Организационные структуры в системе муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Изучение мной структуры местного управления связано с необходимостью решения целого ряда задач в том числе:
- определение сущности местного самоуправления и его положения в системе территориального управления государства;
- оценка реального положения местного самоуправления в нашем отечестве;
- разработка системы рекомендаций по совершенствованию структуры местного самоуправления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Состояние местного самоуправления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Представительный орган муниципального образования. . . . . . .7

Задачи местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10


2.1 Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Виды и структура органов местного самоуправления. . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Организационные структуры в системе муниципального управления.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

    Национальный Открытый Институт России

г. Санкт-Петербург 

Кафедра «Теории и практики государственного и муниципального управления»

Дисциплина «Теория управления» 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Студентки группы Г-94с/2ч

     Суворовой Ирины Сергеевны 

(фамилия,  имя, отчество)

        «Организационные структуры в системе муниципального управления»

(название  темы) 
 

Проверил     

Дата     

Оценка      
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  стр.

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. Состояние местного самоуправления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
 
    1. Представительный  орган муниципального образования. . . . . . .7
 
    1. Задачи  местного самоуправления. . . .  . . . . . . . .  . . . . . . . .  . . . 10
 
 

    2.1 Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 

    2.2 Виды и структура органов местного  самоуправления. . . . . . . . . 20 

Заключение . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 

Список  литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Среди проблем,  которые приходится сегодня  решать России  одно из первых мест занимает формирование экономических  основ федеративных отношений между  Российской Федерацией и ее субъектами,  в том числе и с местными органами власти (самоуправления). За последнее время, совершенствуются законодательные основы развития местного самоуправления,  сформирована база для функционирования этого существенного общественного института. Тем не менее,  многие вопросы в этой области еще не решены. Это касается определения границ компетенции местного самоуправления  обеспечения его стабильными источниками доходов  формирования межбюджетных отношений  в частности  совершенствования системы местного налогообложения и т.д.

     В Конституции РФ зафиксирован принцип  отделения местного самоуправления от системы органов государственной  власти. Для его реализации необходимо обеспечение экономической базы местного самоуправления  межбюджетных отношений  участниками, которых являются муниципальные образования.

     Изучение  мной структуры местного управления связано с необходимостью решения целого ряда задач  в том числе:

- определение  сущности местного самоуправления и его положения в системе территориального управления государства;

- оценка реального  положения местного самоуправления  в нашем отечестве;

- разработка  системы рекомендаций по совершенствованию  структуры местного самоуправления.

     Тема  данной работы – современная организационная  структура в системе муниципального управления.

     Безусловно  данная тема является актуальной в  сфере местного самоуправления в  связи с реформой его территориальной  организации и приведением структур органов местного самоуправления в  соответствие с новой редакцией  Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Объектом  исследования работы являются органы местного самоуправления.

     Предмет исследования данной работы организационная  структура органов местного самоуправления.

     В соответствии с вышеуказанным цель настоящей работы - рассмотрение и проведение анализа различных типов организационных структур.

     Достижение  указанной цели осуществляется с  помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:

- определение факторов, влияющих на организационную структуру органов местного самоуправления;

- определение  принципов построения организационной  структуры;

- проведение  анализа построения данной структуры  на практике.

     Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что на основе изученной литературы, периодической печати собран материал для углубленного осмысления роли организационной структуры в системе муниципального управления.

     Практическая  значимость заключается в возможности  применения основных положений, содержащихся в работе, и призванных способствовать совершенствованию законодательства и развитию практики его применения. 
 

    1. СОСТОЯНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
 

      Слово «муниципалитет» произошло от латинского municipium , так в эпоху римской республики назывались города  пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время муниципалитет - это избираемое городское или сельское самоуправление.

     Местным самоуправлением называется организация  власти, на местах  предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного характера и управление муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления,  а также через выборные и другие органы местной власти.

   Все отношения,  возникающие в процессе организации и действие местных органов управления,  регулируются муниципальным правом. Понятие муниципального права Российской Федерации характеризует вполне самостоятельное правовое образование в системе права,  хотя и не относиться к числу его основных отраслей. Поэтому муниципальное право можно определить как право местного самоуправления. В частности к муниципальному праву относится:

    - выбор населением  организационных форм самоуправления  его структуры  формирования  соответствующих органов;

    - управление  муниципальной собственностью  хозяйством  формированием и исполнением  местного бюджета;

    - осуществление  органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий  переданных им в соответствии с законодательными и правовыми актами федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации;

    - реализация  органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту  на компенсацию расходов,  возникающих в связи с возложением на них дополнительных расходов,  а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.

   Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления подлежит изложению в уставе муниципального образования. Право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления относится к правам, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.131), имеющей, согласно своим ст.4, 15 верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому, п.1

   С учетом недостатков организационных структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным Законом 1995 г., и перехода на двухзвенную систему муниципальных образований, в Федеральном законе 2003 г. предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.

   Прежде  всего, наличие в муниципальном  образовании представительного  органа, главы муниципального образования  и местной администрации стало  обязательным, тогда как по Федеральному закону 1995 г. обязательным было наличие представительного органа. Закрепление правового статуса администрации позволит урегулировать взаимоотношения исполнительных органов, как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ. 
 
 
 

1.2 Представительный орган муниципального образования 

     Понятие «представительный орган местного самоуправления» является частным  случаем понятия «орган местного самоуправления». Но роль этого властного органа в муниципальном образовании исключительна, что нашло отражение в Европейской Хартии местного самоуправления и в федеральном законодательстве. Дело в том, что местное самоуправление – не только форма управления на местном уровне, но и институт гражданского общества, позволяющий не просто управлять местным хозяйством, а осуществлять это управление в интересах населения территории.

     Количественный  состав представительного органа определяется уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа его жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного органа весьма различны. Так, в большинстве штатов США преобладают муниципальные советы, наибольшие по составу (в среднем 6-12 чел.). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен - 40-120 членов в ассамблеях префектур и 12-100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Франции численность советников в муниципальных советах может составлять от девяти (в коммунах с населением менее 100 чел.) до 69 (в коммунах с населением более 300 тыс.чел.). В России Федеральным законом 2003 г. установлен нижний предел численности депутатов представительного органа, исходя из численности населения муниципального образования :

7- при числе  жителей менее 1000;

10- при числе  жителей от 1 до 10 тыс.;

15- при числе  жителей от 10-30 тыс.;

20- при численности  жителей от 30-100 тыс.;

25- при численности  жителей от 100 до 500 тыс.;

35- при численности  жителей свыше 500 тыс.;

     Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15.

     Верхние пределы численности депутатов  закон не ограничивает.

     Депутаты  представительного органа избираются населением на муниципальных выборах. Для муниципального района закон  допускает две схемы, упомянутые выше.

     Статус  представительного органа определяется его компетенцией, которая имеет  две основные составляющие: полномочия (права и обязанности) и предметы ведения. Наделение представительного  органа исключительной компетенцией, которая не может передаваться другим органам, связана с его особой ролью.

     В исключительной компетенции представительного  органа местного самоуправления находятся:

принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

определение порядка  материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;

     Депутаты  представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых  муниципальных образованиях – один депутат.

     Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет его глава  или избираемый из числа депутатов  председатель.

     Разнообразие  вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необходимость создания в его составе структурных единиц – комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительного органа сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организационные структуры в системе муниципального управления