в первую очередь можно объяснить ростом доходов населения. Как считают представители Procter & Gamble, на рост потребления также значительно влияет и активная реклама продукции. Точных данных о затратах производителей на рекламу нет, но эксперты оценивают их в объеме от $20 млн. до $40 млн. в год.
Отдельно стоит сказать о вкусовых предпочтениях россиян. Большинство наших соотечественников (около 70%) предпочитают пасту со вкусом мяты (ментола). Фруктовые вкусы, популярные в Европе и Азии, а также пасты со вкусом корицы, пользующиеся бешеным успехом в США, у нас продаются вяло.
Факт увеличения продаж зубной пасты на российском рынке, происходящего на фоне снижения численности населения страны, позволяют экспертам сделать вывод о том, что россияне стали чаще чистить зубы.
По фактору своеобразия состава на российском рынке зубных паст выделяют следующие основные сегменты :
По фактору цены российский рынок зубной пасты делится на четыре основных сегмента:
   Дорогая 
зубная паста преимущественно 
   Крупных 
производителей зубной пасты в России 
насчитывается не более десяти. Среди 
них ведущее положение занимают три компании: 
ОАО «Концерн «Калина» (г. Екатеринбург), 
ОАО «Невская косметика» (г. Санкт-Петербург), 
ОАО «Косметическое объединение «Свобода» 
(г. Москва). Так, по результатам исследований 
ACNielsen, продукция концерна «Калина» в 2002 
году составляла порядка 20% российского 
рынка зубной пасты. Доля ОАО «Невская 
косметика» оценивается в 17%. В целом на 
долю трех отмеченных компаний приходится 
до 90% объема производства зубной пасты 
в России (см. рисунок 1). 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 1.
   Совокупная 
доля ОАО «Невская косметика», ОАО 
«КО «Свобода» и ОАО «Концерн «Калина» 
в объеме производства зубной пасты в 
России, % в натуральном выражении* 
 
 
 
* - По 
материалам отраслевого обзора 
«Рынок зубной пасты России» 
http://www.medicus.ru/
   Также 
к числу крупных отечественных 
производителей зубной пасты можно 
отнести московскую компанию «Торн» 
– дистрибьютора парфюмерно-
   Отличительной 
характеристикой продукции 
   Преимущественная 
доля зубной пасты, представленной на 
российском рынке, производится отечественными 
производителями – доля российских 
производителей на рынке составляет 
около 55% в натуральном выражении 
по отношению к 45%, остающимся за зарубежными 
производителями (см. рисунок 2). Примечательно, 
что на долю мировых лидеров в производстве 
зубной пасты (Colgate-Palmolive, Procter&Gamble, GlaxoSmithKline) 
приходится 18% российского рынка в натуральном 
выражении. На экспорт поступает порядка 
15-20% российской зубной пасты, среди основных 
стран-импортеров отечественной продукции 
страны Украина, Казахстан, страны Прибалтики.  
Рисунок 2.
   Доли 
отечественных и зарубежных производителей 
на российском рынке зубной пасты, % 
в натуральном выражении ** 
 
 
Среди основных особенностей динамики потребительского рынка зубной пасты в России экспертами отмечается рост «брендового» потребления. По данным исследований, проведенных компанией Gallup, увеличивается число россиян при выборе зубной пасты ориентирующихся на выбор из 2-3 марок и выбирающих только из знакомых марок. Другой значимой тенденцией потребительского спроса является рост веса фактора качества по отношению к фактору цены, приоритетное значение качества зубной пасты для все большего числа потребителей.
В последние годы высокие темпы роста продаж зубной пасты, как в натуральном, так и в стоимостном выражении, наблюдаются в сегментах премиум и суперпремиум, так в 2003 году доля категории суперпремиум в общем объеме потребления зубной пасты россиянами составила порядка 10% (по материалам исследований компании ACNielsen). Эксперты связывают рост объемов продаж дорогой зубной пасты прежде всего с ростом доходов населения, а также с фактором активной рекламы этой продукции.
   Наиболее 
популярными у россиян марками 
зубной пасты, согласно результатам 
исследований, проведенных компанией 
«Комкон-Медиа», являются: «Жемчуг», Blend-a-med, 
Aquafresh, «Кедровый бальзам», «Лесной бальзам», 
«Новый жемчуг» (см. рисунок 3).  
Рисунок 3.
Наиболее 
популярные у россиян марки зубной 
пасты, доля потребления в %*** 
 
