Эстетическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:17, реферат

Описание

Возникновение эстетической мысли. Эстетические учения в Древней Греции. Упадок эстетической мысли античности и ее римский период.

Работа состоит из  1 файл

античная эстетика.docx

— 60.51 Кб (Скачать документ)

1. Вступление

Попытки анализа  истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались  неоднократно и многими буржуазными  учеными: Шаслером, Циммерманом-в Германии; Бозанкетом, Найтом, Гильбертом и Куном, Бердсли-в Англии; Кроче-в Италии; Байе-во Франции. Я назвала имена лишь некоторых ученых, пытавшихся написать систематическую историю эстетики. Однако эти попытки, как правило, не увенчивались успехами. В их трудах, правда, можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения, но в силу неправильности исходных методологических принципов верной картины о развитии эстетики мы не получаем. Основной порок методологии зарубежных исследований по истории эстетической мысли-это идеализм в понимании процесса исторического развития. Вследствие этого эстетическая мысль рассматривается чисто имманентно, изолированно от других сторон общественной жизни. Этот недостаток присущ не только старым работам, как, например, труд Циммермана, но и тем, которые опубликованы совсем недавно (Байе, Бердсли). Изолируя эстетическую мысль от материальной основы общества, от социально-политических, общекультурных явлений, буржуазные историки закрывают себе путь к правильному пониманию ее генезиса, развития и роли в общественной жизни. 

Задача истории  эстетики состоит в том, чтобы  научно объяснить, почему в тот или  иной период развития общества возникают  те или другие эстетические концепции; какими причинами определяется расцвет  или упадок эстетической мысли; почему одни эстетические теории сменяются  другими; какими обстоятельствами вызывается борьба по коренным проблемам эстетики; какова объективная ценность эстетических концепций; в чем истинный критерий их оценки, наконец, какова их роль в  жизни людей в тот или другой исторический период. 

Раскрыть внутреннюю природу и закономерность возникновения, развития и функционирования эстетической мысли - такова подлинно научная задача истории эстетики, и она впервые  была решена марксизмом, с точки  зрения которого эстетические идеи, как  и всякие идеи, являются отражением реального процесса жизни людей. Поэтому источник их возникновения  и развития, причины расцвета и  упадка нужно искать не в самих  идеях, а в материальных условиях жизни общества, в характере и  особенностях классовой борьбы на каждом отдельном этапе общественного  развития в данной стране, учитывая при этом и тот факт, что эстетические идеи находятся в живом взаимодействии с другими сторонами общественной жизни - политикой, моралью, искусством и т.д. Эти марксистские положения  являются исходными в историко-эстетическом исследовании. Они определяют общее  направление исследования, подход к  предмету анализа. 

Приступая к конкретному  изучению вопроса, мы сталкиваемся с  рядом проблем, требующих объяснения. Прежде всего нужно определить, что  является предметом эстетики как  науки. Следует отметить, что однозначного ответа на этот вопрос пока нет. В этом плане на протяжении последних десятилетий  велись оживленные дискуссии, но вопрос остается до сих пор недостаточно проясненным. Дать определение предмета эстетики не так легко ввиду широты той области, которая охватывается понятием эстетическое. Эстетика-это  наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и  духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического  сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе  законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической  формы отражения действительности. 

Очень трудно поддаются  выяснению объективные и субъективные моменты эстетического. Эстетическое-это родовое понятие но отношению к основным эстетическим категориям, к которым мы относим прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Уже по содержанию такие эстетические понятия, как эстетический идеал, эстетический вкус и др. Еще уже категории, охватывающие лишь область искусства,-художественный образ, художественный метод и стиль и т. д. Трудность понимания эстетических кагегорий состоит в том, что в них фиксируются не только определенные стороны, связи, закономерности, свойство действительности, искусства, человеческой практики, образа жизни людей и т. д., но и отношение к ним, их оценка. В эстетических категориях, таким образом, заключаются очень широкие обобщения, обобщения философского характера. Следовательно, эстетика должна характеризоваться как философская наука. Поэтому когда говорят о философской эстетике, это звучит тавтологично. Она является частью философии. Когда же речь заходит о музыкальной эстетике, эстетике производства и т. д., то имеется в виду применение общеэстетических законов и категорий эстетической науки к определенному классу эстетических явлений. 

