Формирование ассортимента игрушек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение формирование ассортимента игрушек.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- проанализировать рынок игрушек в Республике Беларусь на
современном этапе;
- рассмотреть особенности потребительских свойств игрушек;
- охарактеризовать ассортимент по признакам классификации.;
- особенности функциональных свойств;
- рассмотреть формирование ассортимента игрушек в ОАО «Универмаг Гомель;

Работа состоит из  1 файл

текст .doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

В связи с перспективами развития рынка игрушек и в то же время в связи с трудностями конкуренции с зарубежными производителями необходимо в деятельности предприятий - производителей игр и игрушек ориентироваться на концепцию социально ориентированного маркетинга.

Данную концепцию считается основополагающей для предприятий – производителей игр и игрушек. Формирование способностей умственного развития индивида начинается с детства, и основным помощником при этом являются игры и игрушки, в которые играет ребенок. Игра является фундаментом социальных отношений.

На современном этапе эволюции игрушечной индустрии,  основополагающим является разработка продукции, целью которой является воспитание умственно здорового поколения.

Необходимо переходить к новой концепции управления деятельностью игрушечной индустрии. Ее сущность - в рассмотрении производимой про-дукции с точки зрения ее влияния на поведение человека во взрослой жизни. Задача маркетингового управления при этом заключается в проведении такой политики, когда целью всей деятельности предприятия становится наилуч-шее удовлетворение растущих запросов и потребностей покупателей с учетом отражения на поведении ребенка в текущий момент времени и в будущем.

Что же меняется при данной точке зрения? Если раньше предприятие удовлетворяло текущие потребности потребителя, то на современном этапе идет ориентация на формирование личности ребенка и формирование его будущих потребностей как высокоразвитого и умственно здорового индивида. Результатом данной деятельности может стать получение конкурентных преимуществ и повышение лояльности потребителей.

Таким образом, изменяется система взглядов на потребителя - ребенка: пытаются удовлетворять его потребности не на сей день, а в будущем, формируя их [8]

В деятельности предприятий – производителей игр и игрушек необхо-димо учитывать феномен гистерезиса при разработке стратегии маркетинга.

Нельзя отрицать влияние игрушки на поведение индивида во взрослой жизни. Различные исследования показывают, что если в детстве ребенок предпочитал играть в военные игрушки, то и во взрослой жизни у него остается склонность к агрессии, в то время как ребенок, игравший в развивающие игры, повзрослев, интересуется больше интеллектуальной деятельностью и менее склонен к разврату и насилию. Так, например, в Швеции и Японии вообще запрещены военные игрушки, а в Германии и Испании запрещена реклама таких игрушек.

Конечно, если снижать производство военных игрушек и игр с элементами насилия, это не означает, что дети, став взрослыми, не будут в своей жизни использовать элементы насилия и агрессии. Но не исключено, что сменится не один десяток поколений и эффект гистерезиса сможет проявиться в значительном уменьшении насилия в мире.

Таким образом, эффект гистерезиса способствует применению концепции социально ответственного маркетинга в деятельности предприятий — производителей игрушек. Он выступает гарантом применения данной концепции. Именно на гистерезис необходимо ссылаться для аргументации применения социально ответственного маркетинга.

В результате анализа рынка производителей игрушек необходимо реализовывать концепцию макромаркетинга - это концепция маркетинга, помогающая вырабатывать государственную политику в определенных сферах жизнедеятельности общества.

Конечно, игрушечная индустрия не в силе самостоятельно решить многие социальные проблемы. Направленность к агрессии и насилию идет из семей и общества. Данная проблема выходит на глобальный уровень. Ее не решить в рамках одного предприятия. Лишь построение новой идеологии всего общества может через определенное время способствовать уменьшению социальной напряженности в обществе. А предприятия, производящие игрушки, являются тем связующим звеном между детством и взрослой жизнью, между потребностями потребителя и целями государства, которое может и обязано помочь в решении проблем деградации общества и воспитании умственно здорового поколения.

По сути, новая игрушка - это новая психологическая и педагогическая идея, новое техническое устройство и оригинальное произведение дизайне-рского искусства. Игрушки, которые причиняют вред полноценному разви-тию ребенка, препятствуют воспитанию нравственных качеств ребенка, тоже несут в своей сущности новую идею. Но никто, кроме государства, не может предотвратить введение данных игрушек на рынок. Потребитель может поку-пать товар, который принесет ему вред. Более того, данная категория товаров может пользоваться повышенным спросом. Удовлетворяя потребности потребителей, предприятия, производящие, к примеру, военные игрушки и игры с элементами насилия, наносят непоправимый ущерб психическому здоровью малышей, и их продукция является первопричиной проявления агрессии и насилия у взрослого населения в будущем. Спустя неопре-деленное время общество на себе ощутит весь причиненный вред, и начнется борьба по

ограничению оборота на рынке данных товаров на уровне власти.

Поэтому со стороны государственных органов необходимо отслеживать целесообразность идеи, которую в себе несет та или иная игра и игрушка, функциональные свойства, характеристики, предназначение. Только на уровне государственной идеологии, национальных ценностей возможно формировать потребности потребителей и приучать общество к полезным и необходимым продуктам [8].

Ориентация предприятий - производителей игр и игрушек на социально ответственную концепцию маркетинга при определенной поддержке со стороны государства позволит развивать рынок игрушек в общественно-ориентированном направлении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПОТЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА ИГРУШЕК

 

Потребительские свойства игрушек могут быть разде­лены на несколько групп: функциональные, эргономиче­ские, эстетические свойства и надежность.

