Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшения пространственных различий между приграничными и внутренними регионами, а также слабой разработанностью теории и методов в изучении трансграничного сотрудничества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Гл.1. Теоретические основы приграничного сотрудничества
1.1. Понятие приграничного сотрудничества……………………….…..9 стр.
1.2. Модели приграничного сотрудничества…………………………...11 стр.
1.3. Основные типы приграничного сотрудничества…………………..13 стр.
Гл.2. Особенности политико-правового и экономического регулирования приграничного сотрудничества (Российский опыт).
2.1. Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества……………………………………………………………...26 стр.
2.2. Основные регионы приграничного сотрудничества РФ…………….31 стр.
2.3. Экономический потенциал приграничного сотрудничества на примере Забайкальского края……………………………………………………..…34 стр.
Заключение………………………………………………………………….44 стр.
Библиография……………………………………………………….………49 стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 125.30 Кб (Скачать документ)

                              Министерство образования и науки РФ       

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение   

                           высшего профессионального образования   

«Забайкальский государственный  гуманитарно-педагогический университет 

                                        им. Н.Г.Чернышевского»  

 

                                        Исторический факультет

                                          Кафедра политологии  

 

                                           КУРСОВАЯ РАБОТА   

        Взаимодействие приграничных территорий.

Социально-политический и экономический аспекты

                              Направление 030200.62 Политология                               

 

                                                                              Исполнитель: студент 4 курса   

                                                                                       исторического факультета

                                                                                                                 943 группы

                                                                                    Бакшеев Вадим Аркадьевич

                                                                                         Научный руководитель:

                                                                                  Кандидат исторических наук,

                                                                                 Семашкин Борис Дмитриевич

 

 

                                                                                  

 

                                                         Чита, 2012г.

                                                                  Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3 стр.

Гл.1. Теоретические основы приграничного сотрудничества

    1. Понятие приграничного сотрудничества……………………….…..9 стр.
    2. Модели приграничного сотрудничества…………………………...11 стр.
    3. Основные типы приграничного сотрудничества…………………..13 стр.

Гл.2. Особенности политико-правового  и экономического регулирования   приграничного сотрудничества (Российский опыт).

2.1. Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества……………………………………………………………...26 стр.

2.2. Основные регионы приграничного  сотрудничества РФ…………….31 стр.

2.3. Экономический потенциал приграничного сотрудничества на примере Забайкальского края……………………………………………………..…34 стр.

Заключение………………………………………………………………….44 стр.

Библиография……………………………………………………….………49 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Введение

Задолго до появления современной  государственности, когда народы ещё  только образовали племена, не имеющих на тот момент чётких территориальных разграничений, уже тогда между ними существовал прообраз современного приграничного сотрудничества, выражавшийся в торговле, военных союзах одних племён с другими. Необходимость  долгосрочных отношений   было обусловлено как обоюдной выгодой для обеих сторон,  так и объективными обстоятельствами того времени, когда не было международного права и всё определяла сила. Поэтому важнейшим фактором поддержания мира  и безопасности в регионе, являлось укрепление междуплеменных отношений как внутри так и вовне. Чем более активной была  торговля  между племенами, тем более возрастало их  доверие друг к другу, и тем сложнее было  найти предлог для развязывания  войны против соседа, поскольку множество нитей связывают их.

Одним из ключевых стимулов  для налаживания международных  контактов  явилась  торговля.  Именно она, наряду с военным сотрудничеством, стала  той первоосновой, на которой  строится  современное приграничное сотрудничество.  Пройдя исторический путь своего развития,  современная  система приграничного сотрудничества представляет собой  целый комплекс взаимоотношений. В повестку дня теперь входят не только торговые контакты, но и проблемы экологии, взаимообмен культурными ценностями,  туризм, совместная деятельность учёных и т.д. Безусловным является то, что развитие  приграничного взаимодействия регионов продолжается.

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшения пространственных различий между приграничными и внутренними регионами, а также слабой разработанностью теории и методов в изучении трансграничного сотрудничества.

Говоря о  взаимодействии приграничных территорий, следует сказать, что оно особенно усилилось в эпоху глобализации, когда активизируются трансграничные материальные, финансовые и человеческие потоки, снижается барьерная функция государственных границ, что сопровождается формированием сетей неформального и формального взаимодействия между  соседними приграничными регионами. Горизонтальные сетевые связи формируют основу для образования новых пространственных форм интеграции (еврорегионов, треугольников роста, коридоров развития, локальных форм трансграничного взаимодействия - трансграничных кластеров, промышленных дистриктов). Тем самым, появляется возможность повысить эффективность использования ресурсов как за счет согласования стратегических направлений развития отдельных регионов, так и посредством выработки совместной стратегии действий.

Исследование характера таких  связей имеет большое практическое значение.

Степень изученности проблемы.

