Речь и этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:44, реферат

Описание

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря, овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей,

Работа состоит из  1 файл

Речь и этикет.docx

— 209.14 Кб (Скачать документ)

Ф.Фолсомов «Книге о языке» (М. 1974) рассказывает, что древние  греки приветствовали друг друга : Радуйся!, а современные греки: Будь здоровым! Арабы говорят: Мир с тобой!, а  индейцы навахо: Все хорошо!

Русские спрашивают: «Как здоровье?»  А вот древние египтяне полагали, что при встрече накоротке  некогда, да и ни к чему делать анализ своего здоровья. Они спрашивали конкретно: «Как вы потеете?» Как видим, самые  разнообразные стереотипы речевого этикета запечатлели особенности  быта.

Примеров национальной специфики  речевого и неречевого поведения  разных народов в коммуникативных  ситуациях множество. Каждый из русских, кто оказался в какой-либо республике или стране, сразу замечает такие  особенности. Вот впечатления о  Китае: «Одно наблюдение. Показывая, даже рассказывая о себе, китайцы  умудряются говорить более всего  с вами о вас, нежели о самих  себе, как бы отступая в тень, тушуясь  весьма деликатно. Но пусть вас это  поведение не обманет. Китаец при  этом очень внимательно смотрит, насколько и вы деликатны, умея все  же настоять на своем интересе к  нему» (Л Васильева. Неприснившийся Китай). Или впечатления о. Казахстане: «Вскоре я понял, что простота эта кажущаяся — на лбу мастера  выступили бусинки пота, но он был  по-прежнему доброжелателен и улыбчив, передавая заказчику переделанный самовар, неизменно повторял: «Кутты болсын!» что можно перевести  так: «Счастливо пользоваться». Только в казахском языке это звучит еще сердечней...» (Из газеты). Или  впечатления об Англии: «Я уже говорил, что к моему сыну часто приходил английский мальчик лет тринадцати. Жена угощала их чаем с булочками  или пирожным. Каждый раз после  чая парень приходил на кухню и  говорил моей жене:

- Большое спасибо, миссис  Орестов, за чай и очень вкусные  булочки. Я давно не ел таких  замечательных пирожных, благодарю  вас.

Не беда, что пирожные были куплены в соседней кондитерской, где их покупают и родители мальчика. Просто он твердо знает, что нельзя уйти из чужого дома, не поблагодарив и  не похвалив угощение» (О. Орестов. Другая жизнь и берег дальний). Сколько  добра в речевом этикете и  сколько национальной культуры? Добрый день! и Добрый вечер!; Добро пожаловать!и  Хлеб да соль!; Не поминайте лихом!; Милости  прошу к нашему шалашу!; Будьте как  дома!; Заходите, гостем будете!; Прошу  любить и жаловать! - и всегда благопожелание, доброжелательство, в котором исходный глубокий народный смысл. Академик Н. Моисеев  говорит: «Я думаю, например, что древний  принцип «полюби ближнего, как  самого себя» должен будет возродиться  в новом виде, отвечающем ясному естественнонаучному пониманию  необходимости кооперативной деятельности людей!». Речевой этикет способен утеплять нашу жизнь и согревать душу. «...В  заснеженный, промороженный Братск мы попали как-то под Новый год, из аэропорта ехали в пустом и  тоже насквозь промороженном автобусе. Но на стенке водительской кабины, внутри салона, был вывешен самодельный  плакат: веселый мишка и зайчонок под новогодней елкой. И подпись: «Дорогие пассажиры, поздравляю вас  с праздником! Счастливого Нового года! Водитель Смирнов» (фамилия условная — за давностью забылась). Молодой  шофер время от времени оглядывался  на немногочисленных пассажиров, и  мы улыбались ему. Нам становилось  теплее, думаю, что и ему было приятно» (И. Фоняков. Я к вам пишу).

6. Заключение

В нашем реферате мы пришли к заключению, что действенная  сила культуры речи в ее особых социальных и лингвистических свойствах. Первое из них - требования общества, неотвратимость исполнения этикетных норм. Иначе  говоря, если хочешь быть членом своей  среды, общности, в том числе и  национальной, исполняй то, что от тебя ожидают (в соответствии, конечно, с  социальными ролями, положением в  официальной или неофициальной  обстановке, личными отношениями  и т.д.). Второе свойство: речевой  этикет - социальные «поглаживания», он для нас комфортен, желанен, приятен, его все хотят «получать», значит, надо его и «отдавать». Третье свойство - произнесение формулы речевого этикета  представляет собой речевое действие, здесь «слово есть дело», и, сказав Спасибо  я тем самым совершаю дело благодарности, дело это, как мы знаем, достаточно важное. Четвертое свойство - в языковой структуре стереотипов речевого этикета заложены «я» говорящего лица и «ты» адресата, в некоторых  случаях открыто (Я приветствую  вас!), в других - завуалированно (Привет!). Но как бы то ни было, здесь всегда взаимодействуют «я» и «ты», сошедшиеся «здесь» и «сейчас».[16]

 

Список литературы

1. Аванесов P. И. Фонетика  современного русского литературного  языка. М.,  1992.

2. Аванесов P. И. Русское  литературное произношение. М., 1999.

3. Акишина А. А., Формановска.ч  Н. И. Русский речевой этикет. М.,1983.

4. Актуальные проблемы  культуры речи. М., 1970.

5. Античные теории языка  и стиля. М.; Л., 1936.

6. Апресян Г. 3. Ораторское  искусство. М., 1978.

7. Зудагов P. А. Человек  и его язык. М., 1994.

8. Пириноградов В. В.  Проблемы русской стилистики. М., 1991.

9. Винокур Г. О. Избранные  работы по русскому языку. М., 1959.

10. Вопросы культуры речи. М., 1955-1962. Вып. 1 - 8.

11. Шугаев Б. Н. Как  говорить правильно. Горький, 1979.

12. Янышев В. Е. Речь  и этикет. М., 1993.

13. Горбачевич К. С. Вариантность  слова и языковая норма, М., 1978.

14. Горький М. О литературе: Литературно-критические статьи. М., 1953.

15. Ицкович В. А. Языковая  норма. М., 1988.

16. Костомаров В. Г. Русский  язык на газетной полосе, М., 1971,

17. Чожин Е. А. Основы  советского ораторского искусства. 1991.

18. Об ораторском искусстве.  М.,2001.Сб. статей.

[1] Акишина А. А., Формановска.ч  Н. И. Русский речевой этикет. М.,1983.

[2] Актуальные проблемы  культуры речи. М., 1970.

[3] Об ораторском искусстве.  М., 1993.Сб. статей

[4] Горбачевич К. С. Вариантность  слова и языковая норма, М., 1978.

[5] Гольдин В.Е. Речь  и этикет. М., 1983. С. 40.

[6] Литературная газета. 1987. 22 июля, Добрович А.Б. Общение:  наука и искусство.

[7] Вечерняя Москва. 1994. 10 сентября.

[8] Наш современник. 1991. №  3.

[9] Огонек. 1994. N» 34.

[10] Литературная газета. 1982. 12 мая.

[11] Вечерняя Москва, 1987. 10 сентября.

[12] Комсомольская правда. 1987. 27 августа.

[13] Алпатов В.М. Категория  вежливости в современном японском  языке. М., 1973;                 ХолодовичА.А. Глагол в современном японском языке. Л., 1979 и др.

[14] Знание-сила. 1995. №4.

[15] См.: Бгажноков Б. X. Адыгский  этикет. Нальчик, 1978.

[16] Знание - сила. 1994. № 1.


Информация о работе Речь и этика