Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Анна Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны, как будто была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства.

Содержание

Введение 3
Характеристика «Серебряного века» русской поэзии 4
Символизм 5
Футуризм 6
Акмеизм 8
Имаженизм 9
Обэриутизм 10
Биография А. А. Ахматовой 12
Творчество А. А. Ахматовой 21
Первые шаги 21
Начало пути 22
Сквозь препятствия к звездам 25
В дыме Отечественной войны 31
Достоинство таланта 33
Пушкин в творчестве Ахматовой 35
«Романность» в лирике Ахматовой 37
«Я голос ваш, жар вашего дыханья…» 40
Конец жизни или начало бессмертия 42
Значение творчества А. А. Ахматовой 46
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Песня последней встречи» 48
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Родная земля» 50
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Я научусь просто мудро жить» 52
Эмблема творчества А. А. Ахматовой
Описание эмблемы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Анна Андреевна АХМАТОВА (курсовая).docx

— 150.15 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 
  1. Введение 3
  2. Характеристика «Серебряного века» русской поэзии 4
    1. Символизм 5
    1. Футуризм 6
    2. Акмеизм 8
    3. Имаженизм 9
    4. Обэриутизм 10
  1. Биография А. А. Ахматовой 12
  1. Творчество А. А. Ахматовой 21
    1. Первые шаги 21
    1. Начало пути 22
    2. Сквозь препятствия к звездам  25
    3. В дыме Отечественной войны  31
    4. Достоинство таланта 33
    5. Пушкин в творчестве Ахматовой 35
    6. «Романность» в лирике Ахматовой 37
    7. «Я голос ваш, жар вашего дыханья…» 40
    8. Конец жизни или начало бессмертия 42
  1. Значение творчества А. А. Ахматовой 46
  1. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой

    «Песня  последней встречи» 48

  1. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой

    «Родная земля» 50

  1. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой

      «Я научусь просто мудро жить» 52

  1. Эмблема творчества А. А. Ахматовой
  2. Описание эмблемы
  3. Заключение
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Анна  Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой  войны, как будто была избрана  самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей  сперва под действием той волны  энтузиазма, которая захлестнула  массы в предвкушении грядущего  коммунистического рая, а затем  в условиях безумного репрессивного  режима - сталинского тоталитарного  государства.

    Как и  некоторые другие поэты ее поколения, Анна Ахматова оказалась в положении, когда сочинение стихов ставило  под угрозу само ее существование. Вопросы, в иное время представляющие собой  лишь тему для интеллектуальных раздумий, стали вопросами жизни и смерти. Писать или не писать - и то и другое решение в равной степени могло  обернуться для нее или, хуже того, для ее сына тюрьмой и гибелью, ибо уже превратилось из факта  личной жизни в акт политический. То, что вопреки всякой логике поэт пришел к пониманию, что в такое время у него нет иного выбора - он должен продолжать заниматься своим ремеслом даже против собственной воли, а также то, что это величайшее испытание еще раз подтвердило жизнеспасительную силу поэтического слова, может служить ответом тем, кто ставит под сомнение роль литературы.

    Жизнь и творчество Анны Ахматовой отражает рост ее понимания и самопознания. Если бы на какой-то миг она потеряла способность превращать сырье своей  жизни в поэтическую биографию, то оказалась бы сломленной хаотичностью и трагедийностью происходившего с ней. Триумфальное шествие в конце жизни по Европе - Таормина и Оксфорд - было для Ахматовой не столько личной победой, сколько признанием внутренней правоты поэта, которую отстаивала она и другие. И почести, которыми осыпали ее на Сицилии и в Англии, воспринимались ею не только как личные - они воздавались и тем, кто не дожил до этого, как Мандельштам и Гумилев. Она принимала их как поэт, познавший, что на самом деле значит быть русским поэтом в эпоху, которую она называла «Настоящим Двадцатым Веком».

