Сравнительные особенности зубной пасты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:27, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - проведение сравнительной оценки качества зубной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей.
Для выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить рынок зубной пасты в России;
2. Описать составление рецептур и характеристики сырья зунойпасты;
3.Изучить производство зубной пасты;
4. Изучить потребительские свойства, классификацию и требования к качеству зубной пасты;
5. Определить органолептические показатели и качество зубной пасты;
6. Определить физико-химические показатели и качество зубной пасты;
7. Провести сравнительную оценку качества зуной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей;
8. Обсудить полученные результаты.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по тавароведению.docx

— 112.80 Кб (Скачать документ)

 Введение. 

     Упоминание  об уходе за зубами и соответствующих  средствах встречается уже в  письменных источниках Древнего Египта в 5000-3000 лет до н.э. Так, например, в одном из найденных манускриптов описывается рецепт некоего средства, в состав которого входили следующие ингредиенты: пепел внутренностей быка, мирра, растертая яичная скорлупа и пемза. К сожалению, способ применения данного средства остался загадкой, но по предположениям ученых, полученная смесь должна была втираться в зубы пальцами, так как, насколько известно, специальные палочки, предшественницы зубных щеток, к тому времени еще не были изобретены. Но начало было положено.

     Соблюдение  гигиены полости рта было актуально  не только в Древнем Египте. В другой части мира, в Индии, это было даже частью философской системы. Как свидетельствуют исторические источники, Будда занимался не только активным продвижением всяких идей и учений в необразованные индийские массы, но и уделял внимание некоторым практическим аспектам, которые считал весьма важными, и в частности уходу за зубами. Например, он использовал "палочку для зубов" от бога Сакка как часть своего гигиенического ритуала.

     Но  заслуга дальнейшего совершенствования  непосредственно зубной пасты принадлежит  самым продвинутым в то время  народам грекам и римлянам ( 23 – 79 г. н.э.). О продвинутости римлян в вопросах стоматологии говорит, например, изобретение свинцового инструмента для удаления зубов. Греческие и римские врачеватели первыми научились связывать вместе расшатанные зубы и удерживать искусственные с помощью золотой проволоки. Внимание уделялось и таким моментам, как свежесть дыхания, для поддержания которой рекомендовалось употреблять козье молоко.

     Но  эффективность некоторых из рекомендаций по уходу за зубами вызвала бы у  нас сегодня большие сомнения:  

1) Втирание  пепла сожженных частей животных (мышей, кроликов, волков, быков и  коз) в десны поможет сделать  их здоровыми.

2) Ожерелье  из волчьей кости считалось  талисманом, защищающим от зубной  боли.

3) Полоскание  зубов кровью черепахи три  раза в год наверняка избавит  вас от всех зубных болезней.

4) Для  полоскания рта применялось чистое белое вино или настой мочи, хранимой специально для этой цели.

     Развитие  средств по уходу за полостью рта  после падения Римской империи  остается загадкой вплоть до 1000 года н.э.

     После свой вклад в совершенствование зубной пасты внесли персы ( 1000 г. н.э.) Найденные инструкции по уходу за полостью рта предостерегали против использования слишком жестких зубных порошков и рекомендовали применение порошка из оленьего рога, размельченных раковин улиток и моллюсков, а также обожженного гипса. Другие персидские рецепты включали составы из различных сушеных частей животных, трав, меда, минералов, ароматического масла и др.

     Петр  I велел боярам чистить зубы толченым мелом и влажной тряпочкой. А в народе был известен иной способ: угли из березовой древесины отлично отбеливают зубы. Вот только рот полоскать после такой чистки следует особенно тщательно.

     После этой знаменательной даты благое дело развития зубной пасты было отодвинуто на задний план, видимо, ввиду наступления  тяжелых для всего человечества темных, средних и других невеселых  веков в ожидании более благоприятного времени, которое наступило лишь в 18 веке.

     Зубной  порошок, а затем и зубная паста, наиболее приближенные к современным, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство для чистки зубов продавалось в керамическом сосуде в двух формах в виде порошка и пасты. Люди хорошего достатка имели возможность использовать для его нанесения специальную щетку, а те, кто был победнее, делали это при помощи пальцев.

