Эстетические аспекты творчества Тургенева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:49, доклад

Описание

И.С. Тургенев (1818 - 1883) принадлежит к числу писателей, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие литературы 19 века.
Реальная карта современной ему жизни овеяна глубоким гуманизмом, верой в творческие и нравственные силы и в прогрессивное развитие русского общества.

Работа состоит из  1 файл

Эстетические аспекты творчества Тургенева.docx

— 16.46 Кб (Скачать документ)

И.С. Тургенев (1818 - 1883) принадлежит к числу писателей, которые внесли наиболее значительный вклад в развитие литературы 19 века.

Реальная  карта современной ему жизни  овеяна глубоким гуманизмом, верой  в творческие и нравственные силы и в прогрессивное развитие русского общества.

Все внимание Тургенева было приковано к новым явлениям жизни русского общества. Глубоко уважая национальные традиции русской культуры и черпая в них творческие импульсы Тургенев с интересом и сочувствием наблюдал за намечающимся, ещё незаметным для большинства его современников изменениями общественной психологии, за вновь возникающими идеологическими течениями и социальными типами. В художественном осмыслении действительности он отличался исключительной прозорливостью и чуткостью. Тургенев первым в русской литературе создал книгу, где он описал картины ежедневного современного деревенского быта, многочисленные образы крестьян; там же прозвучала мысль Тургенева о том, что закрепощенный народсоставляет корень и живую душу России. Тургенев первым сделал попытку воплотить идеал человека эпохи падения крепостного права, идеал общественного деятеля, убежденного борца в романе «Накануне», а также первым проанализировал образ «нового человека», шестидесятника в романе «Отцы и дети».

Тургенев-художник наделен особым чувством времени, его неумолимого и стремительного хода. Ведь жил он в эпоху интенсивного, ускоренного развития России, когда «в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». Тургеневу был свидетелем кризиса дворянской революционности 20-30-х годов, видел борьбу двух поколений революционно-демократической интеллигенции 60-х и 70-х годов, борьбу, приносившую лишь горечь поражений.

«Наше время, - говорил Тургенев, - требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаз дывать нельзя». И он не запаздывал: все шесть его романов не только попали в «настоящий момент» жизни общества, но и по-своему этот момент предвосхищали. Писатель был особенно чуток к тому, что стояло «накануне», что еще только носилось в воздухе. По словам Н. А. Добролюбова, Тургенев «быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал... внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»

Романы  писателя превратились в своеобразную летопись смены разных умственных течений  в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся  к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер-разночинец - сначала Дмитрий Инсаров в  «Накануне», а потом Евгений Базаров  в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна  общественного подъема 70-х годов  в «Нови».

«Физиономия русских людей культурного слоя»  в эпоху Тургенева менялась очень  быстро - и это вносило особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами»2. Романы Тургенева  строго приурочены к узкому отрезку  исторического времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с героями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврецком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова.

С Тургеневым не только в литературу, но и в  жизнь вошел поэтический образ  спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и  повестях наиболее цветущий период в  женской судьбе, когда в ожидании избранника пробуждается женская душа.

в произведение писателя образ «тургеневской любви», подобной революции. Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях. Любящий герой прекрасен, но чем выше взлетает он, тем больнее его паденее. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен и слабый, и сильный человек. Любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах земного, природного круга.

Важно отметить, что погоня Тургенева за ускользающей полнотой, гармоничностью мира составляет существенную черту  его художественной индивидуальности, придает его искусству неповторимый облик, который отличает Тургенева  в кругу его литературных соратников.

Информация о работе Эстетические аспекты творчества Тургенева