Социально-политическое развитие Норвегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2011 в 21:13, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение Норвежского Королевства и современных социально-политических процессов в нем. Задачи исследования поставлены следующие:
o рассмотреть государственное устройство Норвегии на современном этапе, а также взаимоотношения между ветвями власти и Королем
o показать работу политической системы Норвегии, дав характеристику основным политическим партиям и движениям
o определить основные проблемы современного развития страны
o выявить особенности социально-экономического развития на современном этапе
o а также рассмотреть взаимоотношения Норвегии и Объединенной Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА. 5
1.1. Король и Правительство Норвегии. Взаимоотношения между ними. 5
1.2. Работа норвежского Стортинга. 8
1.3. Политическая система. 11
2. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕГИИ. 17
2.1. Особенности социально-экономического развития на современном этапе. 17
2.2. Проблемы современного развития. 20
2.3. Отношения с Единой Европой. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ. НОРВЕГИЯ.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)
    

    Министерство  образования Российской Федерации

    Новосибирский государственный  университет экономики  и управления

    НГУЭ  и У (НИНХ) 

Кафедра Международных отношений

   

Учебная  дисциплина: Социально-политические процессы в странах  Европы и в США

Тема  курсовой работы: Социально-политическое развитие Норвегии

Номер группы: МО-71

Наименование  специальности: Международные отношения

Ф.И.О. студента и номер  зачетной книжки: Булатова Мария Анатольевна           071883

Дата  регистрации кафедрой: «_____» __________________ 200__ г. 

Проверил: Матеев Даниэль Андреевич 
 

Оценочная таблица курсовой работы 
 

Кол-во

Баллов 

Актуальность  темы 

Цель  работы 

Задачи  работы 

План  работы 

Содержательная  часть курсовой работы 

Правила оформления текста курсовой работы 

Использование источников 

Уровень изложения темы 

Содержательность  выводов по работе 

Итоговая  оценка за курсовую работу 
 

Подпись преподавателя 
 

НОВОСИБИРСК, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

       Курсовая  работа посвящена социально-политическим процессам в Норвегии. Несмотря на достаточно тяжелые климатические условия и низкую плотность населения, Норвегия стала к концу XX века одной из богатейших стран мира с самым высоким уровнем дохода на душу населения, с наибольшей социальной защищенностью своих граждан, по ряду экономических показателей далеко опередив многие страны Западной Европы. Все это очень отличается от Норвегии первой половины XX века – страны с колоссальным внешним долгом, низким уровнем благосостояния граждан и бедностью государственного бюджета. В последнее время Северная Европа играет особую роль в расстановке современных геополитических сил. Он является не просто одним из важнейших источников сырья, но и достаточно стабилен (в противовес Югу), к тому же обладает развитой инфраструктурой и участвует в политических процессах. В связи с этим Север Европы становится притягательным не только для Старого Света, но и для США.

       Актуальность  темы исследования Норвегии определяется тем, что раньше этой маленькой стране не уделялось почти никакого внимания, вместе с тем секреты ее процветания взволновали весь Запад. Поэтому можно предположить, что в скором будущем Норвегия может выйти с заднего плана современных геополитических процессов и начать играть немаловажную роль во всем мире. Норвегия, в отличие от своих соседей по Скандинавскому полуострову, не входит в Европейский союз. Норвежцы абсолютно довольны таким положением вещей, ведь им и без Евросоюза живется неплохо: самые высокие пенсии, зарплаты, ВВП на душу населения, уровень продолжительности жизни, здоровья нации, грамотности людей, в то же время очень незначительное число нищих, безработных. Норвегия успешно развивается согласно идее государства всеобщего благоденствия.

       Целью работы является изучение  Норвежского  Королевства и современных социально-политических процессов в нем. Задачи исследования поставлены следующие:

    • рассмотреть государственное устройство Норвегии на современном этапе, а также взаимоотношения между ветвями власти и Королем
    • показать работу политической системы Норвегии, дав характеристику основным политическим партиям и движениям
    • определить основные проблемы современного развития страны
    • выявить особенности социально-экономического развития на современном этапе
    • а также рассмотреть взаимоотношения Норвегии и Объединенной Европы.

1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НОРВЕЖСКОГО КОРОЛЕВСТВА.

       Норвежское  Королевство – это государство  в Северной Европе (в Западной части  Скандинавского полуострова) с унитарной  формой государственного устройства. Королевство делится на 19 фюльке (губерний), которые, в свою очередь, делятся на муниципалитеты или коммуны (их 434 по данным на 2003 год). Каждая имеет свой совет, избираемый на 4 года. Органы местного самоуправления имеют право самостоятельного налогообложения, однако многие властные полномочия осуществляются на областном и федеральном уровнях. В стране действует Конституция от 17 мая 1814 года с рядом поправок и изменений. В соответствии с ней официальная государственная религия - евангелическо-лютеранская.1

1.1. Король  и Правительство Норвегии. Взаимоотношения между ними.