Изучение состояния научной  разработанности темы показало, что  хотя по отдельным аспектам трансграничного  сотрудничества России и Европы проведены  научные исследования, но до сих  пор не было комплексных сравнительных  исследований, посвященных сопоставлению важнейших форм, принципов, типов, моделей и направлений современного трансграничного сотрудничества России и стран Европы. Вследствие этого мною были использованы, по преимуществу, нормативно-правовые акты, регулирующие трансграничное сотрудничество регионов России, это:  Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство России, Концепции внешней политики России, Концепции приграничного сотрудничества РФ,  соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами федеральной власти и государственной власти субъектов РФ, Конституциях и уставах субъектов РФ, законах субъектов, определяющих регламентацию осуществления международных связей, соглашениях РФ с иностранными государствами о содействии межрегиональному сотрудничеству, соглашениях субъектов РФ с зарубежными партнерами, иных правовых актах по предмету исследования.

Помимо нормативно-правовых актов, проблему трансграничного взаимодействия регионов разрабатывают и учёные, в частности большой вклад в научное осмысление проблем внешнеэкономических связей регионов России внёс Л.Б. Вардомский, который считает, что: «Содержание и динамика ПС определяется общим уровнем сотрудничества соседних стран и связанными с ним проблемами широко понимаемой безопасности государства. Тем не менее, при прочих равных условиях более благоприятные условия для ПС возникают, когда страны граничат друг с другом своими наиболее развитыми частями. Уровень социально-экономического развития ПР оказывает существенное влияние на содержание ПС, разнообразие его направлений и сфер. Тем самым, оно превращается в заметный фактор развития региональной экономики»1

Разделяют данное мнение и другие учёные, этого же направления, в частности: В.Г. Глушкова, А.Г.Гранберг, и Е.Е.Скатерщикова. В целом, их исследования,   основанные на конкретно-историческом анализе большого массива документов и материалов, рассматривают проблемы реформы внешнеэкономической деятельности в России, в том числе и либерализации внешней торговли и ее динамика, участие в глобальных и региональных системах международного сотрудничества. Однако в этих работах основной акцент сделан на экономических проблемах международного регионального сотрудничества.

Взаимодействие России и ЕС  подробно рассматривает Т. Бордачев: «..Другой пример несовпадения внешнеполитических концепций России и Европейского союза - отношение сторон к вопросу об ОБСЕ и ее роли в структуре европейской безопасности. И эта проблема тоже производна от неадекватного видения Москвой природы и политических амбиций ЕС. Заявка на превращение последнего из чисто экономического объединения стран Западной Европы в институт коллективной безопасности содержалась уже в тексте Маастрихтского договора (декабрь 1992)»2

Из зарубежных исследователей  тему приграничного сотрудничества и Европейского Союза, в частности, разрабатывает М. Лесаж: «Процесс европейской интеграции постепенно преобразовал до недавнего времени периферийные области государств в области - перекрестки строящейся новой Европы. Бывшие долгое время изолированными и маргинальными, эти области становятся отныне стратегическими, где местным сообществам отводится важная роль»3

Цель исследования: Выявить особенности взаимодействия приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

  1. Определить  понятие приграничного сотрудничества.
  2. Раскрыть теоретические модели трансграничного взаимодействия.
  3. Выявить основные типы  приграничного сотрудничества.
  4. Обозначить регионы РФ, участвующие в трансграничном взаимодействии.
  5. Дать оценку экономическому потенциалу приграничного сотрудничества России.
  6. Проанализировать политические и правовые подходы, регулирующие  трансграничную деятельность приграничных территорий.

Объект и предмет:

Объект: Трансграничное взаимодействие приграничных территорий.

Предмет: Социально-политические и экономические аспекты трансграничного взаимодействия приграничных территорий.

Методы исследования:

В работе над исследованием использовались качественные методы, с помощью которых изучались правовая база трансграничного сотрудничества, его тематические направления (охрана окружающей среды, социальная работа, развитие деловых связей и т.д.), механизмы реализации программ поддержки трансграничного сотрудничества. А также дедукция и индукция, аналогия,  сравнительно – исторический анализ.

Объём и структура  работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, формулируется  цель и задачи исследования.

В первой главе, «Теоретические основы приграничного сотрудничества»  рассмотрено понятие приграничного  сотрудничества, выявлены теоретические  модели, и  даётся анализ основным типам  трансграничного взаимодействия.

Во второй главе,  «Особенности политико-правового и экономического регулирования приграничного сотрудничества в Российской Федерации»

Анализируются  основные регионы  РФ, являющиеся наиболее активными участниками приграничного взаимодействия, их экономический потенциал, а также политический и правовой механизм регулирования приграничного сотрудничества.

В Заключении работы делается общий вывод, даётся анализ успешности достижения целей и выполнения задачи курсовой работы, а также собственная оценка значимости приграничного сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.1. Теоретические  основы приграничного сотрудничества

1.1.Понятие приграничного сотрудничества

 

          В настоящее время существует множество подходов к пониманию приграничного сотрудничества. Наиболее распространёнными являются те, которые  нашли своё употребление в общепризнанных международных документах.

В Европейской  рамочной  конвенции4, даётся следующая трактовка понятия: «..под приграничным сотрудничеством понимаются любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более Договаривающихся Сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в пределах полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним законодательством каждой из Сторон. Пределы и характер этих полномочий не могут быть изменены данной Конвенцией». На мой взгляд, данная формулировка наиболее полно отражает специфику понятия.

Информация о работе Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты