Формирование читательских умений у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:19, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Содержание

Введение……...…………………………………………………………………...2
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений……………………………………………………………………………..3
§1.1 Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений………………………………………………3
§1.2 Понятие «читательские умения» и их формирование у младших школьников в методической литературе………………………………………..8
Глава II. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………………….12
§2.1 Диагностика сформированности читательских умений у младших школьников………………………………………………………………………12
§2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников..14
§2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников………………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………...19
Библиография.…………………..……………………………………………...20
Приложения...…………………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

формирование читательских умений.docx

— 96.51 Кб (Скачать документ)

 

 

Глава II. Экспериментальное исследование уровней читательских умений у младших школьников

2.1 Диагностика  уровня сформированности читательских умений у младших школьников

Экспериментальное исследование проходило в Муниципальном общеобразовательном  учреждении «Средняя общеобразовательная школа д. Кундашлы» в 3 классе в течение двух месяцев сентябрь- октябрь 2011г.

В эксперименте принимал участие 3 класс в составе - 21 ученика, разделенный  на две группы: экспериментальную  и контрольную в экспериментальную  вошло 10 человек, в контрольную группу - 11 человек.

Экспериментальное исследование проходило в три  этапа:

1. Констатирующий – целью, которого является определение уровня сформированности читательских умений у младших школьников.

2.Формирующий – целью, которого является подобрать приемы формирования читательских умений у младших школьников.

3.Контрольный – цель его, определение эффективности влияния приемов формирования читательских умений у младших школьников.

Для определения уровней  сформированности читательских умений применялись следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора. Работа проводилась по стихотворению К.Бальмонта «Осень» см. приложение [1] и рассказа Н.Носова «Огурцы» см. приложение. [2]

На констатирующем этапе  мы определяем уровень сформированности читательских умений по следующим критериям:

1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

3. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

4. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

5. Умение видеть  авторскую позицию во всех  элементах художественного произведения.

6. Умение осваивать художественную идею произведения.

Уровни сформированности читательских умений распределяются следующим образом:

1.Высокий уровень – когда у учащихся сформированы все шесть умений, т.е.: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. Умение осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.

2.Выше среднего - когда у учащихся сформированы от пяти до четырех читательских умений: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.

3. Средний уровень – когда сформированы три умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.

4. Низкий уровень – когда сформированы два умения: умение адекватно воспринимать изобразительно- выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем.

Данные констатирующего  этапа отражены в таблице 1

 

Таблица 1

Уровни читательских умений на констатирующем этапе.

Экспериментальная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

4

40

1

10

4

40

1

10


 

Конт рольная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

5

45

2

18

3

27

1

9


 

         
               
               
                 

Анализ таблицы показал, что как в экспериментальной  группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 4 чел., что составило – 40%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 5 чел., что составило- 45%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 1чел.- 10%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 4 чел. – 40%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел., что составляет в экспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.

Наша задача повысить уровень  читательских умений в экспериментальном  классе.

 

2.2 Приемы формирования  читательских умений у младших  школьников

 

Формирующий эксперимент  проводился с экспериментальной  группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания  в воображении картин жизни, созданных  писателем, понимания авторской  позиции, усвоения идеи произведения.

Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение  авторской позиции, установление связи  между всеми элементами произведения, определения эффективности различных  видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного  произведения), а также через специально подобранные упражнения см. приложение [3]

Мы использовали приём  словесного рисования применительно  к поэтическому произведению.

 

 

 

А. Твардовский

Лес осенью

Меж редеющих верхушек                              И, хвостом мелькая, белка

Показалась синева.                                         Лёгкий делает прыжок.

Зашумела у опушек                                        Стала ель в лесу заметней -

Ярко-жёлтая листва.                                       Бережёт густую тень.

Птиц не слышно. Треснет  мелкий                Подосиновик последний

Обломившийся сучок,                                   Сдвинул шапку набекрень.

Словесное рисование данного  произведения направлено на построение композиции рисунка по следующим  вопросам:

1)                Что нарисуем на первом плане?

В данном случае на первом плане  можно изобразить редеющий край леса, т.е. несколько деревьев в ярко-жёлтой листве, над которыми виднеется голубое  небо.

2) Как об этом сказано  у автора?

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

3) Что нужно изобразить  неподалёку?

Можно изобразить небольшую  ель, стоящую рядом с деревьями. Она будет ещё больше подчёркивать осенний пейзаж.

Стала ель в лесу заметней –

Бережёт густую тень.

4) Что мы ещё не нарисовали?

Белку, прыгающую с дерева на дерево, подосиновик под одним  из деревьев.

Следующим этапом является подбор цветового решения. При этом очень важно уделить внимание не столько цвету каждого элемента картины, сколько её общему колориту, выражающему настроение поэта. В  иллюстрации к данному стихотворению  нужно показать, с одной стороны, контраст ярко-жёлтой листвы с густой зеленью ели и синевой неба, и этим подчеркнуть красоту осеннего пейзажа, а с другой стороны –  осеннюю тишину.

В заключение можно предложить для обсуждения следующие вопросы:

1) Каким увидел поэт  осенний лес?

2) С каким чувством  он описывает его?

3) Какие слова подсказывают  нам это? 

Очень важно приучить детей  вдумчиво выяснять логические связи, заложенные в произведении:

- что является в рассказе  самым главным; 

- какие причины вызвали  события; 

- почему совершен тот  или иной поступок;

- как следует оценить  поведение действующего лица;

- какие чувства возникают  при чтении рассказа;

- как автор относится  к поступку главного героя  произведения.

Одним из приемов помогающим вдумчиво выяснять логические связи, является коллективный анализ художественного  произведения. См. приложение [4]

Урок чтения и коллективного  анализа художественного произведения состоит из таких этапов:

1. Подготовка к восприятию  текста.

2. Первичное восприятие  текста.

3. Проверка первичного  восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

5. Обобщение.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся  по следам прочитанного.

Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.

Если учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

1-й вариант - произведение  делится на 2 или 3 части, и каждая  часть читается и анализируется  на комбинированном уроке (т.е.  каждый урок по произведению  включает в себя все этапы  работы);

2-й вариант - проводятся 3 (или 2) урока:

первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

второй - анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

Одной из важных задач начальной  школы является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, на уроках литературного и внеклассного чтения передовые учителя используют смысловое  прогнозирование (прием антиципации  – предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о  чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.

 

2.3 Статистическая  обработка данных по формированию  читательских умений у младших  школьников.

На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание.

Данные контрольного этапа  отражены в таблице 2

Уровни читательских умений на контрольном этапе.

Таблица 2

Экспериментальная группа

Высокий

Выше среднего

Средний

Низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

7

70

2

20

1

10

0

0

Информация о работе Формирование читательских умений у младших школьников