Организационные модели и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить понятие организационной структуры и модели;
Определить факторы, определяющие требования к организационным структурам;

Работа состоит из  1 файл

инна юрьевна.docx

— 339.12 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Организационная структура  имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных  процессах: разделении труда, ресурсном  обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются  интересы личности и групп, стимулы  и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные  требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Не понимая сущности организаций  и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные  технологии их деятельности. Таким  образом, актуальность темы работы не вызывает сомнений.

Существует много типов  структур управления, и почти каждая новая монография об управлении "радует" нас изобретением нового типа организационной  структуры или их комбинаций (патриархальная, линейная, функциональная, штабная, матричная, есть даже дивизионная и продуктовая  структуры). Но дело, естественно, не в  названии, а в том, как действующая  структура управления выполняет  свои функции, т.е. в ее оптимальности  для данных условий: рациональны  ли связи между звеньями и ступенями  управления при обеспечении надежности и минимальных затратах на аппарат управления.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности организационных структур управления, имеющиеся проблемы и направления развития.

Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:

  • Изучить понятие организационной структуры и модели;
  • Определить факторы, определяющие требования к организационным структурам;
  • Рассмотреть виды организационных структур и моделей управления;
  • Осуществить оценку эффективности организационных решений.

Объект исследования - организационные  структуры управления. Предмет исследования - понятие организационных структур управления, их виды, назначение и содержание организационных структур, проблемы выбора типа организационных структур управления и их эволюция. Задачи исследования вытекают из поставленной цели: - дать понятие и перечислить принципы организационных структур управления; - рассмотреть назначение и виды организационных структур управления; - проанализировать направления развития и основные проблемы в области  организационных структур управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и принципы организационных структур и модели управления
    1. Понятие организационных структур и модели управления

 

 Организационная структура управления – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

 Организационная модель  – это принципы формирования  подразделений, делегирования полномочий  и наделения ответственностью. По  сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение. 

 На практике применяют  следующие принципы формирования  подразделений: 

функциональная модель: «одно  подразделение = одна функция»;

процессная модель: «одно  подразделение = один процесс»;

матричная модель: «один  процесс или один проект = группа сотрудников из разных функциональных подразделений»;

модель, ориентированная  на контрагента: «одно подразделение = один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и пр.);

 Последняя модель применяется  в случае, если рынок контрагента  ограниченный. Например, в случае  если число потребителей сильно  ограничено, целесообразно применить  модель, ориентированную на клиента  или клиентскую группу: «одно  подразделение = один клиент». 

 В большинстве же  случаев распространение получили  функциональная и процессная  модели, а также их различные  модификации.

1. Понятие организационной структуры

Управление предприятием должно осуществляться на базе определенной организационной структуры. Структура  предприятия и его подразделений  определяется предприятием самостоятельно.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и  развитие организации как единого целого[9, 253]. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость  в них возникает при иерархичности  построения системы управления, то есть при наличии различных уровней  управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между  так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими  за деятельность организации или  ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или  иными функциями менеджмента.

Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного  персонала, штабного персонала и  функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных  им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами  организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать  другим членам организации выполнять  их распоряжения. Если тому или иному  работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать  решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные  отношения взаимозависимости: изменения  в каждой из них (скажем, числа элементов  и уровней, количества и характера  связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.

Увеличение количества элементов  и уровней в ОСУ неизбежно  приводит к многократному росту  числа и сложности связей, возникающих  в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко  является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации [18, 176].

 

1.2 Принципы и  факторы построения управленческих  структур

 

К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах  формирования ОСУ, разработке которых  было посвящено немало работ отечественных  авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут  быть сформулированы следующим образом[18, 182].

1. Организационная структура  управления должна прежде всего  отражать цели и задачи организации,  а следовательно, быть подчиненной  производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать  оптимальное разделение труда  между органами управления и  отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры  управления надлежит связывать  с определением полномочий и  ответственности каждого работника  и органа управления, с установлением  системы вертикальных и горизонтальных  связей между ними.

4. Между функциями и  обязанностями, с одной стороны,  и полномочиями и ответственностью  с другой, необходимо поддерживать  соответствие, нарушение которого  приводит к дисфункции системы  управления в целом.

5. Организационная структура  управления призвана быть адекватной  социально-культурной среде организации,  оказывающей существенное влияние  на решения относительно уровня  централизации и детализации,  распределения полномочий и ответственности,  степени самостоятельности и  масштабов контроля руководителей  и менеджеров.

Процесс формирования организационной  структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава  и место подразделений, их ресурсное  обеспечение (включая численность  работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной  системе управления.

 Весь этот процесс  можно организовать по трем  крупным стадиям:

- Формирование общей  структурной схемы во всех  случаях имеет приципиальное  значение, поскольку при этом  определяются главные характеристики  организации, а также направления,  по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).

          - Разработка состава основных подразделений и связей между ними - заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно - целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, рвспределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурые единицы (отделы,бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно- целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

- Регламентация организационной  структуры - предусматривает разработку  количественных характеристик аппарата  управления и процедур управленческой  деятельности. Она включает: определение  состава внутренних элементов  базовых подразделений (бюро, групп  и должностей); определение проектной  численности подразделений; распределение  задач и работ между конкретными  исполнителями; установление ответственности  за их выполнение; разработку  процедур выполнения управленческих  работ в подразделениях; расчёты  затрат на управление и показателей  эффективности аппарата управления  в условиях проектированной организационной  структуры.

Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические  документы называется - органиграммами. Органиграммама представляет собой  графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных  процедур разработки и принятия решения  между подразделениями, их внутренними  структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разраб-ротку и принятие управленческих решений.

 

    1. Факторы, определяющие требования к организационным структурам

 

Главный фактор, "задающий" возможные контуры и параметры  структуры управления, - сама организация. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается  разделение труда и формируются  специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная  работа коих требует координации  и контроля.

Информация о работе Организационные модели и структуры