Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 16:28, реферат
Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата событиями. Он родился и вырос в семье, принадлежавшей к верхам русской академической интеллигенции. Домашнее образование, гимназия и университет последовательно обозначили детство, отрочество и юность поэта. К нему рано пришла известность... В начале зрелости он уже был автором многих блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь его текла без внешних потрясений и катастроф.
      Откуда же такой размах творчества, бесконечная глубина его поэзии? Александр Блок жил в эпоху войн и революций, тютчевская формула о «роковых минутах мира» может быть полностью отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока вобрало в себя отголоски Порт-Артура и Цусимы, громы и раскаты Первой мировой и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 1905 г., заревами Февральской и Октябрьской революций.
      Все эти эпохальные события отложились в душе поэта, заставили тревожней биться сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением и пророческой мудростью...»
1.Введение……………………………………………….3
2.Жизнь и творчество…………………………………...4
•	Детство. Отрочество. Юность.
•	Творческий дебют
•	Символизм Блока
•	«Театр»
3.Заключение……………………………………………8
Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока
Подготовила ученица 11 «Б» класса Хилевич Рита
Оглавление
1.Введение……………………………………………….3
2.Жизнь и творчество…………………………………...4
3.Заключение……………………………………………8
4.Список использованной 
литературы………………..9 
Введение
Имя Александра 
Блока тесно связано с 
Поэт, оставивший 
заметный след в истории литературы, 
неизбежно принадлежит к тому 
или иному направлению 
Жизнь и творчество 
 
Детство. Отрочество. Юность
Александр Блок 
родился 28 ноября (16 ноября по старому стилю) 1880 года, в Санкт-Петербурге. 
Отец будущего поэта, Александр Львович 
Блок, молодой ученый-юрист, профессор 
Варшавского университета, с блестящими, 
по свидетельству современников, способностями, 
имел неуравновешенный и неуживчивый 
характер. К тому же был затворником, кабинетным 
человеком. 
Жена смогла прожить с ним всего два года, 
которые вспоминались потом, как тяжкий 
сон. Осенью 1880 года она возвратилась в 
Петербург, в родительский дом. Здесь и 
появился на свет ее сын Александр. Детство 
и отрочество Александра Блока прошли 
в доме семьи Бекетовых и были овеяны духом 
матери. Мать всегда была рядом с сыном 
— не физически, так мысленно. Дед поэта 
— известный профессор ботаники, ректор 
Петербургского университета. Бабушка 
— неутомимая переводчица, «список трудов 
ее» громаден. Детство мальчика было уютно 
и безоблачно. Ранней весной Бекетовы 
выезжали в свое подмосковное имение Шахматово, 
приобретенное ими по совету друга семьи 
Д. И. Менделеева. Эта «благоуханная глушь» 
была в детстве и ранней юности будущего 
поэта окном в родные края. 
В 1889 году Александра 
Андреевна второй раз вышла замуж. 
Ее мужем стал поручик гренадерского 
полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух. 
Мать Блока надеялась, что сын обретет 
отца. Надежда исчезла при первых же встречах 
отчима с пасынком. Франц Феликсович отнесся 
к мальчику вежливо-равнодушно. После 
замужества Александра Андреевна покинула 
бекетовскую квартиру и поселилась на 
казенной квартире мужа. Через два года 
Саша пошел во Введенскую гимназию, где 
обучение велось по классической программе, 
учили, как вспоминал Блок, «почти исключительно 
грамматикам», и учили «свирепо». Любимым 
занятием мальчика было составление домашних 
журналов — семейное развлечение в интеллигентных 
слоях русского общества. 
 
Мать поддержала творчество сына. Подобно 
всем детским произведениям, стихи и рассказы 
Саши Блока жизнерадостны и непосредственны. 
Подростком будущий поэт стал выпускать 
семейный журнал «Вестник». Это уже было 
серьезное предприятие. Игра в журнал, 
длившаяся три года, была своеобразной 
литературной школой. Блок легко пишет 
стихи, подражая Жуковскому, Пушкину, Лермонтову, 
язык его богат, он прекрасно чувствует 
литературные стили. В январе 1897 года другое 
увлечение потребовало полной отдачи 
молодых сил. Это увлечение — театр. 
 
