Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшения пространственных различий между приграничными и внутренними регионами, а также слабой разработанностью теории и методов в изучении трансграничного сотрудничества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Гл.1. Теоретические основы приграничного сотрудничества
1.1. Понятие приграничного сотрудничества……………………….…..9 стр.
1.2. Модели приграничного сотрудничества…………………………...11 стр.
1.3. Основные типы приграничного сотрудничества…………………..13 стр.
Гл.2. Особенности политико-правового и экономического регулирования приграничного сотрудничества (Российский опыт).
2.1. Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества……………………………………………………………...26 стр.
2.2. Основные регионы приграничного сотрудничества РФ…………….31 стр.
2.3. Экономический потенциал приграничного сотрудничества на примере Забайкальского края……………………………………………………..…34 стр.
Заключение………………………………………………………………….44 стр.
Библиография……………………………………………………….………49 стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 125.30 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, термин приграничного сотрудничества, приведённый в Конвенции,  не претендует на универсальность своей трактовки и оставляет за другими государствами (участниками Конвенции) право самостоятельно определять политику в данном направлении. Россия, принимая международную трактовку приграничного сотрудничества,  сформулировала  собственное определение.

 

«Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами»5

В Федеральном Законе «О приграничном сотрудничестве», говорится: « Приграничное сотрудничество – составляющая часть международных и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, представляющая собой согласованную  с партнёрами из сопредельных государств деятельность, направленную на социально-экономическое развитие  территорий  приграничного сотрудничества Российской Федерации, повышение благосостояния населения этих территорий, укрепление взаимовыгодных  и дружественных связей  Российской Федерации с сопредельными государствами.»6

Из сказанного следует, что каким бы ни было понимание приграничного сотрудничества, во многом оно схоже между собой, поскольку их базовая основа - приграничная торговля - остаётся неизменной.

 

1.2. Модели приграничного сотрудничества

Современные модели и механизмы приграничья включают в себя всю совокупность черт и свойств, благодаря которым они могут функционировать в виде локальных, региональных, национальных и интернациональных моделей. Эти модели могут действовать на основании эффективных интеграционных схем, сплачивающих сообщества приграничья, в том числе и с помощью механизмов свободной торговли, а также таможенных, валютных, социально-экономических и культурных союзов

Приграничное  сотрудничество довольно сильно различается  от страны к стране и на разных участках межгосударственной границы, отражая  влияние разнообразных факторов. Выделяют несколько моделей приграничного сотрудничества:

 1) Традиционная модель сотрудничества, в основе её лежит существенная разница цен на товары и услуги по обе стороны границы, а экономический эффект связан с расширением рынка сбыта для одной стороны и получением более дешевых товаров и услуг для другой стороны. Однако эффективность этой модели сильно зависит от правил пограничного, миграционного и таможенного контроля, тарифных ограничений, налогообложения экспортируемых и импортируемых товаров или, иными словами, от уровня либерализованности трансграничного движения.

2) Преференциальная модель предполагает предоставление преференций приграничным регионам, как на двусторонней, так и на односторонней основе;

3)Другая модель приграничного сотрудничества – партнерская или институциональная базируется на договорных отношениях, совместных проектах и программах, а  также специально создаваемых организациях. Эффективность этой модели зависит от уровня децентрализации власти и государственных финансов, развития гражданского общества сотрудничающих стран7.

Для реализации потенциала трансграничного сотрудничества необходимы: 1) либерализация внешнеэкономической деятельности; 2) наличие таможенной инфраструктуры, прежде всего международных пунктов пересечения границы со всем необходимым оборудованием, обслуживающих их фирм и банков; 3) региональные государственные и общественные структуры, которые участвовали бы в регулировании трансграничных связей; 4) активный и влиятельный местный бизнес.

Одним из ключевых условий приграничного сотрудничества представляется эффективное функционирование рынка труда, который, на мой взгляд, представляет собой механизм саморегулирования сферы оплачиваемой занятости, на основе взаимодействия работодателей и нанимаемых работников, формирующего объём, структуру и динамику спроса на трудовые услуги и предложения рабочих мест.

Что касается факторов, обусловленных границей, то они, по моему мнению, должны быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним следует отнести, во-первых, факторы границы как таковой, а именно: наличие пограничных и таможенных служб и их инфраструктуры, географическую периферийность; во-вторых, специфические характеристики региона: отраслевая специализация и уровень экономического развития, демографические показатели, степень удалённости от экономических центров страны, формы приграничного сотрудничества, структура экономических связей (преимущественно внутрирегиональные, внутристрановые или внешнеэкономические).

