Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена важной ролью трансграничного сотрудничества в повышении конкурентоспособности периферийных приграничных регионов, уменьшения пространственных различий между приграничными и внутренними регионами, а также слабой разработанностью теории и методов в изучении трансграничного сотрудничества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3 стр.
Гл.1. Теоретические основы приграничного сотрудничества
1.1. Понятие приграничного сотрудничества……………………….…..9 стр.
1.2. Модели приграничного сотрудничества…………………………...11 стр.
1.3. Основные типы приграничного сотрудничества…………………..13 стр.
Гл.2. Особенности политико-правового и экономического регулирования приграничного сотрудничества (Российский опыт).
2.1. Политические и правовые подходы решения проблем сотрудничества……………………………………………………………...26 стр.
2.2. Основные регионы приграничного сотрудничества РФ…………….31 стр.
2.3. Экономический потенциал приграничного сотрудничества на примере Забайкальского края……………………………………………………..…34 стр.
Заключение………………………………………………………………….44 стр.
Библиография……………………………………………………….………49 стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 125.30 Кб (Скачать документ)

Второй правовой уровень  создают межгосударственные документы  и соглашения, определяющие цели, механизмы  и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями  и отдельными странами. Двусторонние и многосторонние соглашения регулируют таможенный и визовый режим, порядок  налогообложения юридических и  физических лиц друг друга, порядок  взаимных расчетов и т.д. На основе этих соглашений формируется отличное от общего соотношение контактности и  барьерности границ. Например в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия фактически формируется единое экономическое пространство двух стран24. Также велика прозрачность границ между странами Евразийского экономического сообщества25.

Для развития приграничного  сотрудничества важное, значение имеют межправительственные соглашения о сотрудничестве в приграничных районах. В рамках двусторонних отношений в результате подписания соответствующих межправительственных соглашений иногда устанавливается особый визовый режим. Так, режим приграничного туризма между российским и китайскими регионами регулируется специальным соглашением России и КНР об упрощенном порядке пересечения границы26.

К третьему уровню относятся  юридические акты, заключаемые региональными  и местными органами власти со своими аналогами в соседних странах  о партнерстве и сотрудничестве. При этом субъекты федерации и  органы местного самоуправления не являются субъектами международного права. Соглашения заключаются в рамках имеющихся у них компетенций и при координации этой деятельности с федеральными (для субъектов федерации) и региональными (для муниципалитетов) органами государственной власти, регулируемой федеральным законом “О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации”. Эффективность такого рода соглашений сильно зависит от объема и сходства полномочий региональных органов власти соседних стран.

Наряду с многочисленными  двусторонними соглашениями о сотрудничестве приграничных регионов в конце 90-х  гг. российские регионы стали участвовать  в проектах еврорегионов, представляющих собой более зрелую стадию межрегионального сотрудничества. В 1998 г. муниципальные образования Калининградской области, наряду с соседними регионами Польши, Швеции, Латвии и Литвы приняли участие в создании еврорегиона “Балтика”27. В 1999 г. Калининградская область вместе со смежными районами Швеции и Литвы приняла участие в создании еврорегиона “Сауле”28. В 2000 г. был учрежден еврорегион “Карелия”, в который входит Республика Карелия и смежные районы Финляндии29.

Дальнейшее развитие договорно-правовой базы регулирующей приграничное и межрегиональное  взаимодействие будет происходить  под влиянием таких процессов как состоявшееся вступление России в ВТО, сотрудничество с ЕС и в рамках СНГ, разграничение компетенций между федеральным центром и регионами в ходе адаптации федеративных отношений к современным условиям. Большое значение для развития юридической основы приграничного сотрудничества в европейской части пограничного периметра  имеет ратификация российским парламентом Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (1980 г.), которую Россия подписала в конце 1999 г.

Существующая правовая база пока что  не позволяет полностью реализовать  местный экономический потенциал, поскольку в значительной мере ограничивает прямые легальные контакты приграничных регионов и их муниципальных образований. В настоящее время в федеральном  законодательстве почти не отражены права и обязанности органов  местного самоуправления по осуществлению  приграничного сотрудничества, не регламентированы их права и обязанности в отношениях с органами государственной власти.

 

2.2. Основные регионы приграничного сотрудничества РФ

Общая протяженность государственных  границ России равняется 60933 км, в том  числе 38807 км морских. Из 89 субъектов  Российской Федерации у 48 одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам. Причем у 21 субъекта федерации межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от советского периода. У стольких же они являются новыми, возникшими вследствие распада СССР. У Астраханской, Калининградской и Ленинградской областей, Краснодарского края, Республик Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание старых и новых границ.

          Большая часть периметра морских границ приходится на арктические моря (19,7 тыс. км) с небольшим по объему или практически отсутствующим международным судоходством. Поэтому приполярные субъекты федерации лишь с большой долей условности можно отнести к приграничным.

Большинство приграничных регионов имеет плотность населения, значительно  ниже среднероссийской - 8,6 чел. на кв. км. Наиболее высокую плотность населения - более 50 чел. на кв. км имеют Краснодарский край, Калининградская и Белгородская области, республики Северная Осетия (Алания) и Кабардино-Балкария.

У подавляющей части приграничных субъектов федерации объем регионального  валового продукта (РВП) на душу населения  ниже среднего по стране уровня (41,9 тыс. руб. в 2000 г.) - у 39 из 4830.

Для большинства приграничных регионов характерно относительно слабое участие во внешнеторговых связях. В 2000 г. объем внешней торговли на одного жителя превышал среднероссийский показатель (665 долл.) только у 16 регионов. Наиболее высокое значение этого показателя наблюдалось у Ненецкого АО, Калининградской, Камчатской, Ленинградской, Мурманской, Сахалинской областей, Санкт-Петербурга, Республиках Саха (Якутия) и Карелия.

Исторически страны - непосредственные соседи играют важную экономическую  и политическую роль для России. Они сильно различаются по размерам и структуре хозяйства, уровню развития, культурным особенностям. Необходимо подчеркнуть, что, будучи сравнительно бедной страной (ВВП на душу населения в 7-10 раз меньше, чем у наиболее развитых стран мира), Россия большей частью своего периметра граничит с еще более бедными странами. Так, из общей протяженности сухопутных границ и границ, проходящих по рекам и озерам - 22125 км, около 11% пограничного периметра приходится на более развитые страны, чем Россия (Норвегия, Финляндия, Польша, страны Балтии). С ними граничат 5 субъектов федерации. Около 16% - на страны близкие (Белоруссия, Украина) (7 субъектов федерации) и более 3/4 - на страны заметно уступающие ей по уровню развития (прочие страны СНГ, Монголия, КНДР, соседние провинции Китая) (18 субъектов федерации). Большая часть приграничных территорий, соседних с Россией стран, являются менее развитыми, периферийными их частями. Это касается Финляндии, Норвегии, Китая, Монголии, большей части постсоветских стран.

В культурно - цивилизационном плане регионы, выходящие к старым государственным границам, одновременно граничат с иными культурными системами: европейской и китайской. Граница с Монголией не является пороговым культурным рубежом, поскольку Бурятия и Тува близки к монголо-ламаистской культурной системе. Еще ярче это выражено у новых границ с Белоруссией и Украиной, которые проходят по территориям однородным в культурном отношении. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами относящимися к разным культурным системам. Но на значительной ее части культурный рубеж (исламский) смещен вглубь России. Граница с Казахстаном формально является границей с исламским миром31.

Но в силу высокой доли русского населения в приграничных с Россией районах Казахстана можно говорить о смещении культурного  рубежа относительно государственной  границы вглубь этой страны. В этой связи представляется важной задача создания на федеральном уровне центра по делам  соотечественников за рубежом.

 

2.3.Экономический потенциал приграничного сотрудничества на примере Забайкальского края

Говоря о Забайкальском  крае, следует отметить, что его партнёрские отношения с Китаем и Монголией, имеют давнюю традицию, об этом говорит тот факт, что «государственная граница России с Китаем, а также с Монголией является старейшим участком границы закреплённым юридически Нерчинским договором 1689 г. Подписанным на территории Забайкалья,.» .32 В последующем эти три региона активно взаимодействовали между собой, совершенствуя торговые и дипломатические отношения. По мере укрепления добрососедских отношений, спектр взаимодействия между ними постоянно расширялся, и начал включать в себя взаимообмен культурными ценностями, развитие туризма, спортивные мероприятия в виде различных чемпионатов и многое другое. Разумеется, что характер отношений между регионами в разное время был различен. Однако говорить о полном их прекращении, даже на короткий срок, не приходится. Думаю, уместнее было бы говорить об их интенсивности.