Окончив гимназию весной 1898 года, Блок 
подал документы в Петербургский университет 
на юридический факультет и был принят. 
В силу своего характера Александр не 
принимал участия в студенческом революционном 
движении, поэтому скоро почувствовал 
себя изолированным: ни с левыми, ни с правыми. 
Это было невесело и неприятно, но менять 
такое положение поэт не хотел. В начале 
1901 года сердцем поэта завладела любовь 
к Любе Менделеевой, дочери известного 
химика. «Стихи о Прекрасной Даме», создававшиеся 
в течение трех лет (1901-1903), передают бесчисленные 
изгибы глубокой и страстной любви. Летним 
утром 1903 года невеста и жених переступают 
порог церкви, расположенной между Шахматовом 
и Бобловом, в которой их обвенчали. 
 
Годы учения Блока пришлись на самый бурный 
период в истории Петербургского университета. 
Поэт не принимал деятельного участия 
в политической борьбе студентов, но был 
ее свидетелем и испытывал, конечно, ее 
воздействие. Отчасти под влиянием университетских 
событий мировоззрение поэта становится 
более демократичным. Университет, как 
поэт сам признавался, дал ему «некоторую 
умственную дисциплину и известные навыки».
Творческий дебют
Писать стихи Блок начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию началось с 1900-1901 годов. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности — учение Платона, лирика и философия Владимира Сергеевича Соловьева, поэзия Афанасия Афанасиевича Фета. В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока — поэта и критика. В январе 1903 вступил в переписку, в 1904 лично познакомился с Андреем Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов.
В 1903 вышел 
«Литературно-художественный сборник: 
Стихотворения студентов 
Символизм Блока
 
    Творчество Александра Блока, гениального 
поэта, “трагического тенора эпохи”, 
как звала его А. Ахматова, во многом 
определилось эстетикой одного из модернистских 
литературных течений того времени 
— символизма. Именно с ним связаны 
основные темы, идеи и образы блоковской 
лирики, ее художественные средства и 
приемы. Для того чтобы проследить наличие 
символистских мотивов в творчестве поэта, 
необходимо остановиться на основных 
положениях эстетики и поэтики данного 
течения.     
Формирование, 
развитие и творческий рост Блока 
связаны с воздействием на его 
эстетические взгляды идей символизма. 
Особенно велико было влияние русского 
философа и поэта Вл. Соловьева. Именно 
из его произведений Блок позаимствовал 
идею о близящейся мировой катастрофе 
и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, 
призванной обновить мир. Это влияние 
и в биографическом плане любовь к Л. Д. 
Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую 
направленность стихов Блока, их индивидуализм 
и отрешенность от мира.  
    В наибольшей степени это относится к 
циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл 
этот в целом автобиографичен, но реальная 
основа событий тщательно зашифрована, 
переведена на особый, мистический язык. 
Так, ожидание невесты и встреча с ней 
преобразуются в следующие строки: 
 
    Ты в белой вьюге, снежном стоне  
    Опять волшебницей всплыла,  
     И в вечном свете, вечном звоне  
    Церквей смешались купола. 
 
    Невесту, любимую девушку поэт изобразил 
в стихах как земное воплощение Вечной 
Женственности. Образ Прекрасной Дамы 
— один из ключевых в поэзии Блока. Она 
для него — идеал духовной красоты, божество, 
символ гармонии и света. Поэт не дает 
ее портрета — ведь она почти бесплотна, 
как всякое видение, греза, сон. К тому 
же описать — значит определить, а определить 
— значит ограничить. И образ Прекрасной 
Дамы остается в блоковском творчестве 
нераскрытым, недосказанным, неопределенным. 
Он явлен нам только во множестве имен: 
Прекрасная Дама, Вечная Женственность, 
Владычица Вселенной. 
 
    Лирический герой цикла предстает несомненным 
индивидуалистом, человеком не только 
одиноким, но жаждущим одиночества, живущим 
своей внутренней жизнью, чуждым общественным 
интересам:  
 
    Что буря жизни, если розы  
    Твои цветут мне и горят!  
    Что человеческие слезы,  
    Когда румянится закат! 
 
    Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных 
и усложненных образов, призванных передать 
символическое соответствие внешнего 
мира, мира природы и мира внутреннего: 
 
    Я встал и трижды поднял руки.  
    Ко мне по воздуху неслись  
    Зари торжественные звуки,  
    Багрянцем одевая высь. 
 
