Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа

Описание

Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа!!!.doc

— 410.50 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, в результате проведённого теста выявили следующий уровень сформированности коммуникативной компетенции до формирующего эксперимента.

Таблица № 2

Уровень Количество  учащихся данного уровня
Низкий 0 (0%)
Ниже  среднего 6 (26%)
Средний 13 (56,5%)
Выше  среднего 4 (17,3%)
Высокий 0 (0 %)
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Формирующий этап.

     Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности речевой культуры, развитие теоретического и творческого мышления школьников. 

     На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

  1. разработать конспекты уроков по речевой культуре, направленные на развитие коммуникативной компетенции детей;
  2. создание комфортной, развивающей, стимулирующей среды, вызывающую  интерес, творческую активность младших школьников;
  3. формирование у младших школьников этической основы;
  4. реализация структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности;

     В соответствии с задачами формирующего эксперимента были разработаны конспекты уроков по речевой культуре (прил. №4). Работа на данных уроках строилась следующим образом. Первый этап урока должен был включать в себя создание проблемной ситуации, либо сообщение учителем сведений необходимых для дальнейшей работы, либо фронтальное повторение некоторых уже усвоенных знаний, целью которого было направление мыслительной деятельности детей в необходимое русло. После чего ввелась работа по теме урока. Учащиеся на уроках участвовали в коммуникативных ситуациях («как нужно себя ввести в общественном транспорте» и т.п.) выполняли различные задания, например, «Исправьте речевые ошибки», «Выполните интонирование предложений», «Составить текст по иллюстрации». Особое внимание обращалось на ответы учащихся. Учащиеся учились говорить правильно, выразительно, уместно употребляя в речевой ситуации языковые средства;  соблюдать нормы русского литературного языка. В конце каждого урока проводилась рефлексия.

3.3. Контрольный этап.

     На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников в экспериментальном классе, проведен анализ полученных результатов.

Таблица № 1

    

Ф.И. Суммарный балл Оценка Уровень
1 Андреева Лиза 33 балла выше среднего 4
2 Бабанова Анжела 39 баллов выше среднего 4
3 Долинина  Диана 38 баллов выше среднего 4
4 Зорина Оля 33 балла выше среднего 4
5 Казакевич Ангелина 49 балла высокий 5
6 Кривцова Настя 35 баллов выше среднего 4
7 Конев Артём 43 балла высокий 5
8 Коротков Павел 43 баллов высокий 5
9 Куталевская Анна 40 баллов выше среднего 4
10 Насекин Сергей 28 баллов средний 3
11 Назаруков Витя 37 баллов выше среднего 4
12 Парщуков Никита 38 баллов выше среднего 4
13 Поляков Влад 43 баллов высокий 5
14 Прудаев Данил 39 баллов выше среднего 4
15 Саламанова  Валерия 33 балла Выше среднего 4
16 Секерин Миша 25 баллов средний 3
17 Тарачёв Егор 37 баллов выше среднего 4
18 Темников Данил 27 баллов средний 3
19 Тимошенко Анна 42 баллов высокий 5
20 Уруспаев Валентин 39 баллов выше среднего 4
21 Усков Саша 39 баллов выше среднего 4
22 Фёдорова Ира 37 балла выше среднего 4
23 Чудин Кирилл 38 балла выше среднего 4

 

Уровень Количество  учащихся данного уровня
Низкий 0 (0%)
Ниже  среднего (0%)
Средний 3 (13%)
Выше  среднего 15 (65,2%)
Высокий 5 (21,7 %)

Таблица № 2 

    
 
 
 
 

     На завершающем этапе экспериментальной работы, при определении итогового уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся был использован тест. Повторное диагностирование производилось с некоторыми изменениями в содержании заданий, но сущность и структура заданий оставалась той же.

     При обработке данных повторного диагностирования был выявлен новый уровень сформированности коммуникативной компетенции. При сравнении результатов завершающего этапа эксперимента со стартовым уровнем получили следующее:

Уровень Количество  учащихся в процентном соотношении
старт завершение
Низкий 0% 0%
Ниже  среднего 6 (26%) (0%)
Средний 13 (56,5%) 3 (13%)
Выше  среднего 4 (17,3%) 15 (65,2%)
Высокий 0 (0 %) 5 (21,7 %)
 

     Приведенные данные свидетельствуют о достаточной эффективности предложенной модели формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках речевой культуры.

Заключение

     Выводы по первой главе.

     Мы рассмотрели  основные  речеведческие  понятия к ним относят: язык, речь, культура речи, нормативный коммуникативный этический эстетический компоненты, текст, качества речи, коммуникативная компетенция. Рассмотрели компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Выделили смыслоопределяющие категории компетентностного подхода (компетенция и компетентность), развели  понятия «компетентность» и «компетенция», познакомились с классификацией компетенций Т.В. Ивановой. Ознакомились с коммуникативной компетенцией, и её  компонентами.

     Выводы по второй главе.

    Во второй главе мы выявили   критерии речевого развития младшего  школьника к ним относят: критерии, позволяющие определить степень  коммуникативной компетенции (объём  словаря, речевая память, слуховая  и смысловая ассоциативность,  творение речи),  критерии оценки речи учащихся (манера речи, общая композиция высказывания, конструкция фраз, внешняя форма, качество образов). Культурной речи  присущи  следующие требования: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, образность, доступность. Нами выделены приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры. Эти приёмы способствуют отработке навыков правильного произношения и употребления слов повседневного речевого общения, а также позволяют разнообразно и неутомительно научить детей говорить правильно.

     Выводы по экспериментальной части работы.

     Цели и задачи, которые мы ставили  в нашей работе удалось реализовать. В ходе экспериментального исследования наша гипотеза подтвердилась.