*** - См. 
http://www.profile.ru/items/?
   По 
результатам исследований, проведенных 
компанией Gallup, наиболее популярными 
марками зубной пасты, представленными 
на российском рынке, выступают: Blend-a-med, 
Colgate, Aquafresh, «Жемчуг», «Новый жемчуг». В 
отличие от исследований компании «Комкон», 
в данном случае популярность марок оценивалась 
не по доле потребления, а по представленности 
в точках розничных продаж (см. http://www.rada.ru/med_
   По 
данным, приводимым компанией «Комкон-Медиа», 
большинство российских граждан старше 
10 лет (54,7%) чистит зубы традиционно – два 
раза в день, три раза в день чистят зубы 
лишь 3% российских горожан, вообще не чистят 
зубы 4,7% жителей российских городов (см. 
http://www.profile.ru/items/?
 
Основные 
выводы: 
Зубная паста — желеобразная масса (паста или гель) для чистки зубов. Ранее приготавливалась на основе мела, современные зубные пасты в основном основаны на силикатах.
Самое раннее упоминание о зубной пасте содержится в египетском манускрипте IV века н. э., её рецептом была смесь порошкообразной соли, перца, листьев мяты и цветков ириса.
Раньше в качестве абразива в пастах использовался карбонат кальция, но от него постепенно отказались, так как он не является химически инертным и вступает в реакцию с другими компонентами пасты. К тому же кристаллическая структура карбоната кальция близка к игольчатой, а значит травматична для эмали зубов. Сейчас его заменили слабые абразивные реагенты — соединения кремния (аэросил, алюмосиликат, диоксид кремния, гидроксид кремния) дикальций фосфат.
За вспенивание пасты отвечают поверхностно-активные вещества (ПАВ). Наиболее распространены — лаурилсульфат натрия, лаурилсаркозинат натрия, бетаины. Введение ПАВ позволяет свести микроповреждения зубной эмали при чистке зубов к минимуму. К тому же, согласно многочисленным социологическим исследованиям, большинство людей являются приверженцами высокопенящихся зубных паст.
Для образования однородной консистенции применяют связующие вещества — препараты агара, пектин, декстран, глицерин, альгинат натрия, натрий карбоксиметилцеллюлоза.
Активными компонентами зубных паст являются вещества, которые обладают лечебно-профилактическим действием — лактат алюминия, фториды, соединения с антимикробной активностью, отдельные микро-, макроэлементы и полиминеральные комплексы, экстракты лекарственных трав, ферменты, прополис и др.
В качестве ароматизаторов выступают как натуральные, так и идентичные натуральным соединения. Из натуральных наиболее часто используют ароматные компоненты эфирных масел (терпеноиды) — ментол, тимол, корвакрол, лимонен, сквалены и др. Использование синтетических ароматизаторов позволяет снизить себестоимость конечного продукта.
Основным ингридиентом при производстве зубных паст является порошок очищенного мела в который добавлено небольшое количество мыльного порошка и углекислой магнезии. Также рекомендуется добавлять фиалковый корень, в связи с тем, что он придаёт пастам приятную мягкость. Все ингридиенты в виде порошка, должны быть просеяны через очень мелкое сито. В большинство зубных паст добавляется глицерин или мёд. Для ароматизации используют анисовое, мятное и розовое масло. В большинстве случаев пасты делаются светло-розового цвета, и для окраски используются кармин или розовая анилиновая краска, которая, должна быть абсолютно безвредной, как например родамин, фуксин и эозин. Кроме того, в зубные пасты необходимо добавлять лекарственные средства, такие как тимол, хинозол, салициловая кислота, формалин и др.