Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии "Мещанин во дворянстве"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание

Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.
Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и комедийного мастерства Мольера на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма
1.1. Классицизм как художественный метод 6
1.2. Жизненный и творческий путь Мольера 16
Глава 2. Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»
2.1. Особенности воплощения художественного метода в комедии 25
2.2. Комедийное мастерство Мольера 31
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И КОМЕДИЙНОГО МАСТЕРСТВА В КОМЕДИИ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» Ж. Б. МОЛЬЕРА.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЛИНГВИСТИКИ И  МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР» 
 

ТЕМА: 

«ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И КОМЕДИЙНОГО МАСТЕРСТВА В КОМЕДИИ «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» Ж. Б. МОЛЬЕРА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка:

                    Гойнова Елена 

                    Александровна,

                    группа 0781(б)  

                    Научный руководитель:

                    к.ф.н., доцент кафедры лингвистики и МК,

                    Гришенкова

                    Татьяна Федоровна 
                     
                     
                     
                     
                     

Сургут

2010 

Содержание 

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Творчество Мольера в контексте литературы классицизма

     1.1. Классицизм как художественный метод                                                                 6                              

     1.2. Жизненный и творческий путь Мольера                                                                16

Глава 2. Проблема художественного метода и комедийного мастерства в        комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»                                                     

     2.1. Особенности воплощения художественного метода в комедии                          25

     2.2. Комедийное мастерство Мольера                                                                           31  

Заключение                                                                                                             36 

Список используемой литературы                                                                       38                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение

        Жан Батист Мольер – великий французский драматург XVII столетия. Он является создателем жанра «высокой комедии», открывшей пути для последующего развития реалистической драматургии. Его произведения популярны и по сей день, несмотря на то, что прошло более трехсот лет с момента их создания. Имена его героев стали нарицательными, проблемы, рассматриваемые в пьесах свойственны и современному обществу, именно поэтому его комедии вот уже три столетия не сходят со сцен лучших театров мира.

        Данная курсовая работа представляет собой исследование проблемы художественного метода и  комедийного мастерства Мольера  на примере пьесы «Мещанин во дворянстве».

        Мольер внес огромный вклад в развитие мировой литературы, его творчество стало своеобразным мостиком между двух великих эпох – Ренессанса и Просвещения, именно поэтому исследование его произведений было и остается популярным. Анализом его творчества занимались такие великие литературоведы как Д. Д. Обломиевский, Г. Н. Бояджиев, и многие другие.

        Исследование этой темы является актуальным, потому как классицизм (художественный метод Мольера) – это необходимая историческая стадия социального развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время. Именно поэтому тема требует глубокого исследования и анализа, для понимания развития нашего общества необходимо понимание стадий его развития.

        Материалом исследования послужили тексты Мольера, работы Д. Обломиевского «Французский классицизм», Г. Бояджиева «От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров» и некоторые другие.

        Объектом нашего исследования является проблема художественного метода (классицизма) и комедийное мастерство Жана Батиста Мольера.

        Предметом исследования служит комедия Мольера «Мещанин во дворянстве», одна из лучших его комедий, в которой наиболее ярко просматривается мастерство автора и уникальность его метода.

        Мы обратились к подобного рода работе с целью исследования художественного метода классицизма и выявления особенностей комедийного мастерства Мольера, при этом поставив перед собой ряд задач: 

    • Изучить основные принципы классицизма;
    • Изучить биографию автора и проследить развитие его творчества, причины создания жанра «высокой комедии»;
    • Выявить особенности воплощения художественного метода в пьесе «Мещанин во дворянстве»;
    • Выявить особенности комедийного жанра Мольера.
 

        Теоретическое значение работы заключается в объединении достаточно большого количества изученного нами материала, выявления наиболее четкой и понятной информации о классицизме как художественном методе.

        Практическое  значение работы заключается в возможности использования изученного и скомбинированного материала при изучении истории зарубежной литературы в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях. 

        Структура работы сформирована исходя из поставленных задач. Она включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список используемой литературы. 

        Глава первая посвящена исследованию жизненного и творческого пути Мольера, а также классицизму как художественному методу.

        Во  второй главе производится анализ особенностей воплощения классицистического метода в комедии «Мещанин во дворянстве» и особенностей жанра комедии у Мольера. 

        В заключении подводятся итоги осуществленного исследования и делаются выводы.

 

Глава 1. Творчество Мольера в контексте  литературы классицизма  

1.1. Классицизм как художественный метод

        «Художественный метод - исторически обусловленный, специфический способ отражения бытия, реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. Художественный метод является средством воплощения и утверждения определенного эстетического идеала»[9]. Характер и направление того или иного художественного метода, способность и возможность отразить, применяя его, в художественных образах жизнь людей, взаимоотношения личности и общества зависят от социально-политических и духовных условий развития человечества в каждый данный исторический момент, от объективной роли того или иного класса в жизни общества. Всякий художественный метод находится в тесной связи с мировоззрением, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество.

        Во-первых, классицизм — это один из реально существовавших в истории литературы художественных методов (иногда его еще обозначают терминами «направление» и «стиль»), то есть понятие классицизма как творческого метода предполагает своим содержанием исторически обусловленный способ эстетического восприятия и моделирования действительности в художественных образах: картина мира и концепция личности, наиболее общие для массового эстетического сознания данной исторической эпохи, находят свое воплощение в представлениях о сути словесного искусства, его отношениях с реальностью, его собственных внутренних законах.

        Во-вторых, классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях. Наиболее распространенное исследовательское убеждение (исследование Обломиевского) связывает классицизм с историческими условиями перехода от феодальной раздробленности к единой национально-территориальной государственности, в формировании которой централизующая роль принадлежит абсолютной монархии. Это — необходимая историческая стадия социального развития, поэтому классицизм — это органичная стадия развития любой национальной культуры при том, что классицистическую стадию разные национальные культуры проходят в разное время, в силу индивидуальности национального варианта становления общей социальной модели централизованного государства.

        Само понятие  «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Непререкаемым образцом искусства классицизма является Античность. Возвращаются представления о прекрасном как о разумном, гармоничном и упорядоченном. Главное – это рациональное начало, а чувства должны подчиняться разуму и быть сдержанными и величавыми. Характерное для классицизма обобщение выражается в соединении всех частей целого, не теряющих при этом и своего самостоятельного значения.

        Дисциплинирующим  началом является разум: именно он печется  об общей гармонии и равновесии целого. Главными становятся такие моральные  качества, как чувство общественного долга и добродетель. Именно конфликт между чувством и разумом, гражданским долгом и природными потребностями человека составляет содержание классицизма. Классицизм – это героический стиль, ибо пафос его составляет самопожертвование во имя общественного долга.

         Наступившая во  второй половине XVIII в. эпоха Просвещения обусловливает новые взгляды на научные и философские знания, на религию, общество, государство, и, наконец, рождается новое понимание самого человека, идущее от веры в возможность изменения его к лучшему в результате воспитания, а также рациональной перестройки политических и социальных норм. Появляются концепции идеального общества, в котором торжествуют добродетели, а вся жизнь исполнена вселенского счастья. Эта идеальная атмосфера отчасти воссоздавалась искусством, представляющим мир наполненным высоким героическим пафосом.

        К чертам классицизма можно отнести:

  • обращение к античной культуре;
  • декларирование идеи совершенного общества;
  • преимущество долга перед чувством;
  • возвеличивание разума и рациональности;
  • подчинение человека государственной системе;
 

        Хронологические рамки  существования классицизма в  разных европейских культурах определяются как вторая половина XVII — первое тридцатилетие XVIII в., при том, что  ранние классицистические веяния ощутимы на исходе эпохи Возрождения, на рубеже XVI—XVII вв. В этих хронологических пределах эталонным воплощением метода считается французский классицизм. Тесно связанный с расцветом французского абсолютизма второй половины XVII в., он дал европейской культуре не только великих литераторов — Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Вольтера, но и великого теоретика классицистического искусства — Никола Буало-Депрео. Будучи и сам практикующим литератором, заслужившим прижизненную славу своими сатирами, Буало главным образом прославился созданием эстетического кодекса классицизма — дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Таким образом, классицизм во Франции стал наиболее самосознающим воплощением метода. Отсюда и его эталонное значение.

        Цель искусства  классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал  прекрасного. Классицисты выдвигают  метод его достижения, основываясь на трех центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус. Все эти категории считались объективными критериями художественности. С точки зрения классицистов, великие произведения – плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знания правил вкуса. Таким образом, классицисты сближают художественную деятельность с научной. Вот почему для них оказался приемлемым философский рационалистический метод французского философа Рене Декарта (1596-1650), ставший основой художественного познания в классицизме.

        Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными  идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. И если от этих истин переходить к недоказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Так разум становится центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма.

Информация о работе Проблема художественного метода и комедийного мастерства в комедии "Мещанин во дворянстве"