       Норвегия  является ограниченной наследственной монархией.2 Глава государства и исполнительной власти – король или королева (с января 1991 г. – Харальд V из династии Шлезинг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбург). Власть его ограничена конституцией. Король Норвегии всегда должен исповедовать официальную государственную религию, проживать в государстве и не находиться за его пределами более 6 месяцев без согласия парламента. Официально король присутствует на всех церемониях и ведет формальные заседания правительства (Государственного Совета), а также назначает этот Совет из имеющих право голоса норвежских граждан и распределяет между ними дела. К норвежской монархии можно применить формулу «король царствует, но не правит», т. е. он не может единолично осуществлять все государственные полномочия, но его фигура священна и неприкосновенна – он не несет ответственности, ее несут советники. Одной из областей, в которых король может распоряжаться самостоятельно, является фамильный закон - он регулирует организацию двора, отношения внутри семьи. Король Норвегии является послом и представителем нации за рубежом, также является верховным главнокомандующим и главой норвежской государственной церкви.  Глава государства в целом имеет представительские полномочия, которые проявляются в ратификации от его имени наиболее важных международных соглашений, а также от его имени издаются законы и постановления правительства.

       В Норвегии существует прямой порядок  престолонаследия, при котором только законный ребенок короля и королевы может унаследовать престол, причем предпочтение должно отдаваться старшим родственникам по ближайшей линии. В поправке к Конституции 1990 года строгая салическая система наследования была заменена кастильской. В случае отсутствия наследника король может предложить парламенту своего наследника, а тот вправе не согласиться с выбором короля. Наследники короны Норвегии не могут вступать в брак без согласия короля, а также не могут принимать корону других стран без согласия короля и двух третей представителей Стортинга. Король же имеет право отречься от престола в связи с преклонным возрастом (чего, однако, в истории Норвегии пока не случалось). Во время своих поездок в пределах государства король может передавать управление государством Государственному Совету, может назначать государственных секретарей для оказания помощи членам Совета.

       Государственный Совет - правительство Норвегии –  коллегиальный орган, в котором  решения принимаются большинством голосов. Состоит он из премьер-министра и не менее чем семи других членов, причем более половины членов Совета должны исповедовать официальную евангелическо-лютеранскую религию.3  Членов совета назначает король, а утверждает партия большинства или коалиция в парламенте. Согласно конституции все решения в правительстве принимаются при участии короля. Без этого Государственный Совет не представляет собой конституционного органа исполнительной власти, поскольку последняя находится у короля.4 На самом деле получается так, что король – председатель правительства, а премьер-министр – Госсовета. И Совет становится правительством, как только на его заседании присутствует король. Каждый из членов Государственного Совета, как правило, является главой своего департамента. С февраля 2007 года правительство насчитывает 17 министерств и включает в себя премьер-министра и 18 министров.5 Согласно конституции основная задача департаментов – готовить проекты необходимых решений для Госсовета.

       Взаимоотношения короля и советников строятся на основе взаимной ответственности друг перед другом. Собственные советники короля могут ставить под сомнение его решения в отношении принимаемых законов и отправлять их на специальное рассмотрение в Государственном Совете. Король же может не подписать решение Госсовета, только если сам считает, что оно противоречит конституции. Однако на практике такое, конечно, редко применяется, так как на самом заседании Государственного Совета рассматриваются заранее принятые решения.

       Премьер-министр, а также другие члены Государственного Совета и государственные секретари могут, без предварительного судебного решения, увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. Министры могут участвовать в парламентских прениях, но не имеют права голоса.

       1.2. Работа норвежского Стортинга.

       Стортинг  – это однопалатный парламент  Норвегии, обладающий законодательной  властью. С 2005 года он состоит из 169 депутатов (ранее было 165), избираемых каждые 4 года. Парламент не может быть распущен, не  может быть досрочных выборов.6 Норвежская избирательная система основана на принципах прямого выбора и пропорционального представительства. Избирать и быть избранным норвежец может с 18-летнего возраста, но для избрания в Стортинг лицо должно проживать в государстве не менее 10 лет. Выдвижение кандидатов на выборы происходит от политических партий или от граждан. Основным избирательным участком в Норвегии является коммуна, а округом – губерния; для так называемых уравнительных мандатов, их 8, избирательный округ – вся страна. Окружные представители распределяются между избирательными округами определенным образом в зависимости от проживающего населения. Особенностью скандинавских стран является метод подсчета голосов (т. н. Метод Лагу).7 Метод этот сугубо математический и довольно изощренный, ставящий целью максимально учесть предпочтения избирателей. Партии не может предоставляться дополнительный мандат, если она получила менее 4% голосов в целом по стране.