     Но, несмотря на то, что порошки составлялись врачами, дантистами и химиками, они  часто содержали чрезмерно абразивные вещества, которые могли нанести  вред зубам: кирпичную пыль, размельченный  фарфор и глиняные осколки, а также  в их состав входили мыло и мел.

     Самую старую зубную щетку в Европе обнаружили немецкие археологи, проводившие раскопки на месте бывшей больницы в городе Минден. Возраст предмета составляет 250 лет. Длина щетки - 10 см. Она сделана из кости животного. Щетка похожа на ту, что была найдена неподалеку несколькими месяцами ранее, поэтому специалисты предполагают, что в тех местах в середине 18 в. действовала мастерская по производству костяных щеток, оснащенных свиной щетиной. Именно в те времена в Европе началось распространение орудия для чистки зубов, в связи с тем, что богатые европейцы начали употреблять в пищу сахар.

     Большинство средств для чистки зубов оставалось в форме порошка ( 19 век). Теперь его цель состояла не только в удалении налета, но и придании дыханию свежести идея не такая уж старомодная. Делалось это в основном с помощью различных натуральных добавок типа экстракта клубники.

     Чтобы сделать эти средства более приятными  на вкус, в зубные порошки стали  добавлять глицерин. В конце 19 века стала применяться бура в качестве вспенивающего средства. Однако самым популярным народным средством был обычный уголь.

     В 1873 году компания Колгейт представила на американском рынке ароматизированную зубную пасту в банке. А в 1892 году был изобретён раскладной тюбик, а в 1984 – тюбик с насосной подачей, очень похожий на те, которыми мы пользуемся сегодня.

     До  второй мировой войны большинство  зубных паст содержало мыло, хотя и  было известно о его многочисленных побочных эффектах. С развитием химических технологий мыло постепенно заменялось такими современными ингредиентами, как  лаурилсульфат натрия и рицинолеат натрия.

     Все большую популярность приобретали  не только зубные пасты, но и средства для полоскания. Они часто содержали хлорофилл для придания свежего зеленого цвета. В 1915 году в состав средств начинают вводить экстракты из некоторых деревьев, растущих в юго-восточной Азии, например, эвкалипта. А также используются "натуральные" зубные пасты, содержащие мяту, клубнику и др. растительные экстракты. (Чем-то напоминает состав паст в начале 19 века.

     Внимания  обращается не только на болезни зубов, но и кровоточивость десен. Помимо этого, пасты все больше отличаются по цели применения и другим, менее важным характеристикам, таким как цвет, вкус, запах и т.п.

     И, наверное, наиболее важным открытием 20 века в этой области можно считать введение в состав зубных паст соединений фтора, которые способствуют укреплению эмали - в 1956 году компания Proctor & Gamble представила первую пасту (Crest) с фтором.

     Если  в 21 веке сохранятся тенденции века 20-го, мы будем пользоваться зубными  пастами, которые играют активную роль в профилактике заболеваний зубов  и десен, обладают отбеливающим или  другим дополнительным эффектом, не вызывают раздражения слизистой и превращают чистку зубов в настоящее удовольствие.

   Остается  только добавить, что, несмотря на всю  сложность истории развития зубной пасты и некоторый дух экспериментаторства, свойственный нашим предкам, зубы у людей продолжали расти, и это вселяет надежду. На то, что когда-нибудь человечество доживет-таки до того счастливого дня, когда мы забудем, что такое кариес.

   Зубная  паста - одна из групп товаров народного  потребления, относящаяся к категории "первой необходимости.

     На сегодняшний день на российском  рынке появилось огромное количество  новых товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Вырос спрос на качественные  парфюмерно-косметические товары, а  значит и требования, предъявляемые  к ним. Всем известно, что косметические  товары придают красивый внешний  вид и здоровое состояние коже, поэтому имеют большое гигиеническое,  эстетическое и психологическое  значение. Интенсивная и не всегда  добросовестная реклама часто  вводит в заблуждение потребителей. Поэтому необходима оценка новых  товаров специалистами. 

    

   Цель  курсовой работы -  проведение сравнительной  оценки качества зубной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей.  

