Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 16:52, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
Задачи:
1. Раскрыть речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА I . ЯЗЫК И РЕЧЬ. РЕЧЕВЕДЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 6-15
§1.1. Язык и речь. Понятие о культуре речи………………….................6-10
§ 1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры…….……………………………………………………………..11-15
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………..16-21
§2.1. Критерии речевого развития младших школьников……………..16-17
§ 2.2. Приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры …………………………………18-21
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………..22-29
§3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………...22-25
§3.2. Формирующий эксперимент………………………………………. 26
§ 3.3. Контрольный эксперимент.………………………………………..27-29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………........................................................ 30-31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32-34
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43
Таким образом, в результате проведённого теста выявили следующий уровень сформированности коммуникативной компетенции до формирующего эксперимента.
Таблица № 2
Уровень | Количество учащихся данного уровня |
Низкий | 0 (0%) |
Ниже среднего | 6 (26%) |
Средний | 13 (56,5%) |
Выше среднего | 4 (17,3%) |
Высокий | 0 (0 %) |
Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности речевой культуры, развитие теоретического и творческого мышления школьников.
На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
В соответствии с задачами формирующего эксперимента были разработаны конспекты уроков по речевой культуре (прил. №4). Работа на данных уроках строилась следующим образом. Первый этап урока должен был включать в себя создание проблемной ситуации, либо сообщение учителем сведений необходимых для дальнейшей работы, либо фронтальное повторение некоторых уже усвоенных знаний, целью которого было направление мыслительной деятельности детей в необходимое русло. После чего ввелась работа по теме урока. Учащиеся на уроках участвовали в коммуникативных ситуациях («как нужно себя ввести в общественном транспорте» и т.п.) выполняли различные задания, например, «Исправьте речевые ошибки», «Выполните интонирование предложений», «Составить текст по иллюстрации». Особое внимание обращалось на ответы учащихся. Учащиеся учились говорить правильно, выразительно, уместно употребляя в речевой ситуации языковые средства; соблюдать нормы русского литературного языка. В конце каждого урока проводилась рефлексия.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников в экспериментальном классе, проведен анализ полученных результатов.
Таблица № 1
№ | Ф.И. | Суммарный балл | Оценка | Уровень |
1 | Андреева Лиза | 33 балла | выше среднего | 4 |
2 | Бабанова Анжела | 39 баллов | выше среднего | 4 |
3 | Долинина Диана | 38 баллов | выше среднего | 4 |
4 | Зорина Оля | 33 балла | выше среднего | 4 |
5 | Казакевич Ангелина | 49 балла | высокий | 5 |
6 | Кривцова Настя | 35 баллов | выше среднего | 4 |
7 | Конев Артём | 43 балла | высокий | 5 |
8 | Коротков Павел | 43 баллов | высокий | 5 |
9 | Куталевская Анна | 40 баллов | выше среднего | 4 |
10 | Насекин Сергей | 28 баллов | средний | 3 |
11 | Назаруков Витя | 37 баллов | выше среднего | 4 |
12 | Парщуков Никита | 38 баллов | выше среднего | 4 |
13 | Поляков Влад | 43 баллов | высокий | 5 |
14 | Прудаев Данил | 39 баллов | выше среднего | 4 |
15 | Саламанова Валерия | 33 балла | Выше среднего | 4 |
16 | Секерин Миша | 25 баллов | средний | 3 |
17 | Тарачёв Егор | 37 баллов | выше среднего | 4 |
18 | Темников Данил | 27 баллов | средний | 3 |
19 | Тимошенко Анна | 42 баллов | высокий | 5 |
20 | Уруспаев Валентин | 39 баллов | выше среднего | 4 |
21 | Усков Саша | 39 баллов | выше среднего | 4 |
22 | Фёдорова Ира | 37 балла | выше среднего | 4 |
23 | Чудин Кирилл | 38 балла | выше среднего | 4 |
Уровень | Количество учащихся данного уровня |
Низкий | 0 (0%) |
Ниже среднего | (0%) |
Средний | 3 (13%) |
Выше среднего | 15 (65,2%) |
Высокий | 5 (21,7 %) |
Таблица
№ 2
На завершающем этапе экспериментальной работы, при определении итогового уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся был использован тест. Повторное диагностирование производилось с некоторыми изменениями в содержании заданий, но сущность и структура заданий оставалась той же.
При обработке данных повторного диагностирования был выявлен новый уровень сформированности коммуникативной компетенции. При сравнении результатов завершающего этапа эксперимента со стартовым уровнем получили следующее:
Уровень | Количество учащихся в процентном соотношении | |
старт | завершение | |
Низкий | 0% | 0% |
Ниже среднего | 6 (26%) | (0%) |
Средний | 13 (56,5%) | 3 (13%) |
Выше среднего | 4 (17,3%) | 15 (65,2%) |
Высокий | 0 (0 %) | 5 (21,7 %) |
Приведенные данные свидетельствуют о достаточной эффективности предложенной модели формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках речевой культуры.
Выводы по первой главе.
Мы рассмотрели основные речеведческие понятия к ним относят: язык, речь, культура речи, нормативный коммуникативный этический эстетический компоненты, текст, качества речи, коммуникативная компетенция. Рассмотрели компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Выделили смыслоопределяющие категории компетентностного подхода (компетенция и компетентность), развели понятия «компетентность» и «компетенция», познакомились с классификацией компетенций Т.В. Ивановой. Ознакомились с коммуникативной компетенцией, и её компонентами.
Выводы по второй главе.
Во второй главе мы выявили
критерии речевого развития
Выводы по экспериментальной части работы.
Цели и задачи, которые мы ставили
в нашей работе удалось
Итак, завершающий этап эксперимента показал
эффективность применения данных приёмов.
Это следует из того, что по всем диагностируемым
показателям повысился уровень базовых
знаний.
Список литературы
Словари
1. Большой
толковый словарь русского
2. Новейший
словарь иностранных слов и
выражений.-Мн.:Современный
прил. № 1
1. Прочитайте предложения, найдите речевые ошибки, исправьте.
Погода
этой осенью дождливая и
______________________________
Режет бумагу ножницами.
______________________________
Самое
длинное пироженое было
______________________________
2. Проставьте ударение в словах.
красивее
досуг
квартал
портфель
звонит
3. Прочтите. Впишите нужные слова.
На одно и то же место_________ зубную пасту и щётку.
Любую вещь, которую взял,____________ на её постоянное место.
Обедая, нельзя____________ на стол локти.
Ложку и вилку после еды оставь в тарелке или___________ на специальную подставку.
4. Представь, что у тебя нет часов, как бы ты у прохожего спросил о времени (напиши).
______________________________
5. Ты хочешь, чтобы мама купила наклейки для твоей коллекции. Ты можешь попросить по - разному. Какая просьба покажется маме самой убедительной? (обведи номер.)
1 – Мама, купи мне наклейки!
2 – Мама, купи мне, пожалуйста, наклейки!
3 – Мама, купи мне, пожалуйста, наклейки, я их давно ищу для моей коллекции.
6. Маша в четверг оставила свой спортивный костюм в гардеробе. На следующий день она обратилась за помощью к дежурным в раздевалке, но они ей не помогли. Как вы думаете, почему дежурные не смогли помочь Маше?
______________________________