 На сегодняшний день можно говорить о значительных успехах,  которых удалось достичь, в деле дружбы и добрососедства между Забайкальем и приграничными территориями Китая. «Согласно информации Правительства Забайкальского края,  объем внешней торговли региона с КНР за 9 месяцев 2010 г. составил 320,7 млн. долл. (+9,7%). Китай остаётся главным партнером края (90,5% внешнеторгового оборота региона). Для экспорта этот показатель составляет 71,3%, для импорта – 97,7%. Основными статьями экспортных поставок были древесина, изделия из чёрных металлов, руды и шлак. За девять месяцев 2010 г. Забайкальский край импортировал китайских товаров на сумму 251,5 млн. долл. (+44,6%). Основные статьи импорта: овощи, фрукты и орехи, изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, обувь, оборудование и механические устройства. Объём накопленных китайских инвестиций в январе-сентябре 2010 г. увеличился на 21% и достиг 59,316 млн. долл., в том числе 50,6% инвестиций поступили в проекты освоения месторождений полезных ископаемых, 37,4% - в финансовую деятельность, 9% - в сельское и лесное хозяйство.».33 Однако, несмотря на, казалось бы, высокую динамику внешнеторговых отношений, Забайкалье находится в подчинённом положении. Это впечатление сложилось у меня, когда я проанализировал статьи экспорта и то, что ввозится взамен. То обстоятельство, что большая часть вывозимого из Забайкалья товара составляет природное сырьё (необработанная древесина, руда, или, в лучшем случае – металлопрокат) говорит о том, что региону нечего предложить из высокотехнологичной продукции. В свою очередь это указывает на неразвитость  промышленности на российской территории или, по крайней мере, не конкурентоспособности её изделий. В этой связи представляется серьёзной проблемой то, что поставляет российский регион. Если китайские коллеги заинтересованы только в сырье, то это свидетельствует о том, что они отлично осведомлены о положении дел внутри России и Забайкалья в частности. 

Причины сложившейся тенденции  следует искать в федеральной власти. Отсутствие политической воли у руководства,  по перестройке бесперспективной экспортно-сырьевой модели экономики на производящую, усугублённая мощным лобби представителей  добывающих кампаний консервируют  ситуацию. Мне кажется она не изменится до тех пор пока не произойдёт нечто экстраординарное,  какой то кризис, или на смену нынешней власти придут иные люди, ориентированные на соблюдение национальных интересов России. Пока, в существующих реалиях частный интерес зачастую преобладает над государственными, именно этим, на мой взгляд, и обусловлено то, что Россия до сих пор испытывает проблемы в промышленности, не произведено её переоснащение новыми технологиями, которые позволили бы ей создавать товары высокого качества.

Если рассматривать российско-китайские  отношения в контексте взаимообмена культурными ценностями, то здесь  всё значительно лучше. С регулярным постоянством, ставшей доброй традицией, проходят мероприятия  под названием «Год Китая в России» или «Год России в Китае», на которых широко  освещается культурное наследие обоих народов, их достижения в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, скульптуре, музыке, кинематографе и многом другом. Сложно переоценить значимость данного мероприятия, оно как никакое другое, способствует росту доверия между народами двух стран,  позитивному восприятию  друг  друга. Разумеется, кроме названного проводится и множество других, не менее значимых мероприятий, призванных укрепить добрососедские отношения. В частности это сельскохозяйственные выставки,  различные форумы и конференции, посвящённые проблемам и перспективам  двустороннего сотрудничества, спортивные турниры между командами  двух стран и многое другое. Все  это в комплексе определяет уровень  наших отношений с Китаем. В отличие от экономики здесь больше позитивных моментов.

Ещё  одно, перспективное  направление двусторонних отношений  является туризм. На сегодняшний день он недостаточно развит, хотя определённые успехи имеются. Граждане Китая приезжают в Забайкалье незначительными количествами от возможного. Собственно доля самих китайских туристов (за вычетом сезонных рабочих и учащихся в российских вузах), приехавших ознакомится с достопримечательностями края невелико, порядка 2-3 тысяч в год.34 Причина малого количества туристов из соседней страны отнюдь не в недостатке интересных мест (природа Забайкалья является уникальной) а в недостаточной пропаганде её особенностей за  рубежом. Решением данной проблемы активно занимается «министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края», этому способствуют  и упомянутое  мной проведение года России в Китае а также различные выставки с нашей стороны, будь то художественные, или литературные или фотовыставки. Граждане соседней республики могут  ознакомится с историей и культурой  Забайкалья, его природой. Данные выставки особенно эффективны в деле популяризации туризма в Забайкалье, так как пробуждают интерес к его самобытности.

Информация о работе Взаимодействие приграничных территорий. Социально-политический и экономический аспекты