Русский символизм в творчестве А. Блока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:21, реферат

Описание

В литературе рассматриваемого периода можно выделить три основных направления: символизм, акмеизм и футуризм. Русский символизм воспринял от западного ряд эстетических и философских установок, преломив их через учение В.Л. Соловьева о «душе мира». Для символистов был характерен отход от реальности и обращение к миру нереальному, идеальному. Материальный мир для символистов - только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символизма. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.

Содержание

Введение.

1. Общая характеристика русского символизма.

2. Символизм в поэзии А. Блока.

3. Символизм в философских идеях А. Блока.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат о блоке.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

    Открытость  бесконечному и релятивному мирозданию порождало экстатическое переживание  целостности мироздания -- благого  и страшного одновременно, двуединства полярностей. Потому поэзия Блока открыта хаосу и идет путем деструкции, растраты, «попиранья заветных святынь», приближаясь к редуцирующей и саморазрушительной сущности авангардного искусства. 

    В раннем творчестве А. Блока обычно видят  дуалистическую оппозицию неба-земли, лазурного там и безрадостного здесь. Так, по мысли К. Мочульского, молодой поэт продолжает традицию «платонизирующей поэзии» А. Фета и Вл. Соловьева: «печальная земля тонет в тумане и мгле». По контрасту с призрачной реальностью реальность подлинная лучезарна. Но как говорил сам Блок о своих ранних стихах, «вся история моего внутреннего развития «напророчена» в «Стихах о Прекрасной Даме». Мифологема Вечной Женственности, организующая космическое творчество Блока, порождает уже в ранних стихах «двойственное ко всему отношение»  

    «Лунное начало эстетизма» и «солярный мир  панэстетизма» не противостоят, но антиномически сочетаются в ранней поэзии Блока: полярность-комплементарность, удаленность-близость, холод-тепло, смерть-жизнь, безумие-озарение, оцепенение-динамика, потерянность-обретение себя, немота-провозвещение, пустота-полнота мира, волшебство-служение, декаданс, крушение-восхождение, безысходность-путь. Сочетаются как взаимодополняющие грани двойственной Мировой Души, космической Софии Блока. Апокалиптическая тема обновления, пробуждения, зари и весны, «царственного пути» к «несказанному свету» антиномически сочетается с природно-космической семантикой душевного ненастья, ночи, мглы, холода, неверного и бездушного лунного света, тревогой и безнадежностью. Тема двойственной Мировой Души, пребывающей в вечной метаморфозе, оказывается преобладающей.  

    Откровение  двойственной космической Софии  и ведет к помрачению золотисто-лазурного  мира небесной Софии. Начинается прохождение  через сине-лиловый сумрак, ночь, смерть души, «попиранье заветных святынь. Из интуиции космической Софии, подверженной катастрофам и падениям, Блок создает богатейшую неомифологию метаморфоз хаосогенной Мировой души: стихии - Снежной маски - Снежной девы -- Фаины -- Незнакомки -- России, святыни, «созданной из бед и погибелей» -- «страшного мира» с его забвением и пустотой души -- Кармен -- Двенадцати -- Скифов.  

    Если  софийная тема в теургической поэзии В.Л. Соловьева редуцирует мировой и личный катастрофизм, в поэзии А. Блока софийная тема углубляет этот катастрофизм. Центральный образ поэзии Блока «таинственной Девы» космизируется и демонизируется. Божественная «Хранительница-Дева» -- невеста, сказочная царевна, теряя свой изначальный усадебный топос, превращается в Снежную Деву -- воплощение природной стихии, метельной России.  

    Путь  в мир, к обретению мирового сознания осознается мистиком как падение  Софии -- мировой и собственной  души. Это было обретение невиданной в русской поэзии трагической  двойственности, антиномичности переживаний. «Удесятеренная жизнь» в мире Блока состоит в постоянном качании маятника. Все жизненно-ценное в этом мире поставлено под знак трагически-«двойственного отношения к явлению»: история, родина, культура, творчество, страсть.  

    Воплощением двуединства полярностей блоковского космоса становится двоящаяся героиня его поэзии, в которой возможно превращение софийной героини в стихийную и наоборот обнаружение в стихийной героине софийных смыслов. В поэзии Блока софийная героиня превращается в носительницу стихийного начала, а в стихийной героине возможно пробуждение софийных смыслов.  