    Голос Ахматовой, как поэта долго не был слышен, хотя поэт не прерывал своей  деятельности. Творчество крупнейшего  русского поэта XX века А. Ахматовой  в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить  творческий путь Ахматовой без купюр  и изъятий, по-настоящему ощутить  драматизм, напряженность ее исканий  в литературе.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Характеристика  «Серебряного века»  русской поэзии

    Понятие «Культуры серебряного века»  распространяется на разные области  бытия: наука, техника, философия и  теософия, искусство. Но первое, что  приходит на ум при упоминании термина  «Серебряный век» - это, безусловно, литература.

Неоднозначный характер русского общества начала XX в. наиболее выпукло отразился в русской художественной культуре Серебряного века.

С одной стороны, в произведениях писателей сохраняются  устойчивые традиции «критического  реализма» XIX в. Ведущие позиции занимают корифеи – Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк. На смену им идут И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький.

    Вместе  с тем всё громче начинают звучать  голоса иного поколения, предъявляющего свой счёт представителям реализма, протестующего  против главного принципа реалистического  искусства – принципа непосредственного  изображения окружающего мира. По мнению его представителей, искусство, являясь синтезом двух противоположных  начал – материи и духа, способно не только «отображать», но и «преображать»  существующий мир, творить новую  реальность.

В чём же состоит  само понятие эпохи, обозначаемой «серебряный  век», и в чём – особенности  творчества её художников, чем-то отчётливо  ощущаемые, но не так легко дающиеся в руки, объединяемые поверх всех барьеров?

    Вспомним, что первый из литературных веков, обозначенных в истории русской литературы как золотой, был освящён именем Пушкина, и это имело под собой  все основания. Как бы историки литературы ни доказывали, что термин «пушкинская  плеяда» далёк от историко-литературной точности, всё же личность и литературное дело Пушкина оказывали решающее влияние на его современников, «школа гармонической точности» восходила  именно к нему. Для перестройки  литературы понадобилось, чтобы в  неё пришли писатели столь же крупного таланта, как и Пушкин, но с другой направленностью: Лермонтов и Гоголь.

    «Серебряный век» вряд ли может быть обозначен  чьим-либо одним именем: выражения  типа «горьковский период» или «блоковская плеяда» здесь решительно невозможны. Особенность века состоит в том, что ореол создавали самые разные писатели, нередко полярно различные по своим творческим принципам, по направленности таланта, жесточайшим образом друг с другом полемизировавшие.

Но всех их объединяло одно, главное: осознание своей эпохи  как совершенно особой, выходящей  за пределы того, что было прежде, в девятнадцатом веке в первую очередь, и одновременно с этим –  деятельное, действенное отношение  к этой эпохе и её проблемам.

    Естественно, что это определение общее  и достаточно условное, но в качестве рабочего инструмента оно открывает  возможность отделить от писателей  «серебряного века» с одной стороны, скажем, Льва Толстого и Чехова, всей плотью своих книг привязанных к  веку прошедшему, а с другой стороны  – А. Серафимовича и Е. Чирикова, стремившихся «влить новое вино в старые мехи», осознать своё время (бесспорно, и им казавшееся принципиально неповторимым) с непоколебленных позиций традиционного художественного зрения, как бы существующего независимо от всяческих изменений.

Раздвоенность творчества, внутренняя трагедийность при блестящей  внешней беспечности – это  как раз и есть следы «серебряного века», вносящие в галантность прежних  эпох, их праздничность и яркость  переживания эпохи совершенно другой, сознающей своё время, как судорожное напряжение между двумя безвременьями, опрокинутое в пространство.

    Итак, «серебряный  век» - не только время, но и отношение  художника к этому времени, которое  может, конечно, выстраиваться совершенно по-разному, но всегда осознаётся как  целенаправленное волевое воссоздание  образа мира и времени в своём  творчестве именно в тех рамках и  формах, которые диктует эпоха. И  ещё одно важно отметить: чаще всего  – во всяком случае, в тенденции  – такое воссоздание происходило  не только в поэзии и прозе, но и  в жизненных устремлениях художников.

Символизм

    “Серебряный век” – сложное, изумительное полотно  русской поэзии, которое начало ткаться  невидимой рукой создателя в 90-х  годах XIX века. И первым наиболее ярким  рисунком этого бесценного, многоликого  творения стал символизм с его  поэтикой намека и иносказания, с  его эстетизацией смерти как живого начала, с его креативной силой "безумия", со знаковым наполнением обыденных слов. Его важнейшей приметой стала аналогия лика, мимолетности, сиюминутности, в которых отразилась Вечность.

Символизм – это  литературное течение, взявшее символ за основу искусства. Слово «символ» представители этого направления  понимали как термин, возникший на игре слов «сополагаю» и «сбрасываю вместе».

    В символе  заключено объединяющее начало, идея связи всего во всем. Поэтому символ всегда многозначен. Чтобы понять символизм, нужно принять его несколько  «театральное» отношение к жизни. В жизни символистов много  недосказанности и намеков. Чувствуя связь с неким высшим началом, они были склонны в самых незначительных происшествиях лично жизни видеть вселенское значение. Все в жизни  воспринималось как символ, как знак высших сил. Их общение теснейшим  образом было связано с литературным творчеством: образы произведение становились  частью жизни. И наоборот: житейские  события нередко переводились в  символический план и становились  частью произведений.

    Одним из фундаментов русской поэзии XX века был Иннокентий Анненский. Мало известный при жизни, возвеличенный  в сравнительно небольшом кругу  поэтов, он был затем предан забвению. Даже широко бытовавшие строки «Среди миров, в мерцании светил…» публично объявлялись безымянными. Но его поэзия, его звуковая символика оказались неисчерпаемым кладом.

    Мир стихов Иннокентия Анненского дал словесности  Николая Гумилёва, Анну Ахматову, Осипа  Мандельштама, Бориса Пастернака, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского. Не потому, что Анненскому подражали, а потому, что содержались в нём. Слово его было непосредственно – остро, но заранее обдумано и взвешено, оно вскрывало не процесс мышления, а образный итог мысли. Мысль же его звучала, как хорошая музыка. Иннокентий Анненский, принадлежащий по своему духовному облику девяностым годам, открывает XX столетие, - где звёзды поэзии вспыхивают, смещаются, исчезают, вновь озаряют небо…

    Среди самых читаемых поэтов – Константин Бальмонт – «гений певучей мечты»; Иван Бунин, чей талант сравнивался  с матовым серебром – его блистательное  мастерство представлялось холодным, но именовали его уже при жизни  «последним классиком русской литературы»; Валерий Брюсов, имевший репутацию  мэтра; Дмитрий Мережковский – первый европейский писатель в России; самый  философичный из поэтов серебряного  века – Вячеслав Иванов… 

    Поэты серебряного века, даже не первого  ряда, были крупными личностями. На модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, давался ответ: и гений, и сумасшедший.

    Андрей  Белый производил на окружающих впечатление  пророка. Все они, увлечённые символизмом, стали видными представителями  этой наиболее влиятельной школы. На переломе веков особенно усилилось  национальное мышление. Интерес к истории, мифологии, фольклору захватил философов (В. Соловьёв, Н. Бердяев, П.Флоренский и др.), музыкантов (С. Рахманинов, В. Калинников, А. Скрябин), живописцев (М. Нестеров, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, Н.К. Рерих), писателей и поэтов. «Назад, к национальным истокам!» - гласил клич этих годов.

    С древних  времён родная земля, её беды и победы, тревоги и радости были главной  темой отечественной культуры. Руси, России посвящали своё творчество люди искусства. Первый долг для нас –  долг самопознания – упорный труд по изучению и осмыслению нашего прошлого. Прошлое, история России, её нравы  и обычаи – вот чистые ключи, чтобы  утолить жажду творчества. Размышления  о прошлом, настоящим и будущим  страны становятся главным мотивом  в деятельности поэтов, писателей, музыкантов и художников. «Стоит передо мной моя  тема, тема о России. Этой теме я сознательно  и бесповоротно посвящаю жизнь», - писал  Александр Блок.

    «Искусство  вне символизма в наши дни не существует. Символизм есть синоним художника»,- утверждал в те годы Александр  Блок, который был уже при своей  жизни больше, чем поэт, для многих в России.

Информация о работе Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды