Формирование читательских умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Содержание

Введение……...…………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений……………………………………………………………………………..3
§1.1 Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений………………………………………………3
§1.2 Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………………….12
§2.1 Диагностика сформированности читательских умений у младших школьников………………………………………………………………………12
§2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников..14
§2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиография.…………………..……………………………………………...20
Приложения...…………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

формирование читательских умений.docx

— 96.51 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Приложение 4

 

А. С. Пушкин «Сказка о  царе Салтане...»

Интегрированный урок. III класс

Цели: формировать умения анализировать литературное произведение-сказку, учить понимать главную мысль произведения, образы, раскрываемые средствами литературы, музыки, изобразительного искусства; воспитывать в детях чувство добра, неприятие зла, учить передавать настроение средствами языка, музыки, изобразительного искусства.

Оборудование: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, портрет поэта, кросс-ворд, плакаты: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!», проигрыватель, картина М. Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока.

I. Учитель чтения. А. С. Пушкин — великий русский поэт, родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. Пушкина с детства приучили к чтению книг. В доме была большая библиотека. Он любил книги, они ему были верными друзьями. С раннего детства будущий поэт был окружен заботой и вниманием своей няни — простой крестьянки. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький Саша очень любил свою няню, называл ее ласково Мамушкой. Вы помните, как её звали? (Арина Родионовна.)

Пушкин записывал сказки няни в отдельную тетрадь и  позже на их основе создал свои произведения. Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, веселые. Давайте вместе вспомним их; я читаю начало сказки, а вы говорите ее название.

Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,

А царица у окна Села ждать  его одна.

Жил был поп, Толоконный лоб.

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком.

Ученики называют сказки.

— У «Сказки о царе Салтане.,.» интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему старшему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял по одному сюжету и написал сказку: Пушкин — «Сказку о царе Салтане...», Жуковский — «Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела большой успех.

Что в «Сказке о царе Салтане...» вам запомнилось? Почему? Какой отрывок вам хочется прочитать вслух? (Чтение детьми понравившихся отрывков.) Чье чтение стихотворения вам больше понравилось? Почему?

II. Учитель музыки. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке. Музыка дает вторую жизнь литературным произведениям, делает яркими, многогранными, обогащает их. Все вы теперь хорошо знаете сказку. Царица и князь Гвидон оказались жертвами злой зависти: их разлучили с царем Салтаном. Гвидон тосковал по отцу, ему очень хотелось его увидеть. Скажите, смог ли он осуществить свое желание? Кто ему в этом помог? Сейчас вы послушаете музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля».

Какая это музыка по характеру? Что в ней вам особенно понравилось? (Музыка гудящая, шмелиная.)

Она звучит неназойливо, в  ней ликование, радость. Почему?

III. У ч и т е л ь ч т е н и я. Как звучит отрывок о полете шмеля в стихах Пушкина? Прочитайте.

Какие три чуда были у  Гвидона? Прочитайте о каждом. Что вы заметили? (Читать нужно по-разному.)

IV. Учитель музыки. А теперь послушайте к этим отрывкам музыку Римского-Корсакова. Определите характер музыки «Белочки», «Тридцати трех богатырей», «Царевны Лебеди».

Что общего в музыке и  стихах о трех чудесах?                

V. Учитель чтения. Давайте проведем небольшую викторину.

Назовите любимую песню  белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде...»)

Кого в сказке шмель  ужалил в нос? (Баба-риху.)

Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября.)

Кто ведет учет орехам? (Дьяк.)

Как звали сватью? (Бабариха.)

Насекомое, которое стало  орудием мести. (Комар.)

Кем были тетки Гвидона? (Ткачиха и повариха.)

Сколько братьев у царевны  Лебеди? (33 богатыря.)

Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька... (Черномор.)

Пристают к заставе  гости.

(Царь) Гвидон завет их в гости.

