Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы узнать, кто такой В.Брюсов, ознакомиться с его поэзией в контексте русского символизма.

Задачи исследования:
узнать, кто являлся основоположниками русского символизма в России;
ознакомится с творчеством В.Брюсова и его символистским окружением;
найти основные эстетические принципы русского символизма;
раскрыть интерпритацию категории символа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……2
Глава 1. Русский символизм как художественное направление и как эстетика………………………………………………………………….…………4
1.1. Основоположники русского символизма в России……………..……………...…4
1.2. В. Брюсов и его символистское окружение……………………………….….….10
1.3. Основные эстетические принципы русского символизма…………………...….19

Глава 2. Отражение символистских идей………………………………………….……..……26
2.1. Интерпретация категории символа…………………………………….……..…..26
2.2. Образный мир символистов. Поэтический сборник "Русские символисты"…………………………………………………………..…….….…28
Заключение…………………………………………………………………………….……..…...34
Список литературы………………………………………………………………….…………...35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая_Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования РФ 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Вятский государственный гуманитарный университет» 
Факультет философии и культурологии 
Кафедра культурологии и рекламы

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «История культуры России»

Поэзия  В. Брюсова в контексте русского символизма

 

Выполнила: 
студентка 3 курса 
факультета философии и культурологии, 
группа Кл-31 
Носова Анастасия Юревна 
________________/подпись/ 
 
Научный руководитель: 
декан факультета философии и культурологии,  
кандидат искусствоведения, доцент 
Поспелова Н. И 
_______________/подпись/

 

 

 

Киров 
2011

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………...……2

Глава 1. Русский символизм как художественное направление и как эстетика………………………………………………………………….…………4

1.1.  Основоположники  русского символизма в России……………..……………...…4

1.2.  В. Брюсов и его  символистское окружение……………………………….….….10

1.3.  Основные эстетические  принципы русского символизма…………………...….19

 

Глава 2. Отражение символистских идей………………………………………….……..……26

2.1.  Интерпретация  категории символа…………………………………….……..…..26

2.2. Образный  мир символистов. Поэтический  сборник "Русские   символисты"…………………………………………………………..…….….…28

Заключение…………………………………………………………………………….……..…...34

Список литературы………………………………………………………………….…………...35

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена изучению темы, связанной  с поэзией В. Брюсова в контексте  русского символизма.

Актуальность проблемы заключается в том, что      Конец XIX  — начало  XX   веков.  В России  —  это   время   перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это     время     разочарования  и ощущения  приближения   гибели    существующего    общественно-политического строя. Все это не могло не  коснуться   и  русской  поэзии.  Именно с этим связано возникновение символизма. Символизм в России  развивался  по  двум  линиям,  которые   часто пересекались и переплетались между собой у многих  крупнейших  символистов:

  1. символизм  как  художественное   направление;
  2. символизм   как миропонимание,  мировоззрение,  своеобразная  философия   жизни;

      С символизмом, прежде всего,  связано понятие Серебряный век   русской поэзии. Россия  пережила  расцвет  поэзии  и  философии,  ощутила  напряженные  религиозные   искания,   мистические   и   оккультные настроения.

Предметом исследования данной работы является изучение поэзии русского символизма на примере творчества В. Брюсова.

Объектом - поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма.

Цель данной работы заключается в том, чтобы узнать, кто такой В.Брюсов, ознакомиться с его поэзией в контексте русского символизма.

 

Задачи  исследования:

    1. узнать, кто являлся основоположниками русского символизма в России;
    2. ознакомится с творчеством В.Брюсова и его символистским окружением;
    3. найти основные  эстетические принципы русского символизма;
    4. раскрыть интерпритацию категории символа.

Курсовая работа написана при использовании литературы по Серебряному веку, символизму  специализированным исследованиям, раскрывающим тему работы. Использовались следующие книги: Сивоволов Б. М. «Брюсов и передовая русская литература его времени», Асанова Л.Н. «Поэтическая Россия, Валерий Брюсов», Козловский А.А. «В.Я. Брюсов, сочинения, том первый», Ермилова Е.В. «Теория и образный мир русского символизма», Лавров А. В. «Русские символисты». Полный библиографический список представлен в конце курсовой работы.

