Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:32, курсовая работа

Описание

Анна Ахматова - русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны, как будто была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства.

Содержание

Введение 3
Характеристика «Серебряного века» русской поэзии 4
Символизм 5
Футуризм 6
Акмеизм 8
Имаженизм 9
Обэриутизм 10
Биография А. А. Ахматовой 12
Творчество А. А. Ахматовой 21
Первые шаги 21
Начало пути 22
Сквозь препятствия к звездам 25
В дыме Отечественной войны 31
Достоинство таланта 33
Пушкин в творчестве Ахматовой 35
«Романность» в лирике Ахматовой 37
«Я голос ваш, жар вашего дыханья…» 40
Конец жизни или начало бессмертия 42
Значение творчества А. А. Ахматовой 46
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Песня последней встречи» 48
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Родная земля» 50
Анализ стихотворения А. А. Ахматовой
«Я научусь просто мудро жить» 52
Эмблема творчества А. А. Ахматовой
Описание эмблемы
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Анна Андреевна АХМАТОВА (курсовая).docx

— 150.15 Кб (Скачать документ)

На  растерзание врагам».

    После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем  краю глухом и грешном":

«Так  много камней брошено  в меня,

Что ни один из них уже  не страшен,

И стройной башней стала  западня,

Высокою среди высоких башен».

 

    Щедрый  на несчастья 1921 был для Ахматовой  плодотворным. В петербургском издательстве «Петрополис» вышли два ее сборника – «Подорожник» и «Anno Domini МСМХХI». В них все ощутимей становится скорбная торжественность, пророческая интонация. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитывается страшная реальность революционного времени. Так в стихотворении «Все расхищено, предано, продано» - «голодная тоска» не просто символ, а вполне конкретное упоминание о «клиническом голоде», охватившем Петроград в 1918–1921. Но в отличие от И. Бунина, Д.Мережковского, З.Гиппиус, Ахматова не шлет громких проклятий «осатаневшей России»: лист подорожника – подношение северной скудной земли – наложен на «черную язву». Вынеся в заглавие сборника «Anno Domini» дату, Ахматова подчеркнула лирическую летописность своих стихов, их причастность к большой истории. Само название сборника «Anno Domini» (в до словном переводе с латинского языка) означает: «в год Господа».

    В стихотворениях этих лет звучит скорбь о судьбе родной страны. Она пыталась смотреть на происходящее философски:

 

      «Чем  хуже этот век предшествующих? Разве

Тем, что в чаду печали и тревог

Он  к самой черной прикоснулся язве.

Но  исцелить ее не мог».

 

    Гораздо жестче одновременное обращение  «Согражданам», открывшее во 2-м издании  «Anno Domini» первый раздел - «После всего».

 

«Иная близится пора,

Уж  ветер смерти сердце студит,

Но  нам священный  град Петра

Невольным памятником будет

 

     Страницу  с этим стихотворением советская  цензура вырезала почти из  всех экземпляров тиража. Ахматова  выступает от лица жителей  («мы»), заключенных в «столице дикой» и вынужденных забыть навсегда, собственно, все, что есть на «родине великой». Противопоставлены любимый город и свобода, которой в нем нет, как нет и помощи людям:

«Никто  нам не хотел помочь

За  то, что мы остались дома,

За  то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы  сохранили для  себя

Его дворцы, огонь и  воду».

 

    Перед лицом близкой смерти граждан  «священный град Петра» должен превратиться в памятник. И угнетающая картина разорения и «голодной тоски» вдруг сменяется вопросом: «Отчего же нам стало светло?». Мотивировка как будто сводится к живительной силе летней природы. При желании тут можно было увидеть принятие революции, однако речь идет, скорее всего, о религиозном просветлении, по православной традиции мгновенном укреплении душевных сил по контрасту со всем окружающим:

«И  так близко подходит чудесное

К развалившимся грязным  домам...

Никому, никому неизвестное,

Но  от века желанное нам».

 

    Таким же стихом написано в 1922 г. «Предсказание» («Видел я тот венец златокованный...») - монолог некоего духовного наставника, предлагающего вместо «ворованного» венца терновый венец:

 

«Ничего, что росою багровою

Он  изнеженный лоб освежит».

