Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа!!!.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

7.  Посмотрите на следующие два предложения и вставьте вместо многоточия слова «отчётный» или «отчётливый»:

А) их стройные силуэты  становились всё более…………………

Б)  каждый год  на ………………… собраниях его  разбирали «по косточкам».

8.  Подчеркни слово (сочетание слов), близкие по значению:

а) свежий ветер (новый, тёплый, прохладный);

б) свежий хлеб (чёрствый, недавно испечённый, новый);

в) свежая рубашка (приятная, шёлковая. белая).

9.  Прочитай следующий текст. В нём нарушен порядок предложений. Исправь последовательность предложений, указав цифры.

1. Часто в  горах во время пожаров дети  остаются в домах. 2. В Лондоне  малышей из огня вытаскивают  пожарные собаки. 3. От испуга  они прячутся и молчат. 4. Одна  такая собака спасла 12 детей.

_____________________________________________________________________________

10. Вставьте в  текст недостающие слова.

     Когда  в ___________________ утро, летом, пойдёшь  в лес, то на полях, в траве,_______________  алмазы. Все алмазы эти ____________________ и переливаются на ___________ разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда ______________________ ближе и разглядишь, что это такое, то ___________________, что это капли росы. 
 

прил. 2

1. Прочитайте  предложения, найдите речевые ошибки, исправьте.

    а) А тебе завидно? 

 

    б) Всякую ягоду в руки берут,  да не всякую в кузов ложат. 

_____________________________________________________________________________

    в) Для начинки на порог приготовили  творог.

_____________________________________________________________________________

2. Поставьте  ударение в словах.

Банты, шарфы, столяр, щавель, каталог

3.  Прочитайте  ситуацию.

    Переполненный автобус. Девочка  сидит, рядом стоит женщина.  В руках у неё сумка, коробка,  свёрток. Девочка делает знак руками, прося женщину положить свёрток на колени.

   (- Кладите свёрток мне на колени.

    - Спасибо! Ты очень добра?)

Добра ли девочка?

_____________________________________________________________________________

4. Выполните интонирование предложений.

    Приказание с оттенком нетерпения.                          Положи книги!

    Ласковая просьба.               Положим книги.

     Мягкая просьба.       Положи-ка книги.                                                                                                                                       Строгое приказание.                Положил бы ты книги.

Приглашение исполнить совместно с говорящим.       Положи книги!

5. Рассмотри  картинку.  Как можно подробнее  напиши  о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Подчеркните   слово (сочетание слов), близкие  по значению.

Верный   друг (преданный,  старший, весёлый);

Верное  средство  (русское, прочное, испытанное);

Верный  выстрел (громкий, меткий, раскатистый).

7. Слово  «кисть» многозначное.  Перечисли тебе известные значения этого слова.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Представьте,  что вы едете в автобусе. Определите, кто к вам может обратиться с такими словами.

- Милок, ты выходишь?    Любой вежливый человек

-  Эй, ты выходишь?     Невоспитанный человек

- Мальчик,  разреши пройти!    Старушка

9. Вставьте  в текст недостающие слова.

Завечерело. Где – то далеко за вершинами ________________ закатилось гаснущее ____________. А _____________ его горят на луковых стволах сосен.  В игольчатый бархат одеты ______________Ёлки. Как на параде _____________ стройное __________________.

10.  Исправьте  предложения, так чтобы смысл  текста был понятен каждому.

Мы с  батей купили новый комп. К нему в комплекте была продана  чёрная клава.

_____________________________________________________________________________

 
 

прил. №3

 

1. Прочитайте предложения, исправьте речевые ошибки.  Выразите  своими словами просьбу. Как бы сказал ты?

   а.  - Бабушка,  кушать хочу! Давай скорее шевелись!

____________________________________________________________________________

   б.  Столяр  пилил доски пилой.

____________________________________________________________________________

   в.  Море  пеной стало кидаться, люди не  стали в море мыться.

____________________________________________________________________________

    г.  Что за прелесть Любочка! Вся  в горошках юбочка, банты ‘  лучше всех.

____________________________________________________________________________

2. Про кого так говорят

  1. Сидел сложа руки - ________________________________________________________________________
  2. Пальца в рот ему не клади - ________________________________________________________________________

    Употребите  эти выражения, рассказывая о  Незнайке и Емеле.

    ________________________________________________________________________

3. Рассмотрите схемы и посмотрите небольшие сценки. Какая сценка соответствует первой схеме, а какая – второй? (укажите стрелочкой.)