В курсовой работе были использованы методы: историко-культурного анализа, сравнительный, герменевтический и описательный.

Структура курсовой работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Глава первая посвящена  русскому символизму, как художественному направлению. В ней говорится об основоположниках символизма в России, про В. Брюсова и его символистского окружения и основных эстетических принципах русского символизма.

Во второй главе работы, ведётся речь об отражении символистских идей в поэзии В. Брюсова. А именно: интерпретация категории символа, образный мир поэта.

Глава 1. Русский символизм как художественное направление и его    эстетика

 

    1. Основоположники, предтечи символизма в России

Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования  в прежних идеалах и ощущением  приближения гибели существующего  общественно-политического строя.

Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху  русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры»1. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир. Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о предстоящем конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре... Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Началом  символистского  движения  в  России  был  трактат  Дмитрия Мережковского “О причинах упадка  и  о  новых  течениях  современной русской литературы” (1892), его сборник  стихотворений  “Символы”2(1892),  а также книги Минского “При свете совести” и А. Волынского “Русские критики”. В тот же отрезок времени – в 1894–1895  годах – выходят  три сборника  “Русские символисты”, в которых печатались преимущественно стихотворения их  издателя - молодого поэта Валерия Брюсова. Сюда же примыкали начальные  книги  стихов Константина Бальмонта –  “Под  северным  небом”,  “В  безбрежности”.

На  первых  порах,  в  девяностые годы,  стихи  символистов,   с  их непривычными для публики словосочетаниями  и  образами,  часто  подвергались насмешкам  и  даже  глумлению.  К  поэтам-символистам   прилагали   название декадентов,  подразумевая  под   этим   термином   упаднические   настроения безнадежности, чувство  неприятия  жизни,  резко  выраженный  индивидуализм.

Черты того и  другого можно легко обнаружить у молодого  Бальмонта  –  мотивы тоски  и  подавленности  свойственны  его  ранним   книгам,   так   же   как демонстративный индивидуализм присущ начальным  стихам  Брюсова. Символисты вырастали в определенной атмосфере и во многом несли ее  печать.  Но  уже  к первым годам двадцатого столетия символизм  как  литературное  течение,  как школа выделился со всей определенностью,  во  всех  своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у  символизма  уже был свой поэтический строй,  свои эстетика и поэтика, свое  учение.  1900  год можно считать рубежом, когда символизм утвердил в поэзии свое особенное лицо - в этом  году  вышли  зрелые,  ярко  окрашенные   авторской   индивидуальностью символистские книги: “Tertia Vigilia” (“Третья стража”) Брюсова  и  “Горящие здания” Бальмонта.3

В 1905 году проходит революция, в ходе которой символисты  заняли  отнюдь не одинаковые идейные позиции, усугубила их противоречия. Трещина  прошла,  прежде   всего,   между   поколениями символистов – старшими, куда входили,  кроме  Брюсова,  Бальмонт,  Минский, Мережковский, Гиппиус, Сологуб, и младшими - Белый, С. Соловьёв,  Блок.4 Окончательное падение символистской школы   историки   литературы датируют по-разному: одни  обозначают  его 1910  годом,  другие  – началом двадцатых. Точнее  будет сказать,  что символизм как течение в русской литературе исчез с приходом революционного 1917 года. Символизм изжил себя  самого,  и изживание это   пошло   по   двум направлениям.  С одной   стороны,   требование    обязательной   “мистики”, “раскрытия тайны”, “постижения” бесконечного,  в конечном  привело к утрате подлинности поэзии; религиозный и мистический  пафос  символизма оказался подмененным своего рода мистическим трафаретом, шаблоном. С  другой —  увлечением  “музыкальной  основой”  стиха  привело  к  созданию   поэзии, лишенной всякого логического смысла.

  Несмотря  на  противоречивые взгляды   со  стороны  множества  критиков, течение дало немало превосходных  стихотворений, которые  навсегда  останутся в сокровищнице русской  поэзии и найдут своих почитателей   среди  последующих поколений. 

Огромный вклад в развитие русского символизма внёс Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900).  Как поэт выступил в печати в конце 1870-х годов. В общественно-философской и литературной жизни России конца XIX века большую роль сыграла разработанная Владимиром Соловьевым доктрина религиозного преображения действительности.  В основе ее лежит взятое из «Евангелия» учение о кризисе жизни и близящемся апокалипсическом конце мира.5 Не принимая крайних жестокостей самодержавия, философ вместе с тем отвергает и революционный путь изменения существующего правопорядка. Надежды на возможное переустройство мира он связывает с духовным его обновлением, с Новым Пришествием.

В поэзии имя  Владимира Соловьева обычно связывают со школой русского символизма. Хотя сам философ символистом не был и во многом не принимал эстетики символистов, его идеалистическая доктрина была популярна у «младших» символистов — А. Блока, А. Белого, которые считали его своим «духовным отцом».6

Поэт оказал огромное влияние на русских символистов. В его учении было  заложено  идущее  от  древнегреческого  Платона представление  о  существовании  двух   миров   –   здешнего,   земного,   и потустороннего, высшего, совершенного, вечного.  Земная  действительность  – только  отблеск,  искаженное  подобие  верховного,  запредельного мира,   и человек – “связующее звено между божественным и природным миром”.7  В своей мистической религиозно-философской прозе и в стихах  Владимир  Соловьев  звал вырваться из-под власти вещественного и временного бытия к потустороннему  – вечному и прекрасному миру. Эта идея о  двух  мирах  –  “двоемирие”  –  была глубоко усвоена символистами.  Ее  особенно  развивало  и  второе  поколение символистов   –   младосимволисты   (их   даже   называли  “соловьёвцами”), выступившие на литературной арене в самом начале нового  века,  в 1903–1904 годах. Среди них утвердилось и  представление  о  поэте  как  теурге,  маге, “тайновидце и тайнотворце жизни”8, которому  дана  способность приобщения  к потустороннему,  запредельному,  сила  прозреть  его  и  выразить  в   своем искусстве.

Также следует отметить, что основоположником символистского метода в русской поэзии Вячеслав Иванов называл Фёдора Ивановича Тютчева (1803–1873). «В поэзии Тютчева русский символизм впервые творится, как последовательно применяемый метод, и внутренне определяется, как двойное зрение и потому — потребность другого поэтического языка. В сознании и творчестве одинаково поэт переживает некий дуализм — раздвоение, или, скорее, удвоение своего духовного лица».9 В Тютчеве Брюсов подчеркивает не его религиозную устремленность, как это делали другие символисты: «Тютчев—поэт,— пишет Брюсов,— как бы теряет свою веру в... божество». По общему мировоззрению Брюсов относит Тютчева к пантеистам в духе восточной философии: «Хаос представляется ему исконным началом всякого бытия». Предтечей же русских символистов, «учителем поэзии для поэтов» Тютчев, по Брюсову, является как «один из величайших мастеров русского стиха», создавший «поэзию намеков». Фёдор Иванович ввел для этого в поэзию «особый эпитет, определяющий предмет по впечатлению, какое он производит в данный миг», т. е. «импрессионизм». Тютчев, «сопоставляет предметы, по-видимому, совершенно разнородные», стремясь найти между ними «сокровенную связь», «сливает внешнее и внутреннее («благовест солнечных лучей»)10; проводит полную параллель между явлениями природы и состояниями души. Иначе говоря, и в Тютчеве как предшественнике символистов раскрывается не национально-религиозные «откровения», а разработка той поэтики, которая развивалась западными мастерами.

Информация о работе Поэзия В. Брюсова в контексте русского символизма