Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение формирование ассортимента игрушек.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать рынок игрушек в Республике Беларусь на
современном этапе;
- рассмотреть особенности потребительских свойств игрушек;
- охарактеризовать ассортимент по признакам классификации.;
- особенности функциональных свойств;
- рассмотреть формирование ассортимента игрушек в ОАО «Универмаг Гомель;
Игры и игрушки не должны провоцировать на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за пределы интересов детского возраста, провоцировать на пренебрежи-тельное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Педагогические требования к игрушкам заключаются в том, что любая из них должна соответствовать задачам воспитания: формировать у детей нравст-венные и духовные основы поведения, воспитывать патриотизм, формировать положительные черты характера - выдержку, инициативу, самостоятельность, чувство товарищества, взаимопомощь, вызывать у них интерес к знаниям, к предметам и явлениям окружающего мира, развивать познавательные процесс-сы, содействовать усвоению и закреплению знаний, эстетическому и физичес-кому развитию, приучать и воспитывать уважение к труду, научить понимать и ценить достояния человеческой культуры. Игрушки должны иметь красивый эстетический вид.
Назначение всех игрушек — побуждать детей к коллективным играм, возбуждать их инициативу, фантазию. Чем больше игрушка дает возможность различных действий и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее воспитательное значение. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление ребенка, так как удивление - начало понимания и путь к познанию. Привлекательность игрушки достигается изяществом формы, яркостью окраски.
Эстетическое оформление игрушки определяется ее педагогическим назначением и материалом. Например, к елочной игрушке предъявляются совершенно иные требования, чем к образной: смысл первой - в ее внешнем эффекте, блеске, сказочности; смысл второй - в реальности, правдивости.
Эргономические требования характеризуют соответствие конструкции игрушек физиологическим особенностям детского организма - возрасту, антропометрическим данным тела ребенка, определяют удобство их использования, степень утомляемости ребенка при игре.
Все игрушки должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности (ГОСТ 25779-90, ГОСТ Р 51555-99, ГОСТ 30782-2001, ГОСТ Р 51557-99, ГОСТ Р ИСО 8124-1-99, ГОСТ ИСО 8124-2-2001, ГОСТИСО 8124-3-2001, СанПиН 2.4.7.007-93, СанПиН 42-123-424С-86) и иметь сертификат соответствия.
Игрушки должны удовлетворять требованиям химической, биологиче-ской, механической, конструктивной, акустической, электрической, оптической, пожаро-, взрыво-, и другим видам безопасности.
Конструкция игрушки, материал, из которого она изготовляется, должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям.
Перечень сырья и материалов, разрешенных для изготовления игрушек, указан в СанПиН 2.4.7.007-93 «Производство и реализация игр и игрушек».
Игрушки и материал, из которого они изготовлены, должны быть чистыми, неинфицированными и не пораженными насекомыми и грызунами. Для изготовления игрушек, предназначенных для детей до 3 лет, не допускается применять стекло и ворсованные материалы. В игрушках не допускается применять легко воспламеняемые материалы, набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, осколки стекла и др.), а также гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее.
Защитно-декоративные покрытия игрушек должны быть стойкими к действию слюны, пота и влажной обработка. Масса игрушек типа погре-мушек, предназначенных для детей до 3 лет, должна быть не более 100 г. Надувные игрушки для игры на воде должны быть водонепроницаемыми и герметичными, иметь невозвратные клапаны. Приводные механизмы, острые концы крепежных деталей должны быть не доступны для ребенка.
Игрушки должны иметь правильную форму, гладкую поверхность без острых, режущих краев, заусенцев, вмятин. Все механизмы, электронно-оптиче-ские и акустические приборы должны правильно и надежно работать. Констру-кция сборных игрушек должна обеспечивать прочность соединений, легкое и надежное их функционирование. Игрушки, подвергающиеся действию воды, при их использовании не должны изменять окраски и деформироваться. Хи-мические источники тока должны свободно устанавливаться и выниматься из
корпуса игрушки.