Таким образом, эстетика-философская наука, располагающая своим категориальным аппаратом, изучающая возникновение, сущность и развитие эстетического сознания, закономерности творчества по законам красоты, функционирование эстетических ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей и т.д. История эстетики изучает генезис, развитие и функционирование в обществе эстетической мысли, эстетических учений, эстетических теорий. Вся многовековая история эстетической мысли есть не что иное, как история зарождения, формирования, развития основных направлений в эстетике-материализма и идеализма, история возникновения и развития материалистических учений, их борьбы с идеалистическими теориями. Не всегда эстетическая мысль бывает выражена в адекватной теоретической форме. Она может быть закодирована в различных формах: может найти выражение в принципах творчества, в искусствоведческих и литературоведческих концепциях. Но она должна быть всегда философским обобщением, и только в этом смысле она сохраняет свою специфичность и в то же время органически связывается с конкретными дисциплинами, изучающими искусство. 

История эстетики не может быть внешним описанием  различных эстетических концепций. Ее задача-выявить закономерность развития эстетической мысли, ее закономерную направленность. Закономерность, о которой мы говорим, разумеется, относительная. Эстетические идеи постольку развиваются закономерно, поскольку они специфическим образом отображают закономерность исторического развития в целом. Проследить связь эстетических идей с объективным развитием общества-задача довольно сложная. В этом плане попытки были не всегда удачными Вульгарно-социологические схемы, имевшие хождение в одно время, искажали картину развития духовной культуры в целом и истории эстетики в частности. Между общим развитием общества и отдельными элементами духовной культуры возможно несоответствие. Сложность и противоречивость эстетического развития человечества раскрыли Маркс и Энгельс на основе анализа античной художественной культуры и на других примерах. 

Важное значение имеет проблема периодизации истории  эстетики. Если мы рассматриваем развитие эстетической мысли в связи с  общим историческим развитием, то будет  естественным положить в основу периодизации смену социально-экономических формаций. И действительно, основные идеи Платона  и Аристотеля мы можем понять, исходя из учета того факта, что эти великие  философы были людьми рабовладельческого общества. Многие противоречивые утверждения  античных мыслителей отражают противоречия рабовладельческого строя. В этом отношении  очень показательна теория эстетического  воспитания Аристотеля. Точно так  же эстетическую концепцию Фомы Аквинского можно понять лишь в контексте  общественной жизни западного феодального  средневековья. Это справедливо  в отношении и любого другого  периода развития эстетической мысли. Однако эстетическая мысль в своем  развитии обнаруживает относительную  самостоятельность, внутреннюю логику, связь с развитием искусства, культуры в целом. Этот момент гипертрофируется буржуазными учеными-эстетиками, и  тогда общая картина развития эстетических учений явно извращается. 

Безусловно, нельзя не учитывать относительную самостоятельность  развития эстетических идей. Поэтому, принимая за основу периодизации истории  эстетической мысли социально-историческую формацию, мы должны иметь в виду и специфические особенности  развития самой эстетической мысли, ее многообразные связи с различными элементами духовной культуры данного  общества. Общая картина исторического  развития эстетики от рабовладельческого общества до феодального строя включительно характеризуется тем, что она  тесно связана с мифологией, религией, с различными элементами материальной и духовной культуры, и только с конца XVII-начала XVIII в. эстетика завоевывает статус самостоятельной науки, но в рамках философского знания. При этом вычленяются основные эстетические понятия, определяются важнейшие категории эстетики. 

Обращаясь к исследованию истории мировой эстетической мысли, необходимо учитывать то обстоятельство, что до сих пор наиболее изученной  является у нас эстетика Запада, поэтому сохраняется соблазн  перенесения типологии эстетической мысли Запада на страны Востока. Здесь  мы встречаемся с трудностями, разрешение которых выходит за рамки собственно истории эстетики. Речь идет о том, в какой мере специфичны в своем  развитии страны Востока, Африки, Латинской  Америки и что вносит эта специфичность  в развитие эстетической культуры этих стран. Решение этих вопросов требует  совместного участия историков, экономистов, археологов, историков  культуры и т.д. 

Важным вопросом является вопрос об источниках истории  эстетики. Здесь, разумеется, нужно  исходить из конкретно-исторических условий. Исследователи сходятся в том, что  источники можно классифицировать прежде всего по следующим принципам: хронологии, национальной принадлежности, проблемности, персоналиям. Далее, их можно распределять по способу кодирования: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические и др. Для истории эстетики особо важное значение имеют письменные источники: это определенные теоретические документы, трактаты, письма, произведения искусства и документы, характеризующие эпоху. В своем исследовании истории эстетической мысли мы старались принимать во внимание различные источники. 

Данная работа ни в коей мере не претендует на полноту  охвата материала. Для нас ценны  прежде всего те эстетические концепции, в которых отстаивались идеи гуманизма, гражданственности, защищались принципы художественной правды, прямо или  косвенно получили выражение демократические  тенденции. 

2. Возникновение  эстетической мысли

Эстетическая мысль  в строгом смысле этого слова  возникает в эпоху рабовладельческого общества. Но появление зачатков художественно-эстетической деятельности и эстетического сознания, как свидетельствуют археологи  и историки, относится к глубокой древности - к концу среднего палеолита (так называемая эпоха Мустье) и ко всему позднему палеолиту (Ориньяк-40-35 тысячелетия до н.э.; Солютре--35-25 тысячелетия до н. э.; Мадлен-25-12 тысячелетия до н.э.). Как субъект эстетического творчества и восприятия человек сформировался в процессе трудовой деятельности на основе психобиологической эволюции. Чувство формы, объема, цвета, ритма, симметрии и в конечном счете чувство красоты-все эти элементарные проявления эстетического сознания человек не получил готовыми от своих животных предков. 

Примером того, что  мы имеем дело с возникновением зачатков эстетической деятельности и эстетического  сознания, является тот факт, что  уже, скажем, в эпоху Мустье человек, изготовляя практически полезное орудие, наносит на него красочные полоски и пятна, выдалбливает на нем лунки, расположенные в определенном порядке. Во Франции в пещере Ля Ферраси были обнаружены две каменные плиты с такого рода «украшениями». Образцы первоначальной изобразительной деятельности человека обнаруже' ны в Италии, Венгрии, Германии. К позднему палеолиту археологи относят рождение росписей на стенах и потолках пещер, рельефы и круглые скульптуры. С помощью охры первобытные художники изображают лошадь, оленя, быка, бизона, носорога, льва. В эпоху Мадлен животные изображаются в движении, при этом художник пользуется уже двумя-тремя красками. Дальнейший прогресс в художественной деятельности намечается в эпоху мезолита, когда уже изображаются сцены борьбы, охоты, загона скота и т.д. Внимание здесь акцентируется на передаче действия, а не на точном воспроизведении фигур. Более отчетливо прогресс в художественно-эстетической деятельности обнаруживается в эпоху неолита. Получает широкое распространение украшение различных предметов, орнаментовка посуды и т.д. 

В эпоху бронзы зарождается  рабовладельческая формация. Возникают  классовые государства в Египте, Двуречье и Китае. Начинается новый этап в художественном развитии человечества. В этот период возникают первые зачатки эстетической мысли, хотя они еще не получают строгого оформления в виде теоретических положений, трактатов, четко сформулированных канонов и норм. 

Одним из ранних рабовладельческих  государств, где наука и искусство  получили высокое развитие, был Египет. Уже в додина-стический период (4 тысячелетия до н.э.) наблюдается развитие строительного дела, прикладного искусства, скульптуры. В период Древнего Царства в Египте складываются основные формы художественной культуры: архитектура, портретная скульптура, рельефы и росписи, художественное ремесло, различные жанры искусства слова (поучения, автобиографии вельмож и чиновников, надписи на стенах пирамид и т. д.). Изучение памятников изобразительного искусства Древнего Египта и лингвистические исследования различных литературных произведений свидетельствуют о том, что древние египтяне имели не только представление о прекрасном, о связи прекрасного с добрым, но и соответствующие эстетические термины. Анализ художественных памятников говорит также и о том, что творчество египетских художников регулировалось определенными канонами, эстетическими принципами, которые передавались от поколения к поколению. Правда, эти нормы и принципы еще не получили теоретического обоснования и надлежащего оформления, но они существовали; об этом свидетельствуют каноны иконографии, пропорций и цветовых отношений. Задолго до пифагорейцев египтяне применили математику для решения художественно-эстетических задач. 

Информация о работе Эстетическая мысль