    Такова  Кармен. Это неистовая цыганка  с «огневым станом», «бред моих страстей напрасных» и Прекрасная Дама -- «стан  певучий», «всех линий -- таянье и  пенье», «царица блаженных времен», вызывающая платонический восторг поэта и «творческие сны». Это еще один образ спящей царевны в творчестве Блока, «погруженной в сказочный сон» -- Мировой и своей души. «Буря цыганских страстей» здесь и «гармония светил», восторг восходящей любви там. Музыкальный образ Кармен (обращающий к душе самого поэта) увенчивает галерею женских образов в поэзии Блока, организующих мировое целое.  

    Основной  миф зрелого творчества поэта -- преображение стихийной героини в софийную, тайна приобщения к небу -- случайной ресторанной незнакомки («В ресторане») или неистовой цыганки Кармен. Поэт приходит к типично русской теме возрождения падшего человека. Именно поэт способен воплотить, увидеть этот образ Божий и вместе с тем образ бытийно-космический в конкретном женском лице. Без диалога с мировым женственным началом в его различных ипостасях творчество Блока невозможно. Мистерия и трагедия этого диалога, раскрывающего мировую двойственность, трагическое сознание неслиянности и нераздельности всего, и создает уникальный религиозно-художественный мир Блока.

    Заключение

    Символизм был достаточно широким течением и нашел свое проявление в живописи, театре, поэзии, литературе. Для символизма был характерен уход от окружающей реальности, использование в своих произведениях многозначных символов, интерес к миру идеальному, потустороннему. Роль символизма в развитии отечественной и мировой культуры была исключительной и ни с чем не сравнимой: « В условиях социального катаклизма начала ХХ века только искусство символизма сохранило связь с высшим инобытием».

     

    Символизм как поэзия и искусство получил  наиболее яркое и полное воплощение в творчестве Александра Блока. Среди  первых его произведений самым лучшим стали «Стихи о Прекрасной Даме», которые А. Блок написал под влиянием идей Вл. Соловьева о Софии, Вечной Женственности. Образ идеальной и божественной Софии воплощается в конкретные и живые черты возлюбленной, будущей жены поэта. 

    Почему  Блок был убежден, что символизм  надо защищать и укреплять? Не только из чувства солидарности со своими единомышленниками и соратниками, хотя и это следует иметь в виду. Россия - молодая страна, как был убежден Блок, именно поэтому ее культура, которой нет еще и двух столетий, это очень хрупкое растение. С ним надо обращаться бережно. Русскую культуру, так интенсивно развившуюся на переломе веков, надо хранить. Верность символизму нужна не только по соображениям солидарности, а потому, что символизм, по мнению Блока, - это вершина русской поэтической культуры.  
 
 

Список  литературы 

1. Бердяев Н.А.  В защиту Блока // Александр  Блок: pro et contra. - СПб.: РХГИ, 2004. - с.453 

2. Блок А. Искусство  и газета. // Блока А. Собр. Соч.  в 8-ми томах. - М.-Л.: ГИХЛ, 1962. - том  5. - с.473 

3. Блок А.А.  Соловьиный сад. // http://az.lib.ru/b/blok_a_a/text_0010.shtml 

4. Долгополов  Л.К. История русской поэзии  в 2-х т. Т. 2. - Л.: Наука, 1969. - 525 с. 

5. Ермилова Е.В.  Теория и образный мир русского  символизма. - М.: Наука, 1989. - 176 с. 

6. Жилкин В.А.  Николай Рерих и Александр  Блок. // ПРС. - 2001. - № 4.- с. 230 

7. Лавров А.  В. «Соловьиный сад» А. Блока.  Литературные реминисценции и  параллели. // Ученые записки Тартуского  госуниверситета. - Вып. 857. - Биография  и творчество в русской культуре  начала ХХ века. Блоковский сборник  IX. Памяти Д. Е. Максимова. - Тарту: ТГУ, 1984. - С. 71-89. 

8. Максимов Д.  Е. Русские поэты начала века: В. Брюсов, А. Блок, А. Белый,  А. Ахматова. - Л.: Сов. писатель, 1986. - 405 с. 

9. Минералова  И.Г. Русская литература серебряного  века : поэтика символизма. - М. : Изд-во Лит. ин-та им. А.М. Горького, 1999. - 225 с. 

10. Минц З.  Г. Блок и русский символизм. // Минц З.Г. Избранные труды:  В 3 кн. - Книга 3: Поэтика русского  символизма. - СПб.: Искусство, 2004. - С. 175

Информация о работе Русский символизм в творчестве А. Блока