 

    Героиня Ахматовой, просветленная, вступала на путь духовного подвига. Тонкая женственность  отныне органически сливается в  ее стихах с суровой мужественностью. Упование на божественную мудрость и  справедливость отнюдь не означает ожидания прямой, тем более немедленной  помощи свыше. Исключается не только ропот, но и молитва как просьба, мольба.

    В «Anno Domini» Ахматова включила, наверное, самое безжалостное и жестокое стихотворение, какое когда-либо написала женщина - мать:

 

«Земной отрадой сердца не томи,

Не  пристращайся ни к  жене, ни к дому,

У своего ребенка хлеб возьми,

Чтобы отдать его чужому.

И будь слугой смиреннейшим того,

Кто был твоим кромешным  супостатом,

И назови лесного зверя  братом,

И не проси у Бога ничего».

 

    Сборник «Anno Domini» первоначально состоял в основном из стихов 1921 г., потом пополнился написанным в следующем году, но включал и несколько более ранних стихотворений, в том числе 1915 г.: «Покинув рощи родины священной...» и «Смеркается, и в небе темно-синем...». Впоследствии вместе со стихотворением «В то время я гостила на земле...» (1913) составили цикл «Эпические мотивы», который открывает серию автобиографических и философских «монологов», написанных характерным для стиха драматургии белым 5-стопным ямбом.

    В раздел «Голос памяти» включены «Тот август, как желтое пламя...» и «Колыбельная», определено связанное с уходом Н.С. Гумилева. После его ареста в августе Ахматова написала два тревожных четверостишия, где говорится о гибели в бою израненного воина:

«Не бывать тебе в живых,

Со  снегу не встать.

Двадцать  восемь штыковых,

Огнестрельных пять.»

 

«Горькую обновушку

Другу шила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.»

 

    Заключение - как бы в фольклорном духе: «Любит, кровушку  Русская земля». В том  же августе, в подражание народному плачу, пишется посвященное памяти Ал. Блока:

 

«А  Смоленская нынче  именинница,

Синий ладан над травою стелется.

И струится пенье панихидное,

Не  печальное нынче, а светлое.»

 

    Если  в раннем творчестве Ахматова часто  говорит о собственной смерти, то теперь тема преждевременной и  насильственной смерти близких:

 

«Я  гибель накликала  милым

И гибли один за другим.

О, горе мне! Эти могилы

Предсказаны словом моим.

Как вороны кружатся, чуя

Горячую свежую кровь,

Так дикие песни, ликуя,

Моя насылала любовь.»

 

    В «Anno Domini» завершается «шилейковский» цикл и появляется ряд стихов о чувственной любви и ревности, есть в них и угроза разрыва с неверным любимым. За образом этого героя стоит не аскет Шилейко, а полная ему противоположность - А.С. Лурье, человек вполне безнравственный, некрасивый внешне, но притягательный, как порок. От идеи служения избранному другу, т.е. Шилейко, Ахматова бросилась в иную крайность. Но в августе 1922 г. советский музыкальный комиссар отбыл в загранкомандировку, откуда предпочел не возвращаться. Ахматова иногда вспоминала о нем в стихах вплоть до последних лет жизни, например в цикле “Черных песен” (1961). И здесь желаемое выдавалось за действительное: давно уехавший друг сравнивается с воющей женщиной, а лирическая героиня держится с гордым достоинством («Он больше без меня не мог... Я без него могла»).

    Осенью 1922 г., после отъезда Лурье, Ахматова понадеялась на поддержку его  друга, искусствоведа Н.Н. Пунина. Эти  надежды в стихотворение:

 

«Небывалая  осень построила  купол высокий, 
Был приказ облакам этот купол собой не темнить. 
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки, 
А куда провалились студеные, влажные дни?.. 
Изумрудною стала вода замутненных каналов, 
И крапива запахла, как розы, но только сильней, 
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых, 
Их запомнили все мы до конца наших дней»

 

    33-хлетняя,  уже много испытавшая и многих  потерявшая, Ахматова мечтает теперь  только о спокойствии. Подробно  описывается «весенняя осень», чудесная, неправдоподобная - и таким же  неправдоподобно прекрасным кажется  явление героя, отраженное в  одном финальном стихе «Вот  когда подошел ты, спокойный, к  крыльцу моему».

    Ахматова  отныне не раз будет бросать взгляд в прошлое, в то время, когда герои  ее ранней лирики столько страдала от любви и не раз готовилась к  смерти.

Стихотворению «Петроград 1919 г.» в «Anno Domini» противопоставляется «Бежецк», старый русский город:

«Там  белые церкви и  звонкий, светящийся лед.

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним  алмазные русские  ночи

И серп поднебесный  желтее, чем липовый  мед.»

 

    В «Anno Domini» содержатся стихотворениях об умершем друге-покровителе, оставшемся идеалом для героини. В них узнается умерший в 1919 г. Н.В. Недоброво, автор статьи «Анна Ахматова» (1915).

 

« Ангел, три года хранивший  меня,

Вознесся  в лучах и огне,

Но  жду терпеливо  сладчайшего дня,

Когда он вернется ко мне.»

 

В контексте сборника возникают ассоциации с ее близкими друзьями, а так же с Гумилевым:

«На пороге белом рая,

Оглянувшись, крикнул: "Жду!"

Завещал мне, умирая,

Благостность  и нищету.»

 

    Эти люди еще не раз будут напоминать о  себе в ее стихах - то вместе, то по отдельности.

    В 1923 г. в «Новогодней балладе» героиня  встречает новый год с мужем  и друзьями. С речами выступают  «хозяин» и два друга, но «шесть приборов стоят на столе,  и один только пуст прибор» - самой героини, которую окружают мертвые; они «выпить должны за того, кого еще с нами нет». Мертвые и живые по-прежнему неразлучны. Впоследствии мотив мрачного Нового года прозвучит в 1940 г. («С Новым годом! С новым горем!...»), а новогодний «парад» мертвецов, выходцев из довоенного 1913 г., составит сюжетную основу «Поэмы без героя», в которой есть прямая цитата из «Новогодней баллады»:

«И  вино, как отрава, жжет».

 

    В 1923-м  наступает резкий спад - Ахматова пишет  стихи лишь изредка, составляя свой заработок нелюбимой переводческой  работой. «После моих вечеров в Москве (весна 1924) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК; не арестовывать, но и не печатать». С вершин славы она была низвергнута сразу в полное поэтическое небытие. Ее стихи, как считала Ахматова, были запрещены «главным образом за религию». Под дамокловым мечом, без каких-либо контактов с читателем, в бедности Анне Ахматовой, добровольно оставшейся после революции на родине, было суждено прожить десятилетия.

    «Время, смерть, покаяние –  вот триада, вокруг которой вращается  поэтическая мысль  Ахматовой», – писал философ В.Франк. Но не ранее 1926 г. Ахматова перебралась во флигель Шереметевского дворца на Фонтанке, в квартиру, где жила семья Пунина (включая разведенную жену). «Фонтанный Дом» служил пристанищем Ахматовой дольше, чем какой бы то ни было другой, хотя еще в 1930 г. она порывалась из него уйти, а в 1941-1944 годах была в эвакуации. В 1952-м, переселенная оттуда, она написала:

 

«Особенных  претензий не имею

Я к этому сиятельному  дому.

Но  так случилось, что  почти всю жизнь

Я прожила под знаменитой кровлей

Фонтанного  дворца... Я нищей

В него вошла и нищей  выхожу...»

 

    Осенью 1935, Ахматова начала писать «Реквием» (1935–1940). Факты личной биографии  в «Реквиеме» обретали грандиозность  библейских сцен, Россия 30-х уподоблялась Дантову аду, среди жертв террора упоминался Христос, саму себя, «трехсотую с передачей». «Реквием» занимает особое место в ряду антитоталитарных произведений. Ахматова не попала в лагерь, не была под арестом, но все тридцать лет «прожила под крылом у гибели», в предчувствии скорого ареста и в непрестанном страхе за судьбу сына.

Информация о работе Анна Андреевна Ахматова: жизнь и труды