Формирование читательских умений младших школьников в процессе анализа художественного произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание

Цели данной работы:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Определение системы работы над формированием специальных читательских умений.
Задачи данной работы:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.00 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Современный подход к воспитанию квалифицированного читателя посредством  формирования читательских умений сложился на основе дидактической и методической традиции. К. Д. Ушинский, основоположник методики классного чтения, видел  одну из задач обучения в том, чтобы  приучить детей к самостоятельной  беседе с книгой, выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они  его почувствовали».

Вопросами сознательного  чтения также занимались М.П. Воюшина, М. И. Оморокова, Т.А. Ладыженская и другие.

Методика чтения и анализа  художественных произведений встала на путь экспериментальных исследований, опирается на современные данные психологии, литературоведения и  широкий массовый педагогический опыт. Разработка теории деятельности сделала  возможным постановку проблемы формирования читательских умений.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Цели данной работы:

  1. Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
  2. Определение системы работы над формированием специальных читательских умений. 

Задачи данной работы:

  1. Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
  2. Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

 

Полноценное восприятие художественного  произведения – это способность  читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины  жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами поступков героев, определять авторскую позицию, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы.

 

Принципы анализа художественного  произведения – это те общие положения, которые позволяют учителю методически  грамотно построить анализ конкретного  текста.

 

Виды анализа текста –  разнообразные подходы к анализу  художественного произведения, направленные на анализ языка, образов героев, развития действия, композиции, проблемы, поставленной в произведении.

 

Приемы анализа текста – это средства постижения художественного  произведения, формирования читательских умений, приобретения литературоведческих  представлений и читательского  опыта.

 

Читательские умения –  это готовность наиболее эффективно выполнять действия в соответствии с целями и условиями, в которых  приходится действовать. Они направлены на анализ языка, сюжета, композиции, образов  и способствуют постижению идеи произведения.

 

 

О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе

 

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего  гармонического развития личности. Она  необычайно расширяет жизненный  опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни.

Л.И. Беленькая справедливо  замечает, что дети еще не принимают  непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих  личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма  познания действительности играет в  жизни ребенка особенно важную роль. [1; с.9]

Художественная литература способствует целенаправленному литературному  развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления  человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего  за свои поступки перед людьми и совестью. [7; с.158]

В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается  опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных  читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных  с  восприятием  произведений  разных  жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор; на практике знакомится с системой Мировой Библиотеки. [7; с.2131]

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. [2; с.17].

Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим  особенностям детского восприятия. [6; с.9].

На примерах простых,  доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его  основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление  об изобразительных средствах языка  художественных произведений. [2; с.17]

''На каждое произведение, - писал К.Д. Ушинский, - мы должны  смотреть как на окно, чрез  которое мы можем показать  детям ту или другую сторону жизни'' [16; с.594]. И действительно, художественная литература является важным средством познания детьми  окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения  из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка [11; с.9].

Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к  товарищам. Это помощь друг другу  в совместных делах, в учебе,  игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности [2; с.37-38].

Воспитательное воздействие  книги на ребенка проявляется  и как сила примера, но оно никогда  не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие  гораздо более сложно и опосредованно  действительностью. ''Искусство, - писал  психолог Л.С. Выготский, - никогда прямо  не поражает из себя того или иного  практического действия, оно только приготавливает организм к этому действию'' [3; с.325].

Приобщение младшего школьника  к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение  ребенка к жизни, развивает его  интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, развивает способность  маленького читателя как свою жизнь  проживать на множество чужих  судеб, активно действовать в  неожиданных обстоятельствах, вымышленных  сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам.

Эмоционально верно воспринятая  книга вызывает у ребенка  устойчивое эмоциональное отношение,  которое  помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического  и нравственного переживания  обогащает и духовно развивает  личность ребенка [1; с.62].

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет  кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством  воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.

Психологические особенности  восприятия художественного произведения младшими школьниками

В психологической литературе существуют разные подходы к определению  восприятия. Так, Л.Д. Столяренко рассматривает  восприятие как психологический  процесс отражения предметов  и явлений действительности в  совокупности их различных свойств  и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств [15; с. 143]. А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум определяют восприятие, как познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств [12; с.53].

С.Л. Рубинштейн под восприятием  понимает чувственное отражение  предмета или явления объективной  действительности,  воздействующей на наши органы чувств. ''Жизненная практика, - указывает С.Л. Рубинштейн, - заставляет человека перейти от непреднамеренного  восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую ''теоретическую деятельность, которая  включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого''. [14; с.226].

Восприятие представляет собой достаточно сложный процесс. Так, М.Р. Львов отмечал, что если произведения изобразительного искусства, музыки воспринимается непосредственно  органами чувств, то читатель воспринимает графические знаки, напечатанные на бумаге. Только посредством включения  психических механизмов мозга эти  графические знаки преображаются  в слова. Благодаря словам и воссоздающему  воображению выстраиваются образы, которые вызывают эмоциональную  реакцию читателя, рождают сопереживание  героям и автору, а отсюда возникает понимание произведения и понимания своего отношения к прочитанному.

Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Оморокова, Н.Г. Морозова.

М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности  восприятия художественного произведения младшими школьниками. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений  у квалифицированного читателя, все  усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения  к ней. Однако младший школьник еще  не владеет навыком чтения в достаточной  степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова –  довольно трудоемкая операция, которая  часто затмевает все остальные  действия, и  чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором  произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с  уже озвученным содержанием и  озвученной формой. Через форму, предъявленную  исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает  в содержание произведения.

Л.Н. Рожина писала, что ''полноценное  восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный  процесс, который непременно включает возникновение того или иного  отношения, как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена. [13; с.4].

Психологи считают, что учащиеся начальных  классов проявляю два типа отношения  к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий  путь от сопереживания конкретному  герою, сочувствия ему к пониманию  авторской позиции и далее  к обобщенному восприятию художественного  мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния  произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного  произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении  уровня восприятия произведения обуславливается, как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Информация о работе Формирование читательских умений младших школьников в процессе анализа художественного произведения