Функциональные свойства игрушки определяются ее игровыми качествами. Ребенок больше любит ту игруш­ку, которая лучше исполняет его замыслы. Игрушки, не­понятные ребенку или слишком простые, не представля­ют для него никакого интереса. К этой группе свойств от­носятся: занимательность игрушки; соответствие игруш­ки задачам воспитания; соответствие формы, размера, цвета, массы, игровых достоинств игрушки запросам де­тей, их возрасту и наклонностям.

Эргономические свойства включают удобство пользо­вания игрушками, их безопасность, безвредность и гигие­ничность.

Удобство пользования - это соответствие игрушки фи­зическим и умствен-ным способностям ребенка, возмож­ность ее использования именно ребенком.

Безопасность и безвредность игрушки предполагают гарантию того, что она не может повредить здоровью ре­бенка: поцарапать, уколоть, поразить электрическим то­ком, вызвать раздражение кожи или отравление.

Гигиеничность игрушек зависит от того, насколько материал, из которого они изготовлены, форма и конструкция исключают возможность накопления грязи и развития болезнетворных микробов, насколько легко игрун очищается от пыли и грязи.

Эстетические свойства выражают способность игруш­ки воздействовать на внутренний мир ребенка. Эти свой­ства включают информационную выразительность, рацио­нальность формы, целостность композиции и совершен­ство производственного исполнения. Хорошая игрушка по уровню эстетического исполнения приближается к ху­дожественному произведению, а умение делать красивые игрушки считается искусством.

Надежность потребления игрушек - это свойство, обус­ловливающее сохранение основных параметров и форм, конструкции этих изделий в процессе их эксплуатации. Сю­да относятся: безотказность, долговечность, ремонто-пригод­ность, сохраняемость при транспортировании и хранении [11, с.644-645].

Игрушки должны отвечать определенным педагогическим, эстетическим, техническим, эргономическим, санитарно-гиги­еническим требованиям, требованиям безопасности, а также соответствовать возрастным особенностям и полу ребенка.

Игрушка должна быть наделена физическими, художес­твенно-образными и динамическими качествами. Для форми­рования различных видов деятель-ности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создают условия для постоян-но­го стимула детской активности. Они должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, т. е. вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

На первом году жизни игрушки должны развивать зри­тельное и слуховое восприятие, голосовые реакции, движения, позволяющие менять положение тела (садиться, вставать, цеп­ляться руками за барьер и т. п.). Они должны быть достаточно крупными, удобными для захвата, иметь яркую окраску, изда­вать звук.

Важнейшим требованием к игрушке является соответствие содержания, образа игрушки целям воспитания. Это требова­ние предъявляется прежде всего к образной игрушке. Игрушка должна вызывать добрые чувства к явлениям действительнос­ти, способствовать накоплению положительного нравственного опыта. Образная игрушка должна быть реалистичной, давать правильное представление о предмете, его особенностях и жиз­ненном значении.

Необходимым требованием к игрушке является ее потен­циальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребенка. Динамичность – одно из важнейших качеств игрушки, обеспечи-вающее возможность многопланового использования ее в игре.

Для того чтобы игрушка стимулировала осмысленную де­тскую актив-

ность (т. е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребенка, соответствовать его потребнос­тям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребенка - важнейшее требование к игруш­ке, которое, собственно и делает ее игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребенок реализует какой-либо способ иг­ровых действий, что отвечает задачам развития.

Чтобы игрушка выполняла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребенка. Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной де­ятельности ребенка

Приоритетные виды игрушек на каждом этапе возрастного развития определяются основной деятельностью ребенка и связаны с ее обеспечением. Для каждого возраста существуют свел особенные игрушки, которые предполагают определен­ный способ действия и наиболее тесно связаны с возрастными особенностями ребенка и задачами развития данного периода.

В то же время в любом возрасте для ребенка важным является и социально-личностное, и умственное, и физическое развитие. Поэтому ребенок должен быть обеспечен в любом возрасте разными видами игрушек, которые открывают беско­нечно разнообразные по возможности игры (например, мячи, вкладыши, мозаики, куклы и пр.).

Игрушки и игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны содержать элементы для узнавания, понима­нии и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Оформление и конструкция игрушки должны соответство­вал ь особенностям восприятия ребенка на разных возрастных этапах В хорошей игрушке гармонично сочетаются конструк­ция, пластическая форма с цветом, взаимно дополняя и под­черчивая друг друга.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр удовлет-ворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуж-дать их к коллективным играм. Под­бор игрушек должен содействовать фи-зическому, умственно­му, нравственному и эстетическому воспитанию детей.

В настоящее время российский рынок заполнен играми и игрушками, в том числе импортными, значительная часть которых характеризуется низким качеством и сомнительным предназначением, отрицательно влияющим как на психическое здоровье детей, так и на их развитие. Практика оценки игрушек с точки зрения только лишь физической безопасности ребенка, без учета современных психологических требований, не дает целостного решения проблемы, поскольку определен­ные педагогические требования направлены на духовно-интел­лектуальное развитие ребенка, обеспечение психологиче-ского благополучия, его защиты от негативных воздействий.

В целях защиты детей от вредного влияния подобных игру­шек и в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" введена обязательная психолого-педагогическая эк­спертиза детских игр и игрушек. Приказом Министерства обра­зования России от 26 июня 2000 г. № 1917 "Об экспертизе настоль­ных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей" введен Временный порядок проведения экспертизы и определен перечень критериев оценки детских игр и игрушек.

В соответствии с Временным порядком производство и реализация отечественных игрушек, а также реализация им­портных игрушек на территории Российской Федерации без социального психолого-педагогического заключения не допус­каются. Экспертизу игрушек осуществляют государственное учреж-дение «Федеральный экспертный совет» Министерства образования России и государственные учреждения, создава­емые государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Формирование ассортимента игрушек