       Стортинг  разделен на 2 части (Одельстинг и Лагтинг), но все же считается однопалатным. Ведь члены его частей избираются по одним правилам, действует один руководящий орган – президиум Стортинга, наиболее важные решения принимаются на совместном заседании – на пленуме.  Норвежцы сами предпочитают называть свою законодательную систему как «однопалатную с некоторыми чертами двухпалатности». Одельстинг сейчас состоит из ¾ депутатов – 127, а Лагтинг – из 42 (¼ от общего числа). Каждая часть парламента заседает отдельно и имеет свое особое управление: президента, вице-президента и секретарей. Все они избираются простым большинством голосов. В силу статьи 76 конституции Одельстинг и Лагтинг обладают каждый особой компетенцией: законопроект вносится только в Одельстинг, и если его принимают, то направляют в Лагтинг. Там законопроект могут принять, а могут отправить на доработку в Одельстинг. Если проект возвращен дважды, весь Стортинг на совместном заседании выносит решение квалифицированным большинством (т. е. 2/3 от общего числа голосов). Таким образом, Лагтинг не играет существенной роли в решении вопросов.

       Президиум Стортинга функционирует на постоянной основе в перерывах между сессиями. Президиум состоит из президента Стортинга и президентов его  частей, как и  их заместителей –  вице-президентов, т. е. из 6 членов.8 Все они избираются с учетом партийного представительства в парламенте. Полномочия Президиума сводятся к следующему: определение времени заседаний, надзор за порядком выступающих в парламенте, прениями в частях парламента, соблюдением конституционных норм. Председателем Президиума является президент Стортинга. Он также обладает некоторыми полномочиями: может сам принять решение по делу, которое не попадает под ведомства комитетов Стортинга, а также при подсчете голосов, если они делятся поровну, голос президента обладает решающей силой.

         В современных условиях центр  тяжести больше перемещается  из президиума в важнейшие  комитеты и партийные фракции  (группы) парламента. Комитеты также  могут осуществлять свои функции  в промежутках между сессиями, для этого им теперь не нужно  спрашивать разрешения у президиума9, хотя раньше такие заседания проводились только с его разрешения. Важно заметить то, что основная работа по решению вопросов внешней и внутренней политики фактически осуществляется не Стортингом, а комитетом по иностранным делам. Именно в подобном комитете правящая партия старается обеспечить себе большинство голосов. По необходимости Стортинг может назначить специальный комитет для решения какого-либо особого дела. Особенностью норвежского парламента является то, что все его члены распределены по постоянным комитетам, число которых, как правило, соответствует числу департаментов правительства. Другая особенность парламента состоит в том, что все члены этих комитетов не избираются на заседаниях Стортинга, а назначаются комитетом по выборам, состоящим из 37 членов. В целях эффективной работы комитетов им запрещено вмешиваться в дела других. Работой комитета руководит его председатель, избираемый на первом заседании. Решение комитета, которое может быть принято как в устной, так и в письменной форме, передается в канцелярию Стортинга и распространяется среди членов парламента.

       Формально право законодательной инициативы принадлежит Одельстингу, однако, на первый план в настоящее время  ставятся законодательные предложения  Государственного Совета. Они имеют более облегченный путь внесения – на заседании Одельстинга. Депутаты же для предложения законопроекта должны сначала послать его в комитет, затем, если решение комитета положительное, оно пересылается соответствующему министру.  То есть только правительство может выдвигать формальные законопроекты перед парламентом. При поступлении законопроекта в Стортинг, он пересылается в соответствующий комитет для подготовки к первому чтению в Одельстинге. Однако проект может быть и сразу принят в первом чтении, без передачи в комитет, или же отклонен.10 Если законопроект принимается в первом чтении, он пересылается в Лагтинг, который может, не внося поправок, утвердить проект. В этом случае дело остается лишь за подписью короля и решением о вступлении его в силу.   Для принятия поправок к конституции необходимо, чтобы решение приняло 2/3 всех членов парламента. Согласно статье 112 конституции Норвегии, для того, чтобы решение вступило в силу, необходимо принятие этого решения на пленарном заседании Стортинга двух созывов. В этом случае уже инициатива находится в руках депутатов, а не правительства.

Информация о работе Социально-политическое развитие Норвегии