Реализм и натурализм: творчество Э. Золя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:55, реферат

Описание

Эмиль Золя является одним из крупнейших писателей XIX века, автором более двадцати романов, создателем нового направления в литературе - натурализма. Кроме того Золя был известен своими резкими выступлениями против антинародных социальных реформ и преследований человека. И тем не менее этот перечень заслуг писателя не может в полной мере отразить его богатую событиями жизнь.

Содержание

Введение…………………………………………………………..стр 3


Реализм и натурализм: творчество Э. Золя. ,………………….стр 5


Заключение. ……………………………………………………..стр 13


Литература. ………………………………………………………стр 15

Работа состоит из  1 файл

реферат по литературе - осень 2010.docx

— 36.49 Кб (Скачать документ)
 

     В творчестве Золя, в его исканиях, говорит Луи Арагон, невозможно разобраться, нельзя их понять в отрыве от политики, от общественной борьбы и от развития цивилизации. Выдающиеся научные открытия, свидетелем которых он был, невиданный индустриально- технических прогресс, крайнее обострение социальных противоречий коренным образом изменяли представления  и взгляды людей на жизнь и  происходящие в ней процессы. Отбрасывались  или ставились под сомнение многие прежде казавшиеся незыблемыми и  вечными философские, политические, естественно-научные теории и доктрины. Эта переоценка ценностей наводила Эмиля Золя на мысль о поисках  более совершенных методов анализа  и художественного отображения  жизни человека и общества, о поисках  новых путей развития литературы. Дух времени настоятельно требовал вырвать её из «плена лжи и заблуждений» и подчинить общей научной  эволюции эпохи. Если экспериментальный  метод, рассуждал писатель, мог быть перенесён из области химии и  физики в область физиологии и  медицины и там успешно применяться, то он может быть перенесён из области  физиологии в область натуралистического романа. «Натуралистическая формула в литературе , - отмечает Золя в «Экспериментальном романе», - идентична натуралистической формуле в науке, особенно в физиологии. Это тот же метод исследования физиологических явлений. Дух времени даёт толчок всем умственным проявлениям человека; романист, изучающий нравы, дополняет физиолога, изучающего организм… Расширьте роль экспериментальных наук, доведите её до изучения страстей и описания нравов, и вы получите наши романы, которые исследуют причины, объясняют их, собирают человеческие документы, чтобы иметь возможность властвовать над средой и человеком, чтобы развить хорошие задатки и подавить плохие». Натуралистический роман, отмечает писатель, весь смысл которого заключён в экспериментальном методе наблюдения и в строгой документальности, не есть чей-то досужий вымысел, это – известный итог научной эволюции эпохи.

     Концепция натурализма , сформулированная Эмилем Золя, несла на себе печать тех противоречий, которые были характерны для духовной жизни Франции второй половины минувшего века. Утверждая право художника говорить правду о своём времени, она лишала его возможности давать политические оценки, ограничивая его роль  ролью наблюдателя. Провозглашая объективный, опирающийся на научный анализ и документальную достоверность показа жизни отдельного человека и общества, натурализм не видел надобности в обобщении и синтезе, полагая, что умело поданные факты сами приведут читателя к нужному выводу. Отказ от обобщения и синтеза, отказ от политических оценок и выводов свидетельствовал о том, что натуралисты, как отмечает Анри Барбюс, «не различали структуры и костяка современного мира, не понимали экономических проблем, движение которых обусловливает жизнь народов с большей точностью, чем физиология человечества на классы… А между тем это нужно понять, чтобы создать точную перспективу настоящего и будущего человеческого рода».

     Победа  Золя, преемника традиций и опыта  Бальзака, состоит в том, что в  своей творческой практике он зачастую пренебрегал, а порой и опровергал натуралистическую формулу . Правда, жизнь мощным усилием взламывала искусственные рамки его теории и властно вторгалась на страницы его книг. Золя-художник, ненасытный искатель истины, стремившийся постигнуть сущность социальных противоречий буржуазного общества, оказывался сильнее Золя-теоретика, не желавшего быть социологом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА:

  1. Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
  2. Э. Золя « Тереза Ракен», Москва, Издательство «Правда», 1981.
  3. Э. Золя « Нана», Москва, Издательство « Художественная литература», 1979.
  4. Э. Золя «Западня», Москва, Издательство «Художественная литература», 1979.
  5. С Брахман , Вступительная статья « Два романа Эмиля Золя», Москва, Издательство «Правда», 1981.
  6. А. И. Пузиков «Портреты французских писателей. – Жизнь Эмиля Золя»., Москва, Издательство «Художественная литература», 1975.
  7. Арман Лану  « Здравствуте, Эмиль Золя!», Москва, Издатльство «Прогресс», 1966.
  8. С. Емельяников,  «Ругон Маккары» Э. Золя, Москва, Издательство «Художественная литература», 1965.
  9. Н.С. Травушкин «Жерминаль – месяц всходов. – Судьба Э. Золя.», Москва книга, 1979.
  10. А.П. Александров « Краткая литературная энциклопедия»., Москва, 1964.
  11. «Курс лекций по истории зарубежных литератур ХХ в. Том I. «Под ред. А.Г. Андреева, Издательство «Московский Университет». 1956.

Информация о работе Реализм и натурализм: творчество Э. Золя