Все реализуемые игрушки обязательно должны иметь сертификат соответствия и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Маркировка должна быть нанесена или на игрушку, или на потребительскую тару, или на вкладыш, сопровождающий игрушку, и быть четкой, хорошо видимой и несмываемой [7, с. 142-147].
3 ХАРАКТЕРИСТИКА АССОРТИМЕНТА ИГРУШЕК ПО ПРИЗНАКАМ КЛАССИФИКАЦИИ
Игрушки классифицируют по следующим основным признакам: воспитательному (педагогическому) назначению, возрастному назначению, виду исходного сырья, способу производства, конструктивным особенностям, отделке, видам игрушек.
По воспитательному назначению игрушки подразделяют на группы рис.2
Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятий, включают: сенсорно-моторные игрушки (подвески, погремушки, шарики, мячи и др.), дидактические игрушки (кубики с картинками, разборные пирамидки, башенки, разъемные шары, матрешки и др.). Игрушки данной группы ярко окрашенные, полированные, из легкомоющихся пластических масс, резины и древесины, привлекают малышей звучанием, формой, цветом, способствуют умственному развитию.
Игрушки, способствующие физическому развитию детей, - это игрушки для прыгания (различные скакалки), бега и ходьбы (обручи, тележки, каталки, санки и др.), развития мышц рук и пальцев (башенки, матрешки, разъемные коробочки и другие полые игрушки), бросания (мячи, кегли, городки и др.), укрепления мускулатуры ног (велосипеды, педальные автомобили и др.), для меткости (игрушечные пистолеты, луки, ружья и др.).
Игрушки, знакомящие детей с окружающей природной средой, - это образно-сюжетные игрушки, изображающие людей (куклы), животных, сказочных персонажей, различные предметы, транспортные средства. Многие игрушки имеют механический и электромеханический принцип действия.
Игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники, дают представление о конструкции и действии различных машин и механизмов, о сооружениях и архитектуре. Сюда относятся наборы для сборки моделей, различные конструкторы, действующие модели машин, наборы для физических и химических опытов, фильмоскопы и др.
Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами, включают лопатки, грабли, ведерки, лейки, совки, деревянные молотки, гаечные ключи и др. Для детей школьного возраста изготовляют строительные наборы, наборы слесарных и столярных инструментов, наборы для выжигания и выпиливания, вязания, вышивания, склеивания, аппликации, детские швейные машинки, детские сельскохозяйственные инструменты и др.
Игрушки, способствующие музыкальному и художественному развитию детей, включают музыкальные игрушки (гитары, балалайки, дудочки и др.), театрально-художественные игрушки (театр кукол, куклы, различные разрезные картинки, альбомы для раскрашивания, переводные картинки и др.).
Елочные и карнавальные игрушки. Елочные украшения и карнавальные принадлежности - атрибуты веселого детского праздника. Участие детей в украшении елки, подготовка игрушек, а иногда и самостоятельное их изготовление имеют большое воспитательное значение.
Елочные украшения по содержанию и тематике могут быть самыми разнообразными: в виде животных, птиц, фруктов, овощей, деревьев, предметов домашнего обихода, машин, персонажей сказок, рассказов или чисто декоративного назначения (шары, бусы, мишура и др.). Их изготовляют из стекла, пластмассы, картона, металла. Ассортимент стеклянных украшений весьма разнообразен: шары различной величины, сосульки, звезды и шпили, стеклянные плоды, ягоды, шишки и т. п. Изготовляют их методом выдувания. Каждое изделие снабжается подвеской, состоящей из ушка (или зажима) и колпачка. Из пластмассы методом вакуумного литья изготовляются легкие, небьющиеся, негорючие елочные украшения. Из
металлизированной лавсановой пленки изготовляют сверкающие в отраженном свете фонарики, грибки, звездочки. Искусственные елки изготовляют из капрона, поливи-нилхлорида, полиэтилена. Из пенополистирола изготовляют легких, безопасных в пожарном отношении дедов-морозов и снегурочек, из поролона - фигуры людей, животных, бабочек и др. Ассортимент украшений из картона представлен фигурками животных, рыб, птиц, сказочных персонажей, домиками, фонариками и т. п. Украшения из картона делят на штампованные и клееные. Для придания декоративности их оклеивают цветной бумагой или окрашивают. Гирлянды, дождь, звезды, отражатели различных конфигураций изготовляют из фольги, алюминиевой, медной или латунной проволоки, плющенки (тонкой плоской металлической ленты).
К карнавальным принадлежностям относятся изделия, предназначенные для украшения помещения, а также украшения самих участников праздника. Ассортимент карнавальных принадлежностей очень разнообразен: конфетти, серпантин, хлопушки, маски, полумаски, карнавальные костюмы, флажки, бумажные гирлянды, фонарики, веера, зонтики, воротники, нагрудники и др.
Настольные игры включают детские лото, домино, настольные печатные игры и др. Такие игры обычно имеют описания и правила игры.
Игрушки-забавы - особая группа игрушек. Они воспитывают у детей жизнерадостность, чувство юмора и умение удивляться (двигающиеся звери, гимнаст на кольцах, заяц-барабанщик, куклы-неваляшки, волчки, наборы фокусов, железные дороги и др.).
По возрастному назначению также выделяют несколько групп игрушек.
Игрушки для детей ясельного возраста (до 3 лет) отличаются простотой и совершенной геометрической формой, яркой раскраской. Они легкие, хорошо озвучены, просты по конструкции и принципу действия (погремушки, шары, мячи, велосипеды, каталки, лопатки, лейки, обручи, разрезные картинки и др.).
Игрушки для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) носят творческий характер, будят фантазию и более разнообразны (куклы, машины, кукольная мебель и посуда, мозаики, велосипеды, простейшие конструкторы,
электрифицированные железные дороги, наборы цифр и букв, спортивные игрушки, игры-забавы и др.).
Игрушки для детей школьного возраста (от 6 до 18 лет) отличаются более высокой сложностью, в большей мере учитывают наклонности детей, часто требуют серьезного, вдумчивого подхода (технически сложные игрушки, наборы детских инструментов, электронные игры, настольные игры, музыкальные игрушки и др.).
По виду исходного сырья игрушки делятся на пластмассовые (погремушки, детские автомобили, куклы, конструкторы и т. п.); резиновые (мячи, фигурки животных и т. п.); керамические (детская посуда, свистки и т. п.); стеклянные (шары, подвески, фигурки животных); металлические (наборы солдатиков, детские инструменты, модели техники и т. п.); мягконабивные (куклы); деревянные (кубики, шахматы и т. п.); из бумажно-древесных масс и папье-маше (фигурки зверей); комбинированные.
Для изготовления игрушек используются следующие виды пластических масс: полиэтилен, аминопласты, полистирол и его сополимеры, полиметилметакрилат, полиуретан, полиамид, поливинилхлорид и др.
Резиновые игрушки изготовляют из натурального или синтетического каучука, а также наполнителей (мел, каолин, сажа, белая сажа), вулканизаторов (сера), мягчите-лей (парафин, вазелин), противостарителей и красит»- (К
Сырьем для производства керамических игрушек служат глинистые материалы, отощители, плавни, керамические краски.
Для изготовления металлических игрушек используются сталь углеродистая, легированная сталь (нержавеющая), сплавы алюминия, в небольшом количестве цветные металлы и сплавы меди.
Мягконабивные игрушки изготовляют из различных видов тканей (фланель, бязь, бархат, байка), трикотажа, искусственного меха. В качестве наполнителя используют опилки, стружку, вату, очесы вискозного штапельного волокна, измельченные отходы поролона.
Для производства деревянных игрушек используют древесину мягких пород деревьев (сосна, ель, липа, и ни, осина) и некоторых твердых пород (береза, дуб). Примем я ются также фанера, клей, крепежные изделия, лако красочные материалы По способу производства в зависимости от вида исходного сырья пластмассовые игрушки выпускают прессованные, выдувные, литые, штампованные, формованные под давлением; резиновые - формованные, литые, клееные, маканые; металлические -- литые, штампованные; деревянные - столярные, токарные, выпиленные, плетеные.