Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 07:30, реферат
ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 1670). Господин Ж.— один из самых забавных персонажей великого комедиографа. Потешаются над ним в равной степени и действующие лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом деле, что может быть нелепее для окружающих, чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся на светском обхождении и неистово стремящийся походить на аристократа
ЖУРДЕН (фр. Jourdain) — герой 
комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» 
(Le bourgeois gentilhomme — букв, перевод — «Буржуа-дворянин», 
1670). Господин Ж.— один из самых забавных 
персонажей великого комедиографа. Потешаются 
над ним в равной степени и действующие 
лица пьесы, и читатели, и зрители. В самом 
деле, что может быть нелепее для окружающих, 
чем пожилой торговец, неожиданно помешавшийся 
на светском обхождении и неистово стремящийся 
походить на аристократа. Жажда «перемены 
участи» до того сильна в Ж., что, превозмогая 
природную немузыкальность и неуклюжесть, 
он разучивает замысловатые «па» модных 
танцев, размахивает шпагой, непременным 
дворянским атрибутом, и под руководством 
многочисленных учителей постигает приемы 
обольщения требовательных представительниц 
светского общества. В который раз в комедии 
Мольера все вертится вокруг игры. Ж. не 
терпится вжиться в роль завзятого придворного, 
а окружающие, за немногим исключением, 
«подыгрывают» герою, преследуя свои весьма 
меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся 
дорогостоящим безумствам мужа госпожа 
Журден и ее смешливая служанка в конце 
концов понимают, что «игру» Ж. достаточно 
направить в нужное русло, чтобы от нее 
никто не пострадал. Так, в конце пьесы 
с помощью ряженых домочадцев выходит 
за любимого дочь Ж., которую непреклонный 
папаша прочил исключительно за дворянина. 
А сам Ж. в результате хитрого плана жениха 
дочери становится «мамамуши» и «приближенным 
турецкого султана». Это квазитурецкое 
слово-монстр как нельзя лучше выражает 
чудовищное безвкусие и неорганичность 
претензий новоявленного вельможи. Оно 
сочинено специально для Ж. озорными и 
предприимчивыми молодцами, Клеонтом 
и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало 
получить в жены дочь и служанку спятившего 
буржуа. «Турецкая церемония», призванная 
«посвятить» в дворянство Ж.,— кульминация 
комедии и «апофеоз» героя, ощутившего 
себя в процессе пародийной балетной феерии 
заправским «мусульманским аристократом». 
Образ Ж., однако, сложнее, чем может показаться. 
Его актуальная для эпохи социальная подоплека 
не мешает видеть в комедии продолжение 
серьезных размышлений Мольера об игровом 
пространстве человеческого бытия, о функциях 
игры, наполняющей жизнь общества, о разных 
ипостасях игрового поведения и об «издержках» 
людской игровой активности. На этот раз 
предметом исследования оказалось игровое 
оформление кастовых train de vie (образов жизни). 
Неуклюжий буржуа Ж., примеряющий на себя 
этикетные стандарты дворянства, оказывается 
в пьесе своеобразным зеркалом, отражающим 
и безыдеальную, лишенную творческого 
духа буржуазную манеру жить, и избыточно 
орнаментированный, жеманный стиль аристократического 
поведения. Пространство комедии-балета, 
в котором соседствуют бытовые сцены, 
певческие номера и тан невольные дивертисменты, 
есть выражение жанрового своеобразия 
«Мещанина во дворянстве». При этом пантомима, 
вокально-хореографические картины, обрамляющие 
действие, оказываются как бы материализацией 
грез Ж. об аристократическом бытье в образе 
сплошного бала изысканности и галантности. 
Тематический комплекс Ж. включает в себя 
не только мотив безосновательных социальных 
претензий. Творя для себя иллюзорный 
мир «высокого вкуса» и изящества, господин 
Ж. упоен не только новым «из индийской 
ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками 
головками вверх». Ключевая и самая знаменитая 
фраза мольеровского мещанина звучит 
так: «…я и не подозревал, что вот уже более 
сорока лет говорю прозой». Открытие, сделанное 
Ж., изобличает, конечно, его безграмотность. 
Но необразованный, нелепый, невоспитанный 
торговец в отличие от своего окружения 
оказывается способен увидеть вдруг убожество 
прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, 
погрязшей в грубых материальных интересах. 
Таким образом, еще одной темой Ж. становится 
трогательная и вызывающая сочувствие 
тяга к миру иных ценностей, явленных, 
впрочем, Мольером в пародийном ключе. 
В этом смысле Ж. открывает собою череду 
образов буржуа, взыскующих одухотворенной 
изысканности дворянского бытия, образов, 
среди которых и мадам Бовари Флобера, 
и чеховский Лопахин. У господина Ж. в пьесе, 
по крайней мере, три игровые ипостаси. 
Он выступает как актер, пробующий выигрышную 
роль, как игрушка пользующихся его манией 
окружающих и как катализатор игровой 
активности молодых персонажей комедии. 
В конце пьесы герой получает искомое 
(ведь его целью всегда была видимость); 
удовлетворены все участники и свидетели 
«турецкой церемонии». «Мещанин во дворянстве» 
— это также пьеса об иллюзиях, об иллюзорности 
и относительности многих человеческих 
установлений, таких, например, как кастовые 
«правила хорошего тона» и «принятые» 
формы жизни общества. И еще о том, что 
игра — это последний, а может быть, и единственный 
способ дать людскому существованию творческую 
энергию, заставить расступиться толщи 
косной материи, чтобы воспарить в волшебных 
пространствах мечты. Образ господина 
Ж., торговца, живущего в прозаической 
реальности, но ищущего поэзии, замороченного 
и счастливого, буржуа и дворянина — одна 
из ярких манифестаций непреодолимой 
двойственности бытия и один из безусловных 
молье-ровских шедевров.  
    Неудивительно, что мотивы комедии стали 
основой драматургической фантазии М.А.Булгакова 
«Полоумный Журден», написанной в 1932 году 
для Театра-студии под руководством Ю.А.Завадского. 
Первое представление комедии «Мещанин 
во дворянстве» состоялось в замке Шамбор 
14 октября 1670 года. Затем в том же году 
Ж. в театре Пале-Рояль сыграл сам Мольер. 
Среди выдающихся исполнителей роли Ж. 
Коклен-старший (1903). В России Ж. сыграли: 
М.С.Щепкин (1825), П.М.Садовский (1844), В.И.Живокини(1864).
Информация о работе Журден герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»