СЦЕНКА №1.

-  Серёжа, я  прошу тебя сейчас почистить  клетку с попугаями.

-   Извините, Ксения Николаевна, сейчас я не могу. В  разде  – 

валке меня уже  ждёт бабушка.

- Ну, если ждёт  бабушка, то ладно. Но завтра  попугаи  ждут тебя.

СЦЕНКА№2.

- Ванюша, я бы  хотела, чтобы ты записал свой  весёлый рассказ 

и украсил его  рисунками. Я пошлю твою работу на конкурс.

-  Хорошо, сделаю  и принесу завтра.

-  Спасибо!

4.  В каком предложении выражена  скрытая просьба? Подчеркните.

     Проходите быстрее!

     Проходите,  пожалуйста, побыстрее!

     Не  трудно ли вам пойти побыстрее?

5. Выполните интонирование предложений.

     Приказание с оттенком  нетерпения                              Унёс  бы ты  мусор

     Ласковая  просьба                                                             Унеси – ка  мусор

     Мягкая  просьба                                                                Унеси мусор!

6. Прочитайте текст. В нём нарушен порядок предложений. Исправьте это, указав цифрами последовательность предложений.

      Каких только растений, птиц, зверей в нём не водится!   Недалеко от города Курска создан необычный природный заповедник.  Одних трав – несколько сотен видов!

7. Выбери правильное слово:

    Животноводческая (1) фирма, 2) ферма);

    Цветок(1) душистый, 2) душный)

    Секретный  (1) шифер, 2) шифр)

8. Определить лексическое значение следующих слов: клевый,  в натуре, вякать, чувак (чок)_________________________________________________________________________

9. Сконструируйте ситуацию. Где, кому, когда сказаны слова: Алёша, горло, шарф.

_____________________________________________________________________________

10. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

     Летом небо редко закрыто _________________.   Часто гремят летние ________________, после которых появляется ________________. Вода в реках, прудах и озёрах __________________________. По утрам в траве выпадает _____________.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     прил.№4

Урок речевой  культуры

Тема: "Вежливый отказ"

Цели:

1. Познакомить с понятием “Вежливый отказ”.

2. Учить детей  различать такие понятия как:  вежливая речь, вежливое поведение.

3. Воспитывать  в детях, навык вежливого приветствия, прощания, воспитывать умение выражать благодарить и отказ.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Весёлым, интересным, познавательным…)

- От чего это зависит? (От того, как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя и друг друга).

- Правильно. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой, и чтобы вы узнали что-то новое.

Сегодня к нам на урок заглянуло солнышко из стихотворения Эммы Мошковской:

На  доске рисунок  “кислого” солнышка

Встало солнце кислое, 
Смотрит, небо скисло, 
В кислом небе кислое 
Облако повисло… 
И спешат несчастные 
Кислые прохожие …

И едят ужасно  
Кислое мороженое

Даже сахар  кислый! 
Скисло всё варенье! 
Потому, что кислое

Было настроение.

- Почему прохожие в стихотворении “несчастные”? (У них “кислое” настроение).

- Что значит “кислое” настроение? (произвольные ответы детей)

- А как мы узнаём, что у человека “кислое” настроение? (произвольные ответы детей)

2. Речевая разминка

- А сейчас проведём речевую разминку. Если правильно выполните задание, то прочтёте в средних клеточках слово, которое показывает “кислое” настроение. Какие предлоги нужно употреблять в данных словосочетаниях. Напишите их в клеточках.

- Так какое же слово показывает “кислое” настроение? (Слеза).

- Дети, а как можно “поднять” настроение? Можно ли это сделать с помощью комплимента? (произвольные ответы детей)

- Поднимите настроение “солнышку”:

(Учащиеся  говорят комплименты  “солнышку”, а учитель  незаметно переворачивает  табличку с грустным  солнышком на улыбающееся).

- Поднялось ли у нас настроение?

- Весело ли стало нам?

- Попробуйте сделать вывод! (Нужно говорить людям добрые, вежливые слова. И им, и нам становится от этого лучше, радостнее).

- Так что такое “ВЕЖЛИВОСТЬ”? (Воспитанность, хорошее поведение, соблюдение правил приличного поведения).

(На  доску вывешивается  табличка со словом  “ВЕЖЛИВОСТЬ”).

- В словаре С.И. Ожегова о вежливом человеке говорится так:

Информация о работе Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры