Русский символизм в творчестве А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:21, реферат

Описание

В литературе рассматриваемого периода можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.

Содержание

Введение.

1. Общая характеристика русского символизма.

2. Символизм в поэзии А. Блока.

3. Символизм в философских идеях А. Блока.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат о блоке.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Реферат по литературе на тему:

«Русский  символизм в творчестве А. Блока» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    ученица 11А класса

                    МОУ СОШ №35

                    Балдина Анастасия

                    Проверила:

                    Гарифулина  Л.М. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г. Иркутск, 2011

Содержание 

Введение.

1. Общая характеристика  русского символизма.

2. Символизм в поэзии А. Блока.

3. Символизм  в философских идеях А. Блока.

Заключение.

Список литературы.  
 
 

Введение 

    Конец XIX - начало XX вв. - это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок отечественной  культуры, получивший название «серебряного века». Именно в это время произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. В истории русской культуры не было периода, аналогичному западноевропейскому Ренессансу, и складывавшиеся несколько раз благоприятные условия для его формирования (накануне и в процессе петровских реформ; в 1830-1840 гг.) обусловили появление лишь нескольких фигур в русской культуре ренессансного типа. Настоящим Ренессансом для России стал Серебряный век. 

    В литературе рассматриваемого периода  можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский  символизм воспринял от западного  ряд эстетических и философских  установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.  

    Символизм проявился в живописи, театре, поэзии. К символизму можно отнести творчество таких поэтов как Д.С. Мережковский, К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Блок. Рассмотрим же далее творчество А. Блока в связи с русским символизмом. 
 
 
 
 
 

    1. Общая характеристика  русского символизма 

    Символизм - одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе рубежа XIX-XX веков. Истоки символизма были довольно многообразны, различные писатели приходили к нему глубоко индивидуальными путями, придавая этому течению крайнюю пестроту, когда даже признанные «лидеры» его решительно расходились порой друг с другом в определении «метода чистого символизма». 

    С одной стороны, символисты опирались  на идеалистические идеи Платона  и любили выражать их гетевскими словами: «Все преходящее только символ». Для  них все становилось мистическим, волнующе неясным. На каждый предмет ложится «отблеск, косой преломившийся луч божеского». Каждое событие земной жизни лишь обозначает, символизирует нечто, совершающееся в ином, идеальном, потустороннем мире. Сама жизнь, по меткому определению современного исследователя Л. К. Долгополова, представлялась символистам «в виде некоего внешнего покрова, таящего в глубине своей нечто более важное, грозное и хаотическое, но невидимое «простым глазом».  

    Все это, казалось, должно было далеко увести их - а некоторую часть и действительно  уводило - от «низменной» действительности с ее злободневными тревогами, нуждами и заботами. Но, с другой стороны, при всем своем отталкивании от окружающей жизни символисты на самом деле были порождением определенной эпохи, ее «детьми». У дверей стояла эпоха гигантских социальных потрясений, войн и революций, и символисты ощущали уже некие «подземные толчки», хотя и истолковывали их в религиозно-мистическом духе. Удивительным образом символизм и реализм будут сочетаться в творчестве А. Блока. 

    Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, но пересмотрели их через учение В.Л. Соловьева «о душе мира». Русские поэты-символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности и истории, их «таинственную связь» с вечностью, с сутью вселенского «мирового процесса». Внутренний мир человека для них - показатель общего трагического состояния «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель. Символизм включал два поколения поэтов. В первое входили Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов. К. Д. Бальмонт. Во второе - А. А. Блок, А. Белый, В. И. Иванов. 

    В качестве доминантной особенности  русского символизма можно выделить его «панэстетизм», достаточно ярко проявляющийся и в имплицитной (художественное творчество), и в  эксплицитной (критико-теоретическая программа) эстетике направления, и в его тематике, и в его отношении к традиции, современной действительности и культуре.  

    Термин  «панэстетизм» (как доминантная  примета «картины мира» и поэтики  символизма) никоим образом не синоним «эстетства» и апологии Красоты. Речь идет восприятии и художественном воссоздании мира как, в основе своей, «эстетического феномена» и в свете тех или иных эстетических представлений, например в художественных или критико-теоретических оппозициях: красота -- безобразие; гармония -- дисгармония; космос --хаос; искусство («мечта») -- «проза жизни»; творчество -- внетворческий мир «мещанства» и т. д.  

    Символистский «панэстетизм» в русской литературе проявился в трех основных вариантах:  

    · «панэстетическое» начало резко противопоставлено любой внеэстетической реальности и является ее «антиподом», «бунтом» против нее. Единственное его воплощение -- внутренний мир «я»;  

    · мир «панэстетического» мыслится утопически -- как сила, преобразующая внеэстетическую реальность (в последней, как правило, в этом случае подчеркивается ее потенциальная причастность высоким началам бытия). Красота формирует новый мир, куда войдет и Добро; объективная истина безусловно принимается как «истина о Красоте» -- основе мироздания;  

    · «панэстетическое» в формах красоты  и гармонии предстоит как высшая ценность, но ее противопоставление «реальности» заметно ослаблено, так как «прекрасное» либо отгорожено от внеэстетической  реальности, избегает ее, живя по собственным  законам, либо в самой «милой жизни» обнаруживаются черты эстетического; вопросы соотношения Красоты с Добром и с «онтологической» истиной, как правило, не ставятся.  

    Нетрудно  заметить, что первая из этих подсистем («бунтарский панэстетизм») реализуется  «декадентством», вторая («утопический панэстетизм») -- творчеством «младших символистов», третья («самоценный эстетизм») -- той «модернистской» периферией символизма, которая связана с представлениями о «чистой» Красоте. 

    Д. С. Мережковский (1866-1941) один из первых обосновал необходимость выбора между искусством «художественного материализма», и искусством «страстных идеальных порывов духа», свой выбор он сделал безусловно в пользу последнего. Причиной упадка литературы он считал господство реалистического метода, провозгласил «чистое» искусство, его содержанием - мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. Мережковский считает, что подлинное искусство должно включать в себя сложные символы, мистическое содержание, новые средства художественного воздействия. Поэзия начинается там, где есть порыв к идеальному смыслу вечных образов 

    В таком же духе рассматривает искусство  К. Д. Бальмонт. Символизм в поэзии он определяет как поэзию, в которой  органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота. Поэзия - это то, где есть порыв к новому сочетанию красок и звуков в их неотразимой убедительности. Для поэзии Бальмонта характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, эгоистический кодекс избранничества. 

    В. Я. Брюсов является одной из центральных  фигур русского символизма. В его  поэзии и теоретических работах  данное течение предстает в наиболее полном, развернутом и обоснованном виде. Он убежден, что подлинное искусство является элитарным. Оно не может быть доступным и понятным каждому. Понять художника по-настоящему может только мудрец. В. Брюсов ставил акцент на автономность искусства, на его независимость как от науки и рационального познания, так и от религии и мистики, рассматривает символизм только как искусство, видя в нем особый метод. Содержанием его поэзии становится тема ухода из здешнего мира, погружение во внутренний мир, порывы к запредельному, неземному миру, прозрения и предчувствия 

    Второе  поколение символистов, опираясь на учение Вл. Соловьева о «положительном Всеединстве», внесло заметные изменения  в концепцию символизма, который  перестает быть чисто эстетическим явлением и только искусством. Он приобретает  религиозно-философское измерение, теснее сближается с мистикой и оккультизмом. 

    Революция отразилась не только в резком изменении  тематики символизма, в появлении  социально-бытовой, социально-исторической и национальной темы. Вот как пишет  о влиянии революции на символизм  З. Г. Минц: «Существенно то, что в эти годы заметно трансформируются не только какие-то пласты символистской «картины мира», но и создается новый тип «панэстетического» мировосприятия, кардинально изменяется как эксплицитная, так и имплицитная поэтика, в том числе и характер символизации, возникают специфические формы «жизнетворчества» и т. д.». Однако механизм эволюции при переходе от символизма начала века к символизму эпохи революции несколько иной, чем в описанных выше случаях. Здесь не происходит смены доминирующей подсистемы символизма: эволюция принимает форму глубокой перестройки «эстетической утопии».  

    Переход от предчувствий «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» к погружению в эти «перемены» и «мятежи» как  в сегодняшнюю реальность ставит перед выбором - нужно: 

    · либо отождествить происходящее с воплощением  «гармонии в мире», с уже сегодня  осуществляемым «синтезом»,  

    · либо отойти от революционной действительности, не опознав в ней становящуюся Красоту, 

    · либо, наконец, как-то изменить содержание своего «панэстетического» идеала, сблизив его с реально происходящим в России.  

    Первое  характерно, например, для некоторых  попыток Блока 1904 - начала 1905 г. осмыслить  революцию, в духе его лирики 1901-1902 гг., как сошествие на землю Прекрасной Дамы (поэма «Ее прибытие»); однако эти попытки, ввиду их очевидной наивности и несоответствия происходящему, большого распространения не получили.  
 

    2. Символизм в поэзии  А. Блока 

    В среде символистов начался также  творческий путь А.А. Блока (1880-1921). Раннюю поэзию Блока определяли оторванность от реальной действительности, анализ личных душевных переживаний, мистические элементы. В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) он выступил как лирик - символист, находящийся под сильным влиянием философии В.Л. Соловьева.  

    Как уже говорилось, символизм отличает интерес к миру потустороннему, к  миру идеальному. Уже в «Ante lucem» (1898--1900) и «Стихах о Прекрасной Даме»  Блока поражает многообразие оттенков восприятия инобытия. Не менее богато восприятиями инобытия и всё его дальнейшее творчество. Явления Вечно Юной осветили для Блока все проявления Мироздания. Образ Её он рыцарски пронёс через всю жизнь, через всё творчество.  

    В стихотворении «Вступление» в каждом зримом образе заключен символ. Мы видим  высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего - то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь - это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном. 

    Свою  символику несет и цвет. В стихотворении  преобладает цветовая доминанта - огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная  тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и «румянец», и «зажглись». Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Информация о работе Русский символизм в творчестве А. Блока