    Когда позднее в поэзии Блока появляются 
социальные мотивы, основной формой их 
выражения по-прежнему остается форма 
символическая: реальные события даны 
автором условно, образы размыты, характеры 
неопределенны. В стихотворении “Фабрика” 
поэт рисует фигуру некоего чудовища с 
“медным” голосом, согнутые спины рабочих, 
желтые окна, где смеются над обманутыми. 
С развитием социальной тематики в творчестве 
Блока связано появление в нем новых многоплановых 
символов. Например, образ дороги и степи, 
поля как символ самой России, ее пути 
во времени, ее бескрайних просторов и 
неисчерпаемой красоты и силы.  
    Россия в поэзии Блока становится мифическим 
сфинксом, чью тайну нельзя разгадать: 
 
    Дремлю — и за дремотой тайна,  
    И в тайне — ты почиешь, Русь. 
 
    Воплощением революционной стихии делает 
Блок метель и пожар в своей символистской 
поэме “Двенадцать”: 
 
    Мы на горе всем буржуям  
    Мировой пожар раздуем… 
 
    Глубоко символичен в поэме и образ Христа. 
Его нельзя назвать однозначным. В самом 
деле, Христос идет впереди двенадцати, 
но, может быть, не как невидимый вождь, 
а как жертва, или судия, или пророк. Пожалуй, 
для самого автора фигура Христа — выражение 
страстной жажды обновления, веры в истину, 
в любовь и добро.  
    Музыкальность — одно из свойств лирики 
Блока.  
    Он добивается ее с помощью различных 
средств, как правило, это разного рода 
(ритмические, звуковые, лексические) повторы: 
 
    Ни любви, ни тоски, ни обиды.  
     Все померкло, прошло, отошло... Или:  
    Вот лицо возникает из кружев,  
    Возникает из кружев лицо. 
 
    В кругу символистов Блок занимает особое 
место. Разделяя во многом их эстетические 
убеждения, он не был сторонником крайнего 
индивидуализма и пессимизма (“Сотри 
случайные черты — и ты увидишь: мир прекрасен”), 
проповедником искусства для искусства, 
экспериментатором, отрицающим предшествующую 
традицию. Используя и трансформируя идеи 
символизма, его методы, поэт сумел выразить 
не только свой внутренний мир, но и жизнь 
эпохи, воплотив тем самым свое творческое 
кредо.
«Театр»
Первоначально 
участие Александра Александровича 
Блока в культурно-
В апреле 1921 
нарастающая депрессия 
Александр Александрович Блок скончался 7 августа 1921 года, в Петрограде. Похоронен 10 августа. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.
Заключение
«Блока я 
считаю не только величайшим поэтом первой 
четверти XX века, но и человеком-эпохой, 
то есть самым характерным 
Анна Ахматова
«Александр Блок — художественное 
явление огромной силы и размаха, соединяющее 
в себе русскую классику и новое искусство. 
      Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата 
событиями. Он родился и вырос в семье, 
принадлежавшей к верхам русской академической 
интеллигенции. Домашнее образование, 
гимназия и университет последовательно 
обозначили детство, отрочество и юность 
поэта. К нему рано пришла известность... 
В начале зрелости он уже был автором многих 
блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь 
его текла без внешних потрясений и катастроф. 
      Откуда же такой размах творчества, бесконечная 
глубина его поэзии? Александр Блок жил 
в эпоху войн и революций, тютчевская формула 
о «роковых минутах мира» может быть полностью 
отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока 
вобрало в себя отголоски Порт-Артура и 
Цусимы, громы и раскаты Первой мировой 
и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 
1905 г., заревами Февральской и Октябрьской 
революций. 
      Все эти эпохальные события отложились 
в душе поэта, заставили тревожней биться 
сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением 
и пророческой мудростью...»
С. С. Наровчатов. Слово о Блоке, 1980
Список использованной литературы
Интернет 
ресурсы :  http://www.litra.ru/
http://www.biografii.ru/biogr_
http://lit-helper.ru/p_
http://www.prosv.ru/ebooks/
http://to-name.ru/biography/
http://referat.ru/referats/
Информация о работе Жизнь и творчество русского символиста А. А. Блока