   

     Итак, завершающий этап эксперимента показал эффективность применения данных приёмов. Это следует из того, что по всем диагностируемым показателям повысился уровень базовых знаний. 
 

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Речь // Русский язык. Энциклопедия. – М., 1997.
  2. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся [Текст]/ учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Е.В. Архипова/. – М.: Вербум-М, 2004. – 192 с.
  3. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи [Текст]/ Ю.А. Бельчиков. – М.: УРАО, 2000. – 256 с.
  4. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика, 1999.
  5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи речи [Текст]/учеб. пособие/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Ростов – на Дону: Феникс, 2008 – 256 с.
  6. Головин Б.Н. Основы культуры речи [Текст]/ Б.Н. Головин. – М.: 1980. – 284 с.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.   
  8. Иванова Т. В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы [Текст] / Т. В. Иванова // Стандарты и мониторинг в образовании. -2004. - № 1. - С. 32.
  9. Игнатова Т.Б., Учебный текст и формирование культуры речи школьников  Русский язык. [Текст]/ Т.Б. Игнатова   А.В.  Черных. – М.: 2009. - № 11. -  146 с.
  10. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]/ Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по специальности 031200 «Педагогика и методика нач. обучения»  О.М. Казарцева. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 395 с.
  11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
  12. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения/ Г.И. Колесникова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. – 247 с.
  13. Лекант П.А., Дибров Е.И., Касаткин Л.Л. и др. Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология»/; под ред. П.А. Леканта. – 2 –е., испр. – М.:Дрофа, 2001. – 560 с.
  14. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.-2- е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
  15. Львов М.Р., Рамзаев Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах.-2 изд., перераб.: Просвещение. 2000. – 415 с.
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 308 с.
  17. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию [Текст]/ Ю.В.  Рождественский. – М.: Добросвет. 2000.   – 289 с.
  18. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. / Под. ред.                        И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2004.
  19. Сборник упражнений по культуре речи стилистике и риторике [Текст]/ учеб. пособие для учащихся ст. классов общеобразоват. учреждений / Н.Е. Богуславская [и др]. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 174 с.
  20. Сединкина В.Ф. Уроки речевой культуры [Текст]/ В.Ф. Сединкина. – Т. ТПК№1.147 с.
  21. Соколова В.В. Культура речи и культура общения [Текст]/ В.В.  Соколова.  – М.: Просвещение. 1995. – 312 с.
  22. Соппер П.Л. Основы искусства речи  [Текст]/ П.Л. Соппер.  – М.:  1992. – 236 с.
  23. Фролова Л.А.Обучение русскому языку в современной начальной школе[Текст]/ методическое пособие/ Л.А. Фролова /.– М.:АРКТИ, 2002. – 192 с.
  24. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – №2. – С. 61.
  25. Чернышев В.И. Чистота и правильность русской речи Избранные труды [Текст]/ В.И. Чернышев. – М.: 1970. – 156 с.
  26. Шапошников К.В. Контекстный подход в процессе формирования профессиональной компетентности будущих лингвистов-переводчиков. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Йошкар-Ола, 2006. ‒ 26 с.
  27. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи  Мы сохраним тебя, русская речь [Текст]/ Е.Н. Ширяев.  – М.: Наука, 1995. -  310 с.
  28. Ширяев Е.Н. Культура речи как лингвистическая дисциплина Русский язык и современность Проблемы и перспективы развития русистики [Текст]/ Е.Н. Ширяев. -  М., 1991.  – 237 с.
  29. Ширяев Е.Н. Современная теоретическая концепция культуры речи     Культура русской речи [Текст]: Учебник для вузов. – М.: 2000. – 213 с.
  30. Шмелева Т.В. Культура речи [Текст]: Сб. ст. и материалов /                                  Т.В. Шмелева. – Великий Новгород.: РЦРО. 1998. – 89 с.

Словари

1. Большой  толковый словарь русского языка/Сост. И гл. под ред. С.А. Кузнецов.Спб.: «Норинт», 2000.-1536 с.

2. Новейший  словарь иностранных слов и  выражений.-Мн.:Современный литератор, 2006.-976 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение

прил. № 1

1. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки, исправьте.

     Погода  этой осенью дождливая и переменчива.

____________________________________________________________________________

     Режет  бумагу ножницами.

____________________________________________________________________________

     Самое  длинное пироженое было изготовлено  26 июля 1986 года.

____________________________________________________________________________

2. Проставьте ударение в словах.

     красивее

     досуг

     квартал

     портфель

     звонит

3. Прочтите. Впишите нужные слова.

     На  одно и то же место_________ зубную  пасту и щётку.

     Любую  вещь, которую взял,____________ на её  постоянное место.

     Обедая, нельзя____________ на стол локти.

     Ложку  и вилку после еды оставь в тарелке или___________ на специальную подставку.

4. Представь, что у тебя нет часов, как бы ты у прохожего спросил о времени (напиши).

_____________________________________________________________________________

5. Ты хочешь, чтобы мама купила наклейки для твоей коллекции. Ты можешь попросить по - разному. Какая просьба покажется маме самой убедительной? (обведи номер.)

1 – Мама, купи  мне наклейки!

2 – Мама, купи  мне, пожалуйста, наклейки!

3 – Мама, купи  мне, пожалуйста, наклейки, я их  давно ищу для моей коллекции.

6. Маша в четверг оставила свой спортивный костюм в гардеробе. На следующий день она обратилась за помощью к дежурным в раздевалке, но  они ей не помогли. Как вы думаете, почему дежурные не смогли помочь Маше?

_____________________________________________________________________________

Информация о работе Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры