Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа!!!.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

“Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый”.

Т.е. вежливый человек  – учтивый, внимательный. С ним  легко устанавливать и поддерживать контакт.

 

3. Сообщение темы  и цели урока.

- Попробуйте сами сформулировать тему урока! ( ).

(Учитель  обращает внимание  учащихся на доску,  где находится  табличка со словом  “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

- Что входит в понятие “Вежливость”?

1. Общение
 
 
2. Поведение
 
 
3. Приветствие
 
 
4. Благодарность
 
 
5. Просьба
 

- Всегда ли мы можем выполнить чью-либо просьбу? (Ответом на просьбу может быть согласие или отказ).

- Сегодня на уроке будем говорить о том, что такое ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ.

Рассмотрите схемы  и посмотрите небольшие сценки. Какая  сценка соответствует первой схеме, а какая – второй?

СЦЕНКА №1 
Учитель: Серёжа, я прошу тебя сейчас почистить клетку с попугаями. 
Сережа: Извините, Ксения Николаевна, сейчас я не могу. В раздевалке меня уже ждёт бабушка. 
Учитель: Ну, если ждёт бабушка, то ладно. Но завтра попугаи ждут тебя.

СЦЕНКА №2. 
Учитель: Ванюша, я бы хотела, чтобы ты записал свой весёлый рассказ и украсил его рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс. 
Ваня: Хорошо, сделаю и принесу завтра. 
Учитель: Спасибо.

- Так какая  схема относится к первой сценке (2), а какая – ко второй сценке? (1). Почему?

- Бывает так, что тебя о чём-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу, а иногда и не хочешь. Как вежливо отказать в просьбе?

(Ответы  учащихся).

- Помните ли  вы начало стихотворения Б.  Заходера “Муравей”? 

СЦЕНКА №3.

Сказали Волу:

Уважаемый Вол! 
Отвезите, пожалуйста, 
В школу стол. 
И вот, что ответил Вол:

Ну, вот ещё, 
Охота была! 
Найдём какого-нибудь осла!

- Согласился ли Вол выполнить просьбу или нет?

- По вашему мнению, отказ Вола был вежливым или грубым?

- Почему вы так думаете?

- Допустим, отвечает воспитанный, вежливый Вол. А вы назовите слова, которые смягчают отказ.

1 ученик: Рад бы помочь, 
Но ехать невмочь. 
Мне отдавили
копыта. 
Фирма сейчас закрыта.

2 ученик: Извини, я занят сейчас. 
Сделаю в следующий раз.

- Так что же включает в себя вежливый отказ? (Вежливый отказ включает ИЗВИНЕНИЕ, ПРИЧИНУ ОТКАЗА, ОБЕЩАНИЕ выполнить её позже).

4. Закрепление.

     Если ты не можешь выполнить просьбу, то используй добрые слова согласия, уважения, понимания. Твой отказ смягчится, если ты объяснишь причину отказа или пообещаешь выполнить просьбу в другое время.

К сожалению, НО
Охотно  бы,   не могу Причина отказа + обещание
С удовольствием, никак
С радостью, не могу
Извини (-те), на днях
Прости (-те), завтра
Спасибо, Позже
 

- Рассмотрите  схему построения отказа:

 

Работа в парах.

     В  паре придумайте  ситуацию «Вежливый  отказ», в этом вам может помочь  схема, а затем вы свои ситуации  обыграете (дети в паре  придумывают ситуацию. Через некоторое время по парам дети выходят к доске и обыгрывают ситуацию.

5. Итог урока.

- Чему учились  на уроке?

- Что включает  в себя вежливый отказ? 

Информация о работе Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры