Формирование читательских умений младших школьников в процессе анализа художественного произведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание

Цели данной работы:
Изучить методическую, педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Определение системы работы над формированием специальных читательских умений.
Задачи данной работы:
Посредством анализа литературы изучить прошлый и современный опыт в области методики чтения, рассмотреть разные точки зрения.
Определить систему читательских умений, формируемую в ходе анализа художественного произведения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 49.00 Кб (Скачать документ)

В методике принято выделять следующие  принципы анализа художественного  произведения:

• принцип целенаправленности; 
• принцип опоры на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного; 
• принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей восприятия; 
• принцип учета потребностей ребенка; 
• принцип внимательного отношения к тексту произведения; 
• принцип единства формы и содержания;  
• принцип избирательности; 
• принцип целостности; 
• принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование системы читательских умений, на совершенствование навыка чтения.

Существует несколько подходов к анализу художественного произведения:

  1. Стилистический (языковой) анализ – это прежде всего анализ использования автором языковых средств в произведении, выявляющий, как в подборе слов – образов проявляется авторское отношение к изображаемому.
  2. Анализ художественных образов – это анализ, который учит детей разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера и способствует пониманию смысла этого образа в общей структуре произведения.
  3. Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами – эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события к смыслу текста.
  4. Проблемный анализ организуется по проблемным вопросам и ситуациям в художественном произведении.

При работе над художественным произведением используются такие  виды работ, как различные виды пересказов, составление плана текста и другие.

В методике чтения принято  использовать такие приемы анализа, как словесное и графическое  рисование, анализ иллюстрации, стилистический эксперимент, подбор синонимов с  целью оправдания авторского выбора, составление диафильма, киносценария, подготовка к выразительному чтению и чтению по ролям, инсценирование, составление рассказа о герое, от лица героя, музыкальное иллюстрирование произведения и другие.

При организации работы над  художественным произведением выбор  вида анализа, вида работы над текстом, приема анализа определяется особенностями  художественного текста, задачей, которую  необходимо решить при анализе. Квалифицированный  читатель не рисует словесных картин, не составляет плана рассказа, так  как он воссоздает в воображении  образ, устанавливает причинно –  следственные связи, поскольку владеет  соответствующими умениями. Младшие  школьники, только овладевающие читательскими  умениями, нуждаются в специальном  обучении работы с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система читательских умений

 

Современное литературоведение  рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с  помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное  умение, представляющее собой систему  частных умений, ориентированных  на постижение отдельных компонентов  произведения как частей художественного  целого.

Рассмотрим частные читательские умения:

  1. Умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.

Основой для верного восприятия и оценки изобразительно – выразительных  средств языка послужит представление  о слове как о средстве создания художественного образа и выражения  авторского отношения, которое дети приобретают в процессе анализа  текста.

Нужно научить школьника  адекватно воспринимать те выразительные  средства, с которыми он встречается  при чтении, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.

  1. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.

Данное умение впервые  было выделено Н.Я. Мещеряковой и Л.Я. Гришиной. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий», - отмечал Л.С. Выготский. [4; с.10] .

При недостатке впечатлений  образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.

  1. Умение устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.

Данное умение направлено на постижение композиции. «Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка  персонажей, порядок сообщения о  ходе событий, смена приемов повествования». [5; с.182] .

Младшие школьники не могут  освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами – вступлением, завязкой, развитием действия, заключением – и их ролью в раскрытии идеи.

  1. Умение целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие для раскрытия идеи.

В художественном произведении основная роль в раскрытии идеи принадлежит  образам героев. Целостное восприятие персонажа предполагает, что у  читателя возникает эмоциональное  отношение к нему, что читатель соотносит мотивы, последствия поступков  героя, видит развитие образа, становление  характера персонажа. Формирование данного умения опирается на представление  о том, что изображая героев, автор высказывает свою точку зрения на решение какого – либо вопроса.

  1. Умение видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.

Данное умение можно рассматривать  как составную часть каждого  из перечисленных выше умений, но в  учебных целях его полезно  выделить. Это позволит направить  внимание читателя на постижение авторской  позиции в самой ткани художественного  произведения, а не только в прямых авторских оценках. Авторская позиция  всегда присутствует в воссозданном читателем образе. Но если читатель не чувствует авторской оценки, то знакомство с художественным произведением  обогащает его знанием еще  одной жизненной ситуации, но не приобщает к авторскому пониманию  жизни.

  1. Умение осваивать художественную идею произведения.

Включение данного умения в систему читательских умений обусловлено  тем, что освоение идеи – это цель анализа, и если она не достигнута, то и членение живой ткани художественного  произведения на части не оправдано. Освоение идеи основано на установлении связей между всеми элементами произведения, в результате чего и рождается  более глубокое его восприятие. Полноценное  восприятие не сводится к формулированию своего понимания идеи произведения, оно предполагает переживание, принятие или непринятие авторской позиции.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно  обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно – выразительные  средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором  картины, установить связь между  ними. Умение воссоздавать картины  способствует воссозданию образа –  персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по – новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются  одновременно при обращении к  каждому новому произведению, поскольку  более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании анализа литературы по данной проблеме можно сделать  следующие выводы:

  1. Чтение и адекватное восприятие художественных произведений способствует всестороннему гармоническому развитию личности ребенка;
  2. На различных этапах обучения уровень восприятия художественного произведения младшими школьниками изменяется;
  3. Начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. 
     

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Беленькая, Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми – девяти лет / Л.И. Беленькая. – М.: Просвещение, 1969. – с.167.
  2. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. / Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с.215.
  3. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1989 – с.315.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.  М.: Просвещение, 1967. – с.256.
  5. Введение в литературоведение: Учебник для филологических университетов / Под редакцией Г.Н. Поспелова, - 3-е издание. – М.: Высшая школа, 1988. – с.460.
  6. Детская литература / Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение 1989 – с.399.
  7. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. – М.: Лаида, 1994. – с.192.
  8. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / – М.: Просвещение, 1987. – с.415.
  9. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т.Г. Рализаевой. – С – Пб.: Специальная литература, 1997. – с.168.
  10. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. – М.:  Книга, 1972. – с.206.
  11. Программы общеобразовательных учреждений. / Начальные классы 1 –3. – М.: Просвещение, 1994. – с.160.
  12. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. / Психология и педагогика. С – Пб.: Питер, 2000. – с.432.
  13. Рожина, Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками / Л.Н. Рожина. – М.: Просвещение, 1977. – с.158.
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – С – Пб.: Питер, 1999. – с.720.
  15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов – на - Дону: Феникс, 1999. – с.671.
  16. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Просвещение, 1968. – с.557.

Информация о работе Формирование читательских умений младших школьников в процессе анализа художественного произведения