   Для выполнения работы  были поставлены следующие задачи:  

   1. Изучить  рынок зубной пасты  в России;

    2. Описать  составление рецептур и характеристики сырья   зунойпасты; 
    3.Изучить производство зубной пасты; 
    4. Изучить потребительские свойства, классификацию и требования к качеству зубной пасты;

    5. Определить  органолептические показатели и  качество зубной пасты;

    6. Определить  физико-химические показатели и  качество зубной пасты;

    7. Провести  сравнительную оценку  качества зуной пасты российских и зарубежных товаропроизводителей;

    8. Обсудить  полученные результаты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 Обзор литературы.  

    1. Рынок зубной пасты в России.

   Объем продаж зубной пасты в России в 2002 – 2004 годах увеличивался примерно равными  темпами, составившими 12% в год (по оценкам  специалистов Procter & Gamble). В 2002 году объем продаж составил 600 млн. тюбиков в натуральном выражении и около 150 млн. долларов США в стоимостном выражении, в 2004 году объем продаж зубной пасты вырос до 750 млн. тюбиков или 190 млн. долларов США (см. отраслевой обзор «Рынок зубной пасты России»

Абсолютное  большинство россиян боятся зубных врачей и часто смотрят телерекламу. Чем иначе объяснить тот факт, что население страны стало чаще чистить зубы. Причем все более дорогими пастами. Объем продаж зубной пасты в России в 2002 году, по оценке экспертов рынка, составил порядка 600 млн. тюбиков (около $150 млн.), что на 12% больше, чем в 2001 году. По данным компании "ГФК-Русь", в первом полугодии 2003 года по сравнению со вторым полугодием 2002 года рост потребления зубных паст составил 7%. Тем не менее, в 2004 году, по оценкам специалистов Procter & Gamble, рост потребления сохранился примерно на уровне 2002 года.

 

   На  фоне снижения численности населения  нашей страны рост потребления зубной пасты позволяет сделать вывод, что россияне стали чаще чистить  зубы. Правда, по данным исследовательской компании "КОМКОН-Медиа", вообще отказываются чистить зубы 4,7% российских горожан старше 10 лет, а три раза в день и чаще зубную щетку берут в руки всего 3% городского населения РФ. Подавляющее же большинство (54,7%) традиционно чистят зубы два раза в день.

   В 2003 году, по данным маркетингового агентства  ACNielsen, на долю российских производителей пришлось 43,4% (в 2001 году - 47,7%) от общего объема продаж, на долю международных компаний - 27,5% (21,3%), на долю других зарубежных компаний - 29,1% (31%).

   Специалисты выделяют 4 сегмента рынка зубной пасты: экономичная ценовая категория (массовая) - до 15 рублей, средняя - от 15 до 35 рублей, премиум - от 35 до 50 рублей и суперпремиум - свыше 50 рублей.

   За  последние три года наибольший рост продаж, как по стоимостному, так  и по объемному выражению произошел  в дорогих сегментах (премиум и суперпремиум). По данным ACNielsen, в общем объеме потребления доля категории суперпремиум за период с мая 2001 по апрель 2002 года составила 7,4%, а за аналогичный период 2002-2003 годов - почти 10%.

   Дорогая паста в основном представлена продукцией международных производителей, аналогов которой в России практически  не производится. В Procter & Gamble эту ситуацию объясняют тем, что перенос дорогостоящего производства на территорию России экономически невыгоден.

   В экономичном и среднем ценовых  сегментах представлены отечественные  производители, которые конкурируют  с изделиями болгарского, турецкого, индийского и белорусского производства. Хотя в последнее время и международные компании начали проявлять интерес к продукции среднего ценового сегмента. Так, компания Unilever производит в России зубную пасту "Пепсодент", цена которой не превышает 25 рублей за упаковку.

   Собственно  же российских "пастных магнатов" не более 10, из которых крупных только три - "Невская косметика" (Санкт-Петербург), "Свобода" (Москва) и "Калина" (Екатеринбург). Именно на их долю в 2002 году пришлось более 90% суммарного объема производства пасты в России. Всего же, по данным Госкомстата РФ, объем производства зубной пасты в РФ за последние 3 года сократился на 6,5% (283 млн. тюбиков в 2000 году против 265 млн. в 2002 году). По прогнозам специалистов отрасли, в 2003 году производство зубной пасты в нашей стране сохранится примерно на том же уровне. На экспорт идет порядка 15-20% российской продукции - в страны Прибалтики, Молдавию, Украину, Казахстан.

Информация о работе Сравнительные особенности зубной пасты