(Белка) песенку поет

Да орешки все грызет. (Ветер) но морю гуляет И кораблик подгоняет.

VI. Учитель изобразительного и с кус с тб а. Какими вы представили себе героев сказки, когда читали ее? А когда слушали музыку? Какой вы представили царевну Лебедь? А вот так ее изобразил художник.

Беседа о картине Михаила  Александровича Врубеля «Царевна Лебедь».

— Кто хочет изобразить царевну Лебедь? Какие краски вы используете? Какие другие отрывки  вам хочется нарисовать? Прочитайте и подумайте, какие краски можно  взять, чтобы изобразить выбранный  вами сюжет.

VII. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся находят в сказке отрывок и рисуют к нему картинку сразу красками.

VIII. Выставка рисунков и исполнение «Финальной песни» (автор слов и музыки К. Шульга.)

Если очень захотеть, В  сказке можно очутиться. У героев старых сказок Можем мы всю жизнь  учиться:

Как прекрасно добрым быть, Как со злом бороться надо, Как в  житейском море плыть, Чтоб в конце ждала награда!

Припев:

Читайте Пушкина, друзья! Читайте  сказки! И будет жизнь тогда  полна тепла и ласки.' Читайте  Пушкина всегда. — вот вам

подсказка, И пронесете  сквозь года вы радость сказки!

I. Задание на дом: подготовиться  к викторине по другим сказкам А С. Пушкина.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

А. Фет

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу 

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят…

Выйдешь - поневоле

Тяжело – хоть плачь!

Смотришь, через поле

Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

 

Задание № 1:

1. Какое настроение создаёт  это стихотворение?

2. Найдите слова и выражения,  с помощью которых автор передает  своё отношение к этой поре  года. Подберите к этим словам  синонимы.

3. Найди в стихотворении  то место, где о природе поэт  говорит, как о живом существе (прием олицетворения).

Задание № 2:

Словесное рисование.

Задание № 3:

Составить план пересказа; озаглавить части рассказа К. Паустовского «Барсучий  нос».

Озеро возле берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли  ловить

рыбу. Лески ложились на листья и тонули...

У нас на стоянке горел  костер. жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера...

Мы были уверены, что огонь  пугает зверей, но однажды вечером  в траве у костра начал сердито  сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел  высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от неё шёл острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Он был выдумщик. Каждый день придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как  шептались рыбы, то видел, как муравьи  устроили себе паром через ручей  из сосновой коры и паутины. Мы делали вид, что верили ему...

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы  мы замолчали. Мы притихли. Мы старались  даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что  это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул  из травы мокрый чёрный нос, похожий  на свиной пятачок. Нос долго нюхал  воздух и дрожал от жадности. Потом  из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький  барсук. Он поджал лапу и внимательно  посмотрел на меня. Потом он брезгливо  фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал  — барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос...

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал  и голосил на весь лес, ломал кусты  и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали  испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос. Я не поверил...

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что не соврал. Он звал меня пойти  посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно  пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял  барсук. Он расковырял пень и засунул  в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос.

Он стоял неподвижно и  холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький  барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми  глазами, стонал и облизывал своим  шершавым языком больной нос. Он как  будто просил о помощи, но мы ничем  не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука  со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал  ему рукой, но он сердито чихнул в  мою сторону и спрятался в  зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

 

Задание № 4:

1. Проследите, за тем как  взаимодействуют с друг-другом герои произведения, укажите стрелочками.

2. Как по-вашему мнению автор относится к своим героям, если положительно поставьте (+), если отрицательно (-).

Задание № 5:

Опишите в одном- двух предложениях, авторскую позицию, его отношение к жизненной ситуации в данном рассказе.

Задание № 6:

Опишите в одном- двух предложениях, в чем заключается идея рассказа, принимаете ли вы авторскую позицию, одобряете или осуждаете героев произведения.

 


Информация о работе Формирование читательских умений у младших школьников