Для российских приграничных регионов преобладающим вариантом  приграничного сотрудничества является традиционная модель, исключение –  Калининградская область. Видимо поэтому, признавая важную роль приграничного сотрудничества для решения проблем занятости населения и его доходов, привлечения иностранных инвестиций и в других сферах, приграничное сотрудничество все же не рассматривается пока как определяющий фактор в развитии приграничных территорий8. Тем не менее, экономическая ситуация практически по всей восточной и южной границе России такова, что даже реализуя начальный этап приграничной интеграции в виде традиционной модели, Россия сталкивается с проблемой регулирования потоков приграничной рабочей силы. Это, как мне представляется, актуализирует проблему создания специальных дополнений в теоретическую модель регионального рынка труда, учитывающих фактор приграничья в целом, и приграничного сотрудничества как его основного экономического звена.

 

1.3. Основные типы приграничного сотрудничества

 

При   большом   количестве   стран-соседей,   имеющих   разные   экономические и политические системы, на разных участках российского порубежья складываются специфические институциональные и экономические условия приграничного сотрудничества. Они подвержены изменениям, отражая динамику национальных правовых систем, общий уровень экономического взаимодействия России и ее соседей, глобализации экономики и регионального сотрудничества, существования внешних и внутренних угроз. Все многообразие условий приграничное сотрудничество России и особенности его конкретного содержания можно представить в трех основных типах: европейском, китайском и постсоветском.

Европейский тип 

Прямое соприкосновение  с Европейским Союзом, хотя и с его периферийной частью, имеет немалое значение для развития российских приграничных регионов. Россия выходит к ЕС своей наиболее развитой частью. Российский Северо-Запад стоит перед задачей масштабной       модернизации      экономики,     социальной     сферы,    пространственной   организации   хозяйства   и   населенных   пунктов   разного   уровня. Для российских регионов трансграничное сотрудничество с ЕС важно с точки   зрения   получения   новых   технологий   и   финансовых   ресурсов   для решения социально-экономических проблем. Для ЕС трансграничное сотрудничество   с   Россией   необходимо   для   преодоления   периферийности своих прибалтийской и северной окраин, создания для них благоприятных условий развития. Среди стран европейского Севера наиболее активно за трансграничное сотрудничество с российскими регионами выступает Финляндия.

Характерной чертой  европейского типа приграничного сотрудничества является широкое развитие институтов сотрудничества при довольно жестком таможенном и визовом режиме трансграничного движения. Необходимо отметить, что в 2007 г. визовый режим для жителей регионов приграничных с Польшей и странами Балтии серьезно ужесточился в связи с присоединением последних к Шенгенскому соглашению9. Жители Калининградской области до июля 2007 г. выезжали в соседние Польшу и Литву в упрощенном режиме – на основе   бесплатных,   многократных   и   долгосрочных   виз.   Новый   порядок усложнил трансграничное движение, в котором заинтересовано и население соседних районов Польши и Литвы10. Для   этого   типа   приграничного сотрудничества  характерно   широкое   участие   в   нем   органов   власти субъектов РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными   территориальными   органами   власти   соседних стран.

Для этого типа приграничного  сотрудничества характерно широкое участие в нём органов власти субъектов  РФ и местного самоуправления на основе договоров с аналогичными территориальными органами власти соседних стран. Сферой сотрудничества являются не только транспорт и торговля, но и экология,  образование, культура, информация, новые технологии. Оно реализуется на основе совместно или согласованно разрабатываемых программ и   проектов. Именно в этом типе наиболее сильно представлена институциональная   модель   приграничного сотрудничества.   Его   важной   особенностью   до   2007   г.   было   то,   что экономически более сильные европейские партнеры через свой бюджет и бюджеты европейских организаций в рамках программ TASIS и INTERREG оказывали техническую и финансовую помощь российским партнерам11.

Особое место в приграничном и межрегиональном сотрудничестве России  и ЕС занимает балтийский регион. Здесь реализуются две крупные программы: «Программа соседства региона Балтийского моря» – INTERREG   III B и «Видение и стратегия развития прибалтийских регионов» – VASAB 2010. В последнем проекте центральное место занимают города и городское   хозяйство12.   Кроме   этих   программ   в   Балтийском   регионе   действуют такие институты как Союз балтийских городов, комиссия Хельсинки, созданная с целью защиты и охраны окружающей среды Балтийского моря.  В целом все эти институты регионального и субрегионального сотрудничества составляют определенные уровни «Северного измерения»13.

