Организационные структуры в системе муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание

Изучение мной структуры местного управления связано с необходимостью решения целого ряда задач в том числе:
- определение сущности местного самоуправления и его положения в системе территориального управления государства;
- оценка реального положения местного самоуправления в нашем отечестве;
- разработка системы рекомендаций по совершенствованию структуры местного самоуправления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Состояние местного самоуправления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Представительный орган муниципального образования. . . . . . .7

Задачи местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10


2.1 Принципы и подходы к формированию организационной структуры органов местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2.2 Виды и структура органов местного самоуправления. . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

Организационные структуры в системе муниципального управления.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     Очевидно,  что новая роль местного самоуправления в системе органов государственной  власти ставит перед ним и новые  задачи,  которые должны решаться профессионально подготовленными  специалистами на базе новых научных и методических разработок с использованием современных информационных технологий.

     Постепенно  начинает формироваться система  подготовки  переподготовки и повышения  квалификации кадров для органов местного самоуправления. Она включает в себя как ранее существовавшие государственные образовательные учреждения соответствующего профиля,  так и вновь создаваемые кафедры в образовательных учреждениях  региональные и муниципальные кадровые центры  негосударственные образовательные учреждения,  в том числе федеральные центры дистанционного образования и консультирования служащих органов местного самоуправления. Набирает силу процесс создания системы научно-методического обеспечения местного самоуправления. Создаются специализированные научные учреждения  их региональные филиалы и представительства  устанавливаются отношения между региональными и местными учебными центрами.

     На  всех уровнях управления предпринимаются шаги, по созданию системы информационного обеспечения местного самоуправления. Издаются журналы для специалистов по муниципальному управлению,  создан федеральный редакционно-издательский центр и центр муниципальной информации. Налаживается выпуск необходимой для органов местного самоуправления литературы по теории и практике местного самоуправления. Разработаны и тиражируются типовые модели муниципальных информационных систем  программные продукты для автоматизации ряда процессов муниципального управления. Однако целостная система кадровой  научно-методической и информационной поддержки местного самоуправления,  к сожалению отсутствует.

     Значительные  сложности при формировании системы  научно-методического обеспечения  муниципального управления создал разрыв исторической эволюции местного самоуправления в России. Фактически была утрачена российская научная школа муниципального управления. Имеется ряд фундаментальных работ муниципальных деятелей XIX -  начала XX веков,  однако за прошедшее время произошли существенные изменения в государственном устройстве России  в политической  экономической и социальной сферах жизнедеятельности. Новая муниципальная школа в России еще только формируется,  она не успевает за потребностью реальной практики организации и деятельности местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ВИДЫ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
 

     Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. По действующему федеральному законодательству образование органов местного самоуправления  назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Органы государственной власти и государственные должностные лица не могут осуществлять местное самоуправление.

     Наименование  органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления  порядок формирования органов местного самоуправления  компетенция  сроки полномочий  подотчетность  вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации  с учетом национальных  исторических и иных местных традиций.

     Также в уставах прописываются основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. В уставе должна содержаться информация о порядке отзыва  выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления  об условиях и порядке организации муниципальной службы.

     Выборные  и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. По уставам муниципальных образований органы местного самоуправления наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения могут издавать правовые акты. При этом наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления  выборных и других должностных лиц местного самоуправления  полномочия по изданию указанных актов  порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Процедура принятия устава муниципального образования может быть различной в зависимости от действующей нормативной базы. Устав может приниматься:

- на местном  референдуме;

- представительным  органом местного самоуправления;

- основные вопросы,  которые должны быть отражены в уставе,  выносятся на референдум,  а по его итогам представительный орган местного самоуправления разрабатывает и принимает устав.

     В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на: исполнительные и представительные.

     Представительный  орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов,  которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования  предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,  предусмотренных уставами муниципальных образований.

     Обычно  представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов,  избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан.

     Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке,  однако разнообразие вопросов  решаемых данным органом  обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности  группы (фракции) депутатов  сформированные по территориальному или партийному признаку.

     Комитеты  формируются для работы по долгосрочным направлениям деятельности представительного органа местного самоуправления и имеют постоянный административный аппарат. Направления работы комитетов обычно не зависят от социально-политической конъюнктуры и остаются неизменными на протяжении длительного времени. В качестве примера можно привести бюджетный комитет  налоговый комитет  по земельным отношениям и т.п. Комиссии обычно формируются на временной основе для решения определенных вопросов (например,  для подготовки законопроекта  выработки стратегии  проведения согласительных процедур). Постоянный штат служащих в комиссиях не создается. После выполнения задач  поставленных перед комиссией  она расформировывается.

     Территориальные группы создаются для согласованного выражения интересов населения отдельных территорий внутри муниципального образования. Фракции представляют интересы политических объединений,  от которых были избраны соответствующие депутаты.

     Важнейшие постановления, по закону отнесенные к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления должны приниматься только общим решением. Это делается для того  чтобы избежать возможности предвзятого отношения или личной заинтересованности лица  принимающего решения. Вместе с тем  вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе руководства одного лица или небольшой группы лиц,  при котором конкретные сферы деятельности управляются специалистами в соответствующих областях  несущими персональную ответственность за результаты своей деятельности. Такое оперативное управление часто необходимо не только исполнительным органам власти,  но и представительным. Депутатским комитетам комиссиям группам фракциям может передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов,  не относящихся к исключительной компетенции представительного органа. Подобный подход позволяет организовать работу более оперативно и эффективно,  так как позволяет депутатам специализироваться на тех вопросах,  которыми они владеют лучше всего. Местным самоуправлением могут использоваться такие модели местного самоуправления,  в которых создается не один представительный орган,  а система представительных органов с заранее определенными полномочиями для каждого: бюджетные органы  налоговые органы  контрольные органы и др.

     Исполнительный  орган может иметь еще более сложную организацию,  в которой требуется четко установить место и функции каждой его составляющей. Орган и структурное подразделение при этом различаются в зависимости от наличия права принятия самостоятельных юридически значимых решений по вопросам,  относящимся к компетенции местного самоуправления.

     Местные администрации в этой связи во многих случаях не могут рассматриваться, как органы местного самоуправления,  так как решения принимаются не самой администрацией,  а определенным должностным лицом (главой муниципального образования  городским управляющим  мэром и т.п.)  который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления,  обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица. Только в том случае,  когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке (например,  ранее существовавшие исполнительные комитеты)  есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

     Но  сама местная администрация неоднородна  по составу. В структуру местной  администрации входят как чисто  аппаратные подразделения  занимающиеся делопроизводством,  так и органы с правом принятия решений по установленному кругу вопросов. В некоторых случаях эти органы наделяются также правами юридического лица. Поэтому  определяя место администрации в системе органов местного самоуправления  в частности  в структуре исполнительных органов  нельзя однозначно отождествлять администрацию с исполнительным органом местного самоуправления,  а необходимо каждый раз анализировать ее функции полномочия и внутреннюю структуру. Даже при более или менее явном разделении органов местного самоуправления на представительные и исполнительные практически невозможно в чистом виде выделить органы,  ведающие только определенными вопросами местного значения или исполняющие только отдельные государственные полномочия; органы полностью самостоятельные в принятии каких-либо решений или только обеспечивающие деятельность других органов и должностных лиц. Хотя  конечно  могут создаваться и специальные органы для решения узкого круга вопросов  представляющих интерес для различных субъектов. Например,  может создаваться комиссия по вопросам безопасности,  в которую могут входить представители местной администрации,  представительного органа местного самоуправления,  органов правопорядка. Комиссия может наделяться правом принятия решений и иметь собственную исполнительную структуру; подобные комиссии могут создаваться по многим направлениям деятельности местного самоуправления.

     Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица  возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования,  а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается непосредственно гражданами  либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Избираемый населением глава муниципального образования, может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления,  председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. При этом глава муниципального образования  не входящий в состав представительного органа  обладает правом подписи нормативных правовых актов  принимаемых представительным органом. В уставе может быть предусмотрено право главы муниципального образования на отклонение нормативных правовых актов представительного органа. При отклонении нормативного правового акта глава муниципального образования должен направить его с мотивированным заключением в представительный орган для повторного рассмотрения. В случае отклонения представительным органом заключения главы муниципального образования нормативный правовой акт подлежит подписанию главой муниципального образования. Глава муниципального образования  входящий в состав представительного органа  правом отклонения нормативных правовых актов не обладает. В случае разногласий между представительным органом и должностными лицами муниципального образования по поводу принятия нормативных правовых актов они разрешаются в порядке,  установленном уставом муниципального образования или в судебном порядке.

Информация о работе Организационные структуры в системе муниципального управления