Роман "Жизнь Арсеньева"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:33, реферат

Описание

И. А. Бунин родился в 1870 г. в Воронеже в старинной помещичьей семье. Бунин рос в своем поместье и в губернском городе Ельце: Елец и его окрестности стали почти неизменным местом действия его самых характерных рассказов. После елецкой гимназии он поступил в Московский университет и, еще будучи студентом начал печатать стихи в литературных журналах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Попытки анализа романа «Жизнь Арсеньева»…………………….…………………………..5
Заключение……………………………………………………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

реферат роман Жизнь Арсеньева.doc

— 76.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

Новосибирский государственный университет

Гуманитарный  факультет

Кафедра литературы 
 
 
 
 

Самбыла Елизавета Васильевна 
 
 

РОМАН «жИЗНЬ АРСЕНЬЕВА» 
 

РЕФЕРАТ 
 
 
 

Проверил:

Преподаватель:

д.ф.н., доцент

Гимпель С. И. 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2009

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Попытки анализа романа «Жизнь Арсеньева»…………………….…………………………..5

Заключение……………………………………………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     И. А. Бунин родился в 1870 г. в Воронеже в старинной помещичьей семье. Бунин рос в своем поместье и в губернском городе Ельце: Елец и его окрестности стали почти неизменным местом действия его самых характерных рассказов. После елецкой гимназии он поступил в Московский университет и, еще будучи студентом начал печатать стихи в литературных журналах.

     Первая  книга стихов И. А. Бунина появилась в 1891 г. в столице его родной губернии – Орле. В 1903 г. Академия наградила его Пушкинской премией по литературе, а в 1909 г. его избрали почетным членом Академии. Рассказы Бунина начали появляться еще в 1892 г., но его продолжали считать в первую очередь поэтом, тем более что его ранние рассказы были очень «лиричны» [Мирский, ИРЛ.;2005: 657].

     В 1910 г. появилась его повесть «Деревня» (поэма), сразу поставившая его в первый ряд русских прозаиков. За «Деревней», последовали четыре книги, содержащие главные (по мнению Д. С. Мирского) его из шедевров: «Суходол»(1912), «Иоанн-рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1914) и «Господин из Сан-Франциско» (1916). В годы, предшествовавшие войне, Бунин много путешествовал. Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасается с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимают философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы.

     В 1918 г. он уехал из Советской России и поле многих трудностей и скитаний добрался через Одессу до Парижа. Д. С. (Святополк)-Мирский считает Бунина, как и Д. С. Мережковского, – одним из самых непримиримых антибольшевиков [Мирский, ИРЛ ;2005: 658]. Многие исследователи, критики не только расходятся, но и сходятся во мнениях относительно его творчества. Но ими подчеркивается с разных сторон его неповторимый талант, лаконизм его повествования и аналитически-трезвое  видение мира. Бунин совмещал, казалось бы, несовместимые грани мировосприятия: напряженный интерес к Родине и к его прошлому, к странам древних цивилизаций,  неустанные поиски смыла жизни и религиозное смирение перед ее непознаваемой сутью [Крутикова; И. Б.//Pro et contra:480]. А. Г. Соколов определяет его как одного из крупных писателей русского критического реализма [ИРЛ., 1988:222].

     Невозможно  одними словами и предложениями определить его творчество.

     Основываясь на работах его современников, критиков, исследователей, можно только сказать немногое в этой работе. Труды, воспоминания, диссертации, монографии, основанные на его произведениях, лишь подчеркивают многогранность его творчества. Необъятность его творчества позволяет выделять его в такие направления как реализм, модернизм, и также отмечают философичность его лирики.

     Кроме сборника «Темные аллеи» самым значительным явлением в творчестве Бунина последних  лет стал роман «Жизнь Арсеньева», в котором Бунин пытался осмыслить  и обобщить события своей жизни  и жизни России предреволюционного времени.

     В «Жизни Арсеньева», самом замечательном  произведении, созданном в эмиграции, преобладает чувство любви.

     Роман «Жизнь Арсеньева» (первоначально получивший название «Истоки дней») Иван Алексеевич Бунин писал 11 лет, с 1927 по 1938 год. Бунин, бывший, по заметкам современников и многочисленных критиков, крайне требовательным к себе в творческом отношении, всегда работал трудно, но поставленная им перед собой в «Жизни Арсеньева» задача - написать жизнь человека от самых «истоков дней» до взрослого состояния – была, несомненно, куда сложнее всего, что он сделал до того. Биография героя «Жизни Арсеньева» достаточно жестко структурирована.

 

      Попытки анализа  романа «Жизнь Арсеньева»

     Центром внимания романа И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» является своеобразие пути духовного обогащения, чьи контакты с миром, с людьми все более расширяются, а в результате преодолевается одиночество, возникает возможность самоосуществления.

     Для оказавшегося в эмиграции писателя обращение к прошлому диктуется  необходимостью закрепления собственной верности исходным принципам [Хасан;2005:9].

     Основой и силой в формировании человеческой личности является в «Жизни Арсеньева» семья: здесь закладываются основания  человеческой души, возникает чувство родства – первоначальное, естественное выражение тех отношений, которые складываются между людьми, составляющими  социум.

     Для человека, каким он предстает у  И. А. Бунина, чрезвычайно существенно очень рано приходящее к нему таких понятий, как время и вечность, преодоление времени памятью, освобождающей от страха перед смертью: благодаря памяти собственное существование для Арсеньева вписывается в огромный круг жизни, населенной людьми. Характер и судьба у человека у И. Бунина обуславливается судьбами окружающих его людей и самой исторической атмосферой времени.

     По  мнению критиков, для Бунина человек – «не только создание настоящего момента, но неотделимо принадлежит прошлому», а иногда обладает даже «внутренней памятью» или «памятью предков». Этим объясняется взгляд Бунина на призвание художника осуществлять «связь времен», без которой невозможно понимание смысла жизни.

     «Жизнь  Арсеньева» - это роман-воспоминание. Предмет повествования –не детство и юность Алеши Арсеньева, а воспоминание о них.

     Мотив воспоминаний – один из центральных мотивов в произведениях писателя. И Видимо, это связано с особым взглядом художника на роль памяти в жизни и искусстве. Память защищает человека от неумолимости времени и смерти.

     Бунин, бывший, по заметкам современников  и многочисленных критиков, крайне требовательным к себе в творческом отношении, всегда работал трудно, но поставленная им перед собой в «Жизни Арсеньева» задача -  написать жизнь человека от самых «истоков дней» до взрослого состояния – была, несомненно, куда сложнее всего, что он сделал до того. Автор утверждал, что жизнь человеческую написать нельзя. Всего написано было пять частей, а герой — Алексей Арсеньев — доведен до двадцатилетия.

     К какому жанру можно было бы отнести  «Жизнь Арсеньева»? Большинство литературоведов  сходится во мнении, что это — художественная биография. Если говорить подробно и по существу, то в ней слито несколько жанров: кроме художественной биографии, «Жизнь Арсеньева» вбирает в себя и мемуары, и лирико-философскую прозу. Пятая же ее часть, кроме всего прочего,— еще и повесть о любви, безусловно, самой характерной для творчества Бунина теме; как по замыслу, так и по  воплощению  она  близка к книге рассказов «Темные  аллеи», которую Бунин написал позже.

     Некоторые современники рассматривали «Жизнь Арсеньева» как биографию самого автора. Однако следует заметить, что самого Бунина это приводило в негодование. Сам же он именовал «Жизнь Арсеньева» автобиографией вымышленного лица. Он утверждал, что его книга автобиографична лишь постольку, поскольку автобиографично всякое вообще художественное произведение, в которое автор непременно вкладывает себя, часть своей души [Муромцева-Бунина. //Pro et contra: 98]. Он писал свою книгу, сжимая время, соединяя несколько лет в один год. Это уплотнение времени писатель осуществил не только в том отношении, что соединял события, происшедшие в разное время. Главное было в том, что спрессовывались, сливались внутренние, душевные переживания героя, который очень быстро взрослел.

     По  утверждению исследователя, сам  Алексей Арсеньев — как бы «сконцентрированный» автор, в главных чертах его личности. Но это еще не все. Бунин наделил Арсеньева в первую очередь чертами художника, поэта. Потому что, как известно, сам Бунин считал себя всю жизнь главным образом лирическим поэтом и уже потом — прозаиком. С этим утверждением я абсолютно согласна.

     Исследователи находят много соответствий деталей, сходства образов героев и родственников, людей, окружавших автора.

     Герой «Жизни Арсеньева», как уже было сказано,— «сконцентрированный» автор.

     Фактически, это тот Бунин, у которого детство, отрочество и юность сложились столь благоприятно и гармонично, что он, не потеряв ни часа драгоценного времени, только и занимался тем, что взрослел, мужал, набирал духовные силы. С юности он, действительно, каждодневно учился у жизни,— так же, как учился у жизни его Арсеньев, впитывая в себя все, что подает ему жизнь, вплоть до таких, казалось бы, малоблагоприятных обстоятельств, как глушь, заброшенность и одинокость усадебного существования с бесконечно однообразными зимними вечерами. Большой интерес представляют собой образ и характер отца Арсеньева. Известно, что его прототипом послужил отец писателя, Алексей Николаевич Бунин [Риникер //Pro et contra: 656]. В книге это — человек, неотразимый в своем обаянии, хотя и «грешный», вспыльчивый и отходчивый, беспечный и жизнелюбивый, распространяющий вокруг себя ощущение радости жизни, талантливая артистическая натура. Можно ли подумать, что писатель приукрашивал в своей книге лица и события? Возможно, но лишь отчасти. Прежде всего необходимо осознать то, что «Жизнь Арсеньева» писалась в тот период жизни Бунина, когда свойственный ему повышенный «вкус существования» не только не ослабевал с годами, а, напротив, все более и более укреплялся. Бунин постоянно был занят думами о том, что каждый человек не знает своего начала, не помнит, не может помнить его, и точно так же не знает, не постигает своего конца, того, что будет, когда оборвется его жизнь [Муромцева-Бунина. //Pro et contra: 112]. Эта мысль, рожденная еще в бунинских путевых дневниках 10-х годов, кочует по многим зрелым и поздним его произведениям. Неотступно присутствует она и в «Жизни Арсеньева», не всегда высказанная прямо, но подразумеваемая постоянно.

     Когда Бунин желал предаться воспоминаниям  об истоках своих дней, то написанное обретало под его пером почти документальную точность. Например, переживания мальчика Арсеньева, связанные со смертью его сестры Нади, близки тому, что испытывал маленький Ваня Бунин после кончины младшей сестры Саши. Что же до точности воссоздания различных подробностей, то она проходит через всю книгу, притом ничуть не противоречит, а, напротив, даже помогает творческому переосмыслению.

     Такое переосмысление ни в чем не нарушает, однако, главной правды: правды исповеди поэта. В эту исповедь, творческую и человеческую, втянут весь мир, окружающий Алешу Арсеньева. Этот мир начинается с самых первых запомнившихся, как ему кажется, лучей света, вырвавших младенца из тьмы небытия, с момента появления его на свет. Само рождение в мир, осознание этого события вошло в сокровищницу душевных впечатлений Алексея Арсеньева, чтобы на всю жизнь остаться там: «…я помню большую, освещенную предосенним солнцем комнату, его сухой блеск над косогором, видным в окно, на юг... Только и всего, только одно мгновенье! Почему именно в этот день и час, именно в эту минуту и по такому пустому поводу впервые в жизни вспыхнуло мое сознание столь ярко, что уже явилась возможность действия памяти? И почему тотчас же после этого снова надолго погасло оно!» [Бунин, 1989].

     Так же на всю жизнь вошли в душу Арсеньева, как бы запечатлели себя в нем его отец и мать. Как  и сам Бунин, Алексей Арсеньев — истинный сын своих родителей, очень ясно унаследовавший черты  и того и другого. От отца — талантливость, артистичность натуры, обаяние, жизнелюбие, вспыльчивость, горячность. От матери, бывшей полною противоположностью отцу,— мечтательность, «неумеренную чувствительность», лиризм, созерцательность — и страстную любовь к поэзии.

     Огромную  роль в числе тех, кто в ранние годы сильно повлиял на формирование характера Арсеньева, сыграл его  домашний учитель Баскаков, вольнолюбивый  чудак и романтик, превыше всего  в жизни ставивший свою независимость. В Баскакове Бунин вывел своего домашнего догимназического учителя Н. О. Ромашкова. Страницы «Жизни Арсеньева», в которых говорится о воздействии Баскакова на ум и сердце юного героя, предельно автобиографичны. Эти две взаимно противоположные и притом дополняющие одна другую черты — острота взгляда на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоническому,— очень ярко осуществились и в личности, и в творчестве самого Бунина.

Информация о работе Роман "Жизнь Арсеньева"