Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Анна Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны, как будто была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства.

Содержание

Введение 3
Характеристика «Серебряного века» русской поэзии 4
Символизм 5
Футуризм 6
Акмеизм 8
Имаженизм 9
Обэриутизм 10
Биография А. А. Ахматовой 12
Творчество А. А. Ахматовой 21
Первые шаги 21
Начало пути 22
Сквозь препятствия к звездам 25
В дыме Отечественной войны 31
Достоинство таланта 33
Пушкин в творчестве Ахматовой 35
«Романность» в лирике Ахматовой 37
«Я голос ваш, жар вашего дыханья…» 40
Конец жизни или начало бессмертия 42
Значение творчества А. А. Ахматовой 46
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Песня последней встречи» 48
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Родная земля» 50
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Я научусь просто мудро жить» 52
Эмблема творчества А. А. Ахматовой
Описание эмблемы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Анна Андреевна АХМАТОВА (курсовая).docx

— 150.15 Кб (Скачать документ)

Обэриутизм

    «Объединение  Реального Искусства» - название поэтической  группы, придуманное Даниилом Хармсом  в 20-е годы.

    Все обэриуты рано или плохо кончили, кроме Бахтерева и Заболоцкого. Александр Введенский погиб в 1941-м, на этапе, то ли от дизентерии, то ли пристреленный конвоем. Даниил Хармс скончался сразу вслед за ним в тюремной психиатрической больнице. Николая Олейникова расстреляли в 1937 году. Константин Вагинов умер от туберкулеза в 1934 году. Заболоцкого арестовали в 1938, пытали, превратили в буйного умалишенного, выпестили только в 1946 году.

    Трагедия  абэриутов была частью трагедии России.

    Попытка создания нового поэтического языка  и опыта нового художнического поведения  в условиях сталинского государства  обернулась катастрофой. В «неформальном», неофициальном подходе обэриутов к позиционированию себя в условиях ужесточавшейся идеологической системы усматривали вызов самой государственной власти.

    Новое дыхание течение обэриутов обрело лишь в 70 – 80-е годы XX века, в творчестве поэтов так называемой «метаметафорической» школы: Александр Ереминко, Алексей Парщиков, Игорь Ирнатьев, Нина Искренко и др.

    Обэриуты – честные работники своего искусства. Они поэты нового мироощущения и нового искусства. Они творцы не только нового политического языка, но и создатели нового ощущения жизни и предметов. Их воля к творчеству универсальна: она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон. И мир, замусоленный языками множества глупцов, запутанный в тину «переживания» и «эмоций», ныне возрождается во всей чистоте своих конкретных мужественных форм. Кто-то и сейчас величает их «заумниками». Трудно решить, что это такое, - сплошное недоразумение или безысходное непонимание основ словесного творчества?

    В своем  творчестве обэриуты расширяли и углубляли смысл предмета и слов. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, они делали достоянием искусства. В поэзии – столкновение словесных смыслов выражало этот предмет с точностью механики.

    Абэриуты поражались красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что, вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, она не разрушает предмет, а помогает его понять. Огни расширяли смысл предмета, слова и действия. Их работа шла по разным направлениям, у каждого из абэриутов было свое творческое лицо, и это обстоятельство некоторых сбивало с толку. Объединение обэриутов было свободное и добровольное, оно соединяло мастеров, а не подмастерьев, - художников, а не маляров. Каждый их поэтов-абэриутов знал самого себя, и каждый знал, чем он связан с остальными.

    А. ВВЕДЕНСВКИЙ  – разбрасывал предметы на части, но от этого предмет не терял своей  конкретности. Он разбрасывал действие на куски, но действие не теряло своей  творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате – видимость бессмыслицы. Видимость, потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его  в творчестве поэта нет.

    К. ВАГИНОВ  – его фантасмагория мира проходит перед глазами как бы облеченная в туман и дрожание. Однако через  этот туман мы чувствуем близость предмета и его теплоту, чувствуем  наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски, ибо художник вылепил их своими руками и согрел их своим дыханием.

    ИГОРЬ БАХТЕРЕВ – поэт, осознающий свое лицо в лирической окраске своего предметного  материала. Предмет и действие, разложенные на свои составные, возникают, обновленные духом новой обэриутской лирики. Но лирика здесь не самоценна, она – не более как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия.

    Н. ЗАБОЛОТЦКИЙ  – поэт голых конкретных фигур, придвинутых  в плотную к глазам зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, а наоборот – сколачивается и уплотняется до отказа, как бы готовый встретить ощупывающую руку зрителя. Развертывание действия и обстановка играют подсобную роль к этому главному заданию.

    ДАНИИЛ  ХАРМС – поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не статической  фигуре, а на столкновении ряда предметов  и их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые  конкретные очертания, полные действительного  смысла. Действие, перелицованное на новый  лад, хранит в себе «классический» отпечаток  и в то же время представляет широкий  размах обэриутского мироощущения.

    БОРИС ЛЕВИН – прозаик, работавший экспериментальным  путем.

    Русская поэзия “серебряного века” явила  блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или  течения. Поэтому литературный процесс  в большей мере определялся творческими  индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.

    Великие художники своего времени, отличавшиеся друг от друга не только стилем, но и  мироощущением, художественным вкусом, поэты “серебряного века” сыграли  видную роль в развитии и обновлении русского стиха.

 

Биография Анны Андреевны АХМАТОВОЙ

 

Я голос ваш, жар  вашего дыханья,

Я отраженье вашего лица.

Напрасных крыл напрасны трепетанья,

Ведь  все равно я  с вами до конца.

А. А. Ахматова.

 

    Анна  Ахматова прожила долгую жизнь. Пережила она и рано пришедшую к ней  всероссийскую известность, и незаслуженную  – затянувшуюся на несколько десятилетий  – резкую хулу, надолго закрывшую  ей дорогу в печать, и подлинно мировую  славу, что вернулась к ней  на склоне лет. Время обошлось с ней  жестоко. Но она продолжала жить радостно и горестно, не утрачивая всегда свойственной ей величавости, гордой уверенности  в спасительной силе поэтического слова.

«Я  родилась в один год  с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889 год. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июля. Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем» - так в 1957 году Ахматова напишет о себе в автобиографических  записках.

    А. А. Ахматова (настоящая фамилия — Горенко) русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; одна из известнейших русских поэтесс XX века.

    Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты  трое близких ей людей (её муж в 1910—1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник её жизни  в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—40-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

    Признанная  классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и  в течение более чем двух десятилетий  после её смерти. При этом её имя  вплоть до конца жизни окружала слава  среди широких кругов почитателей  поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.

    На ее глазах – «Я вижу все. Я все запоминаю…» - прошла целая эпоха, да и сама Ахматова была настоящей эпохой в русской литературе. Эпохой царственной, эпохой человечной в то время, когда человеческая жизнь была не дороже снега зимой. Лучше все это осознается, пожалуй, только сейчас.

    Ахматова  родилась 11 июня 1889г. в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. По линии матери, Инны Эразмовны, ее родословная восходила к последнему хану Большой Орды Ахмату – от сюда ее псевдоним.

     Вспоминая  детство, поэтесса писала:

    "Мои  первые впечатления  — царскосельские:  зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду". Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили".

    В детстве  ее стихией было море – «неутомимая наяда в воде».  Море как бы уравновешивало размеренность, рутинную скупость и странную завороженность Царского Села. Но именно «пленительный город загадок», наполненный, как античный храм, мраморными статуями, стал колыбелью ее поэзии.

    Ахматова  вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить                        по-французски. В Петербурге будущая  поэтесса застала «краешек эпохи, в  которой жил Пушкин»; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку»

«Училась  я в Царскосельской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно», - вспоминала Ахматова. Здесь в 1903 году на одной из гимназических встреч она знакомится с Николаем Гумилевым в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. Но Анна ничуть не была заинтересована этой встречей. Не так отнесся к ней Гумилев. Он встречал ее после гимназии и даже познакомился с ее старшим братом, что сделать было очень трудно. Но Гумилев уже тогда не любил отступать перед неудачами.

    О юной Анне Горенко рассказывали, что она  была царственно – чопорно, отличалась манерой говорить и читать стихи, даже школьная форма сидела на ней  иначе.

Первое стихотворение  написала в 11 лет. Отец запретил подписывать  стихи фамилией Горенко, и она  взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой, умершей в 1837 году.

    В 1904-1905 году Анна написала свои первые стихи. И в 1905 расстались родители, мать увезла больных туберкулезом дочерей в  Евпаторию. Последний класс гимназии Ахматова проходила в Киеве, затем  поступила на юридический факультет  Высших женских курсов(1908-1910), где  выучила латынь, позволившую ей впоследствии свободно овладеть итальянским языком, читать Данте в подлиннике. К юридическим  дисциплинам Ахматова вскоре охладела и продолжила образование на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге.

    На протяжении всего времени Гумилев старался завоевать сердце юной Анны Горенко. Однако Анна была влюблена в другого  молодого человека. Владимир Голенищев-Кутузов  — репетитор из Петербурга —  был главным персонажем ее девичьих грез. Подтверждение этому находится  в письмах Ахматовой литературному  критику С. В. Штейну, которому она  доверяла многие личные тайны: 

    «Я  выхожу замуж за друга  моей юности Николая  Степановича Гумилева. Он любит меня уже  три года, и я  верю, что моя судьба быть его женой. Люблю  ли его, я не знаю, но кажется мне, что  люблю.

Помните, у Брюсова:

 

Сораспятая на муку,

Враг  мой давний и сестра,

Дай мне руку! Дай мне  руку!

Меч взнесен. Спеши. Пора.

И я дала ему руку, а что было в  моей душе, знает  Бог и Вы, мой  верный, дорогой Сережа. … Пришлите же, несмотря ни на что, карточку Владимира Викторовича. Ради Бога, я ничего на свете так сильно не желаю.

Ваша  Аня».  (2.02.1906)

    Из-за не разделенной любви Анна попыталась покончить с жизнью, но здравый  смысл преодолел и Анна пишет:

«Мой  дорогой Сергей Владимирович, не знаю, как выразить бесконечную благодарность, которую я чувствую к Вам. Пусть Бог  пошлет Вам исполнения самого горячего желания, а я никогда-никогда  не забуду того, что  вы сделали для  меня. Ведь я пять месяцев ждала  эту карточку, на ней он совсем такой, каким я его  знала и любила и так безумно  боялась: элегантный и такой равнодушно-холодный; он смотрит на меня усталым спокойным  взором близоруких светлых  глаз.…Я пишу вам  и знаю, что он здесь со мной, что  я могу его видеть — это так безумно  хорошо! Сережа! Я  не могу оторвать от него душу мою. Я отравлена  на всю жизнь, горек  яд неразделенной  любви! Смогу ли я  снова начать жить? Конечно, нет! Но Гумилев  — моя Судьба, и я покорно  отдаюсь ей. Не осуждайте  меня, если можете. Я  клянусь Вам всеми  святыми, что этот несчастный человек  будет счастлив со мной».                                                                  (11.02.1906)

Информация о работе Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды