Девиантное поведение: проблемы и методы изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа

Описание

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т. е. того, который бы соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией (лат. deviatio-отклонение). Таким образом, девиантное или отклоняющееся поведение определяется соответствием социальным нормам и ожиданиям группы или всего общества.
Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может быть связано со стремлением личности к чему-то новому, прогрессивному. Поэтому социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство.

Работа состоит из  1 файл

Девиантное поведение.docx

— 60.85 Кб (Скачать документ)


 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования Московской области

«Финансово-технологическая  академия»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по социологии на тему:

 

«Девиантное поведение: проблемы и методы изучения»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы МЗ-3

Караштина Е. М.

 

Проверил:

______________________________

 

 

 

 

Королев

2012 г.

Социализация нацелена на развитие конформного человека, т. е. того, который бы соответствовал социальным стандартам. Отклонение от них называется девиацией (лат. deviatio-отклонение). Таким образом, девиантное или отклоняющееся поведение определяется соответствием социальным нормам и ожиданиям группы или всего общества.

Девиантное поведение не всегда носит негативный характер, оно может  быть связано со стремлением личности к чему-то новому, прогрессивному. Поэтому  социология изучает не любые отклонения от норм, а те, которые вызывают общественное беспокойство.

Отечественный исследователь Я.И. Гилипский различает негативное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препятствующее социальному развитию - к ней традиционно относят: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и другие и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.). Нужно различать девиантное и делинкветное (преступное) поведение. Делинкветное поведение представляет собой нарушение закона.

Проблема  заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение может быть социально одобряемым либо осуждаемым.

Девиация имеет оценочный характер. Общество формирует определенные стандарты  поведения и предписывает людям  вести себя в соответствии с ними. При этом в каждом обществе (социальной группе) могут быть свои «субъективные» оценки. Поэтому одно и тоже поведение в одном обществе может считаться отклонением, а в другом – нормой. Кроме того, оценка поведения во многом зависит от конкретных социальных условий, в которых рассматривается это поведение.

Социология  исследует девиацию как социальное явление, т.е. явление для которого характерны распространенность, определенная устойчивость, повторяемость. Явления, считающиеся одиночными, уникальными не относятся к числу социальных.

 

Методы изучения девиантного  поведения

Социологическое исследование имеет три уровня:

1.  методологический уровень - совокупность общетеоретических принципов и положений как основы проведения исследования и интерпретации результатов;

2. методический уровень - комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных;

3. процедурный уровень - непосредственная организация проведения исследования.

В зависимости  от решаемых задачи социологическое  исследование бывает трех видов:

1. Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным). Это наиболее простой вид исследования, цель которого - получение оперативной информации. Разновидностью данного метода является экспресс-опрос, задача которого - выявить отношение людей к актуальным событиям (зондаж общественного мнения).

2. Описательное исследование - более сложный тип социологического исследования, цель которого - получение сведений для получения относительно целостного представления об изучаемом явлении.

3. Аналитическое исследование - самый глубокий вид социологического исследования, в котором, помимо описания, ставится цель отыскания причинно-следственных связей между параметрами изучаемого явления. Разновидность аналитического исследования - эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, сколько проверкой выдвинутой гипотезы.

По частоте  проведения исследование может быть разовым и повторным. Первое помогает получить информацию о состоянии объекта в момент его изучения, второе - проследить его динамику.

По охвату проблематики социологические исследования могут быть международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальные.

В эмпирическом социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

Подготовительный  этап предполагает разработку программы  исследования, в которой излагаются основные задачи исследования, методологические принципы, гипотезы, правила процедуры  и последовательность операций по проверке высказанных предположений). Методологический раздел программы содержит:

1. формулировку  проблемы, объекта и предмета  исследования;

2. определение  цели и задачи исследования;

3. интерпретацию  основных понятий;

4. предварительный  системный анализ объекта исследования;

5. выдвижение  гипотез. В методический раздел  программы входят 1. конкретизация  общей схемы исследования;

2. определение  обследуемой совокупности социальных  объектов;

3. характеристика  методов, основных процедур и  порядка сбора, обработки и  анализа первичных эмпирических  данных. В программе должно быть  четко указано, является ли  исследование сплошным или выборочным. Сплошное исследование охватывает  генеральную совокупность (совокупность  всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению); выборочное  исследование охватывает выборочную  совокупность (выборку), т.е. часть  объектов генеральной совокупности, отобранную с учетом специальных  параметров.

Основными методами сбора эмпирических данных являются опрос, наблюдение и анализ документов.

Социологический опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации, в который входит письменное или устное обращение к группе лиц (респондентов).

Опросы, проводимые в письменной форме, называются анкетированием. В анкетном опросе наиболее важным моментом является правильная постановка вопроса. Они должны формулироваться  четко, недвусмысленно, доступно, в  русле решаемых задач.

Опросы, проводимые в устной форме, называются интервьюированием. Здесь имеет  место непосредственное общение  социолога с респондентом. Социологическое  интервью может быть прямым ("лицом  к лицу") и опосредованным (по телефону), индивидуальным и групповым, однократным  и многократным. Наконец, в прикладной социологии различают стандартизированное интервью (по заранее разработанному плану), фокусированное (менее формализованное, цель которого - сбор материала по конкретному вопросу) и свободное интервью (в виде непринужденной беседы).

Социологическое наблюдение - метод сбора первичных данных путем непосредственного восприятия объекта, свойства которого фиксируются исследователем. Формы такой фиксации разнообразны: запись в дневнике наблюдения, фото - и кинопленка, аудио - и видеозапись и проч. Наблюдение бывает включенным и невключенным. При включенном наблюдении исследователь находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми, включен в изучаемые события; при невключенном - находится вне объекта изучения.

Документальный метод - способ получения социологической информации с помощью изучения документов. При изучении документов используют два приема: традиционный (раскрытие содержания документов) и формализованный (связанный с количественным подходом). Последний называется контент-анализом. Применение контент-анализа целесообразно в следующих случаях:

1. когда  требуется высокая степень точности  и объективности;

2. при  анализе больших массивов документов (прессы, записей телепередач и  т.п.);

3. при  обработке ответов на открытые  вопросы анкет и др. Разновидностью  документального метода является  документально-биографический метод  (изучение писем, автобиографий,  мемуаров и т.д.). Здесь исследователь  изучает общество через жизнь  конкретной личности (используется  в основном в историко-социологических  исследованиях).

Завершающий этап социологического исследования - это обработка, анализ, интерпретация  данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Этот процесс состоит из:

1) редактирования  информации (проверка и унификация  полученных данных; здесь происходит  выбраковка некачественных анкет);

2) кодирование  информации - перевод данных на  язык формализованной обработки  и анализа;

3) статистический  анализ (выявляются статистические  закономерности, которые позволяют  сделать определенные обобщения  и выводы).

После указанных  процедур производится интерпретация  и оценка полученных данных, выделяются ведущие тенденции, отмечается, какие  гипотезы подтвердились, какие - нет.

Результаты  исследования оформляются в форме  отчета, в котором отражается содержание исследования, теоретические выводы и практические рекомендации.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций : - Эксмо, 2008. - 68с.
  2. Хомич А. В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие// – Южно-Российский Гуманитарный Институт, Ростов-на-Дону – 2006.
  3. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СпБ.: Питер, 2008.
  4. Кравченко А. И. Социология. Общий курс. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.
  5. Зборовский Г. Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004.
  6. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.
  7. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

 


Информация о работе Девиантное поведение: проблемы и методы изучения