Ещё одним направлением приграничного  сотрудничества ЕС и России стала  деятельность «Северного измерения». В особенности после его реформирования в конце 2006 г. Ключевым моментом новой политики «Северного измерения» является то, что в ее рамках будут воплощаться «дорожные карты» по четырем Общим пространствам Россия–ЕС.   Российская   Федерация,   ЕС,   Норвегия   и   Исландия   обретают статус партнеров обновленного «Северного измерения». Партнеры имеют равные права при принятии и реализации решений и участвуют в проектах на основе софинансирования согласованных проектов14.

Нельзя не отметить сравнительно высокую эффективность  межрегиональных и приграничных связей России со странами ЕС. Трансграничное   сотрудничество   с   ЕС   в   разных   форматах   позволяет   российским регионам получать от европейских партнеров небольшие суммы  основе принципа софинансирования и, что особенно важно, новые технологии. Принятые к реализации проекты нацелены на решение вполне  конкретных проблем регионов, что в конечном итоге улучшает их социально экономическое положение и повышает привлекательность для инвестиций.   Сложившаяся система  многоуровневого   трансграничного   сотрудничества России и ЕС не может обеспечить широкую модернизацию  экономики этой части российского порубежья, она создает для этого определенные предпосылки, помогает вырабатывать представления о путях обновления регионального хозяйства.

          Китайский тип

Для китайского типа характерно преобладание в общем объеме приграничного сотрудничества торговых операций. Для российских регионов приграничное сотрудничество с китайскими регионами весьма   важно   с   точки   зрения   компенсации   ослабления   хозяйственных связей   с   регионами   европейской   России,   Урала,   Западной   и   Восточной Сибири из-за резкого роста транспортных тарифов. Для Китая приграничное сотрудничество выступает важным каналом реализации стремительно растущих объемов производства   потребительских   товаров   и   получения   необходимого   сырья. Кроме того, для обеих стран приграничная торговля выступает важным фактором занятости населения

На первом этапе бурному  развитию приграничной торговли способствовали большие различия в соотношении цен на товары потребительского и производственного назначения, а также безвизовый режим. В результате введения в 1993 г. визового режима трансграничного движения, а впоследствии ужесточения бартерной и челночной торговли объемы приграничной торговли стали сокращаться.

С 1993 г. активно развивается  однодневный приграничный туризм на безвизовой основе, причем поток туристов из России в Китай значительно превышает   обратный    поток.  В  результате   активизации     приграничной (челночной) торговли в приграничных городах наблюдался бурный рост деловой   активности.   Ускоренными   темпами   развивалась   инфраструкту- ра, строились дороги и т.д. Благодаря безвизовой форме приграничного туризма резко (в десятки раз) возросло количество гостиниц.

К настоящему времени эта  торговля приобрела более   цивилизованный вид.   На  российско-китайской   границе   вблизи   крупных  приграничных пунктов пропуска в основном по инициативе китайской стороны за последние    годы   были   созданы   приграничные      торговые комплексы, через которые осуществляется мелкооптовая приграничная торговля. В 1998 и 1999 гг. были подписаны межправительственные Соглашения о взаимном упрощенном пропуске граждан РФ и Китая в торговые комплексы, создаваемые по обе стороны границы.  Приграничное сотрудничество России и Китая строится в основном по традиционной модели.

Китай в отличие от России проводит активную политику по использованию потенциала приграничного сотрудничества, которая выражается в предоставлении приграничным территориям налоговых   и  таможенных преференций,  дополнительных прав местным властям по ведению приграничного сотрудничества. Зона действия льготного режима приграничной торговли ограничена округами и территориями, выделенными из приграничных уездов. В 1992 г. на основе решений Госсовета   во   Внутренней   Монголии   (Манчжоули),   в   провинциях   Хэйлунцзян (Хэйхэ и Суйфынхэ) и Гирин (Хуньчунь) стали создаваться большие Свободные Экономические Зоны15 и мелкие субзоны провинциального уровня. В свою очередь, правительство приграничной провинции Хэйлунцзян приняло ряд решений, расширяющих   сферу   открытости   районов   вдоль   границы,   путем предоставления им преференций в рамках провинциальных полномочий.

Информация о работе Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты