Рынок как объект социально-политического анализа

Автор работы: Ксения Веселова, 12 Августа 2010 в 16:09, реферат

Описание

С ранних лет проявил интеллектуальную одарённость, которую его отец, Джеймс всячески способствовал. Джон начал учить греческому языку с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии. В подростковом возрасте испытал сильный душевный кризис, который едва не привёл его к самоубийству. Большое значение в его жизни имела поездка в южную Францию в 1820 г. Она познакомила его с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и вызвала в нём сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни.

Содержание

Биография Джона Стюарта………………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………….….4
Стоимость, цена и деньги……………………………………………………..6
Капитал и прибыль…………………………………………………………….7
Теория денег, кредита и торговых кризисов…………………………………9
Экономический прогресс и социальные перспективы……………………..12
Литература……………………………………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Реферат Мииль.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)
 

Министерство  образования РФ

Новосибирский Гуманитарный Институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 
 

На тему: «Рынок как объект социально-политического анализа»

По дисциплине: «Экономическая психология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                 Выполнила студентка 1 курса

                                                                                                 Веселова К.А.

                                                                                                 Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2009г 

 План: 
 

  1. Биография………………………………………………………………………3
  2. Введение…………………………………………………………………….….4
  3. Стоимость, цена и деньги……………………………………………………..6
  4. Капитал и прибыль…………………………………………………………….7
  5. Теория денег, кредита и торговых кризисов…………………………………9
  6. Экономический прогресс и социальные перспективы……………………..12
  7. Литература……………………………………………………………………..15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Милль, Джон Стюарт

John Stuart Mill 

английский  мыслитель и экономист

Дата  рождения: 20 мая 1806]

Место рождения: Лондон, Великобритания

Дата  смерти: 8 мая 1873

Место смерти: Авиньон, Франция 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Биография

С ранних лет  проявил интеллектуальную одарённость, которую его отец, Джеймс всячески способствовал. Джон начал учить греческому языку с трёх лет, в возрасте около шести лет уже был автором самостоятельных исторических работ, а в двенадцать лет приступил к изучению высшей математики, логики и политической экономии. В подростковом возрасте испытал сильный душевный кризис, который едва не привёл его к самоубийству. Большое значение в его жизни имела поездка в южную Францию в 1820 г. Она познакомила его с французским обществом, с французскими экономистами и общественными деятелями и вызвала в нём сильный интерес к континентальному либерализму, не покидавший его до конца жизни. 

Около 1822 г. М. с  несколькими другими молодыми людьми (Остином, Туком и др.), горячими последователями  Бентама, образовал кружок, названный  «утилитарным обществом»; при этом был впервые введён в употребление термин «утилитаризм», получивший впоследствии широкое распространение. В основанном бентамистами органе «Westminster Review» М. поместил ряд статей, преимущественно экономического содержания. В 1830 г. он написал небольшую книгу «Essays on some unsettled Questions in Political Economy» (изд. в 1844 г., имела 2 изд.), в которой содержится всё оригинальное, созданное М. в области политической экономии. 

К этому же времени  относится перелом в жизни  Милля, который он так ярко описал в своей «Автобиографии». В результате М. освободился от влияния Бентама, потерял прежнюю уверенность во всемогуществе рассудочного элемента в частной и общественной жизни, стал более ценить элемент чувства, но определённого нового миросозерцания не выработал. Знакомство с учением сенсимонистов поколебало его прежнюю уверенность в благотворности общественного строя, основанного на частной собственности и неограниченной конкуренции. 

В качестве политического  деятеля выступает с 1865 г. как  представитель Вестминстерского округа в палате общин; раньше он не мог быть членом парламента, так как состоял на службе в Ост-Индской компании. В палате настаивал в особенности на необходимости энергичных мер помощи ирландским фермерам. В 1868 г. потерпел поражение при новых выборах, вызванное, по его мнению, публичным заявлением его сочувствия известному атеисту Брэдло. 

В жизни М. огромную роль играла любовь к мисс Тейлор, знакомство с которой, по его словам, было «величайшим  счастьем его жизни». Он получил  возможность жениться на ней только после 20-летнего знакомства, но уже через 7 лет после выхода замуж за М. она умерла. В посвящении к своей книге «On Liberty» М. говорит, что жена была вдохновительницей и отчасти автором всего лучшего, что было в его сочинениях; но эта оценка роли мисс Тейлор в литературной деятельности М. сильно преувеличена. В самом крупном его труде, «Системе Логики», мисс Тейлор не принимала никакого участия; несомненно, однако, что она повлияла на многие главы его «Политической экономии» и что ей до известной степени следует приписать социалистическую окраску этой книги. Единственное сочинение М., принадлежащее его жене столько же, сколько и ему самому, — это книга «О подчинённости женщин». 
 
 
 

Введение 

В 1843 г. он издал  «А System of Logic» — наиболее оригинальное его произведение. В 1848 г. — «Principles of Political Economy», из которой часто цитируется:

«К счастью, в  законах стоимости нет ничего, что осталось бы выяснить современному или любому будущему автору; теория этого предмета является завершенной»

Написал также  множество журнальных статей, посвящённых самым разнообразным вопросам философии, политики, экономии и литературы. В течение нескольких лет самостоятельно издавал радикальный журнал «London and Westminster Review». С 1841 г. состоял в переписке с Огюстом Контом, философские и социологические взгляды которого оказали на него глубокое влияние.В области философии самым замечательным произведением Милля является его «Система Логики». Логика, по словам Милля, есть теория доказательства. Психология устанавливает законы, по которым в нашем духе возникают и группируются чувства, представления и идеи, а логика должна установить ясные и несомненные правила для различения истины от лжи, верных умозаключений от неверных. Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует. Математические аксиомы, несмотря на то что отрицание их кажется нам немыслимым, возникают точно так же вследствие опыта, а немыслимость отрицания их зависит только от их всеобщности, а также от простоты и несложности восприятий пространства и времени, с которыми имеет дело математика. Опыт и наблюдение являются основанием не только индукции, то есть умозаключения от частного к общему, но также и дедукции, то есть умозаключения от общего к частному. С чисто формальной стороны в большой посылке силлогизма уже содержится заключение, и потому силлогизм не расширял бы нашего знания, если бы при построении силлогизма мы действительно исходили из общих положений. На самом деле при всяком дедуктивном выводе мы заключаем не от общих, а от частных положений. Когда я умозаключаю, что я смертен, потому что все люди смертны, то истинным основанием моего умозаключения является наблюдение, что все люди, жившие раньше меня, умерли. Вывод делается не из общего положения, а из отдельных частных случаев, бывших объектом наблюдения. Таким образом, и в силлогизме источником нашего знания остаётся опыт и наблюдение. Главную заслугу Милля составляет разработка теории индукции. Он устанавливает четыре метода, посредством которых индуктивным путём можно найти причину данного явления: методы согласия, различия, остатков и сопутствующих изменений Милля не принадлежит, однако, к числу неограниченных приверженцев индуктивного метода, как большинство английских философов эмпирической школы. Напротив, по мнению М., самым могучим орудием открытия истины является дедуктивный метод, лучшим примером которого может служить открытие Ньютоном силы тяготения. Индукция неприменима ко всем более сложным случаям, когда несколько сил действуют одновременно и ни одна из них не может быть исключена. При таких условиях необходимо прибегнуть к более сложным приёмам: закон действия каждой отдельной силы изучается порознь, затем делается вывод комбинированного действия их всех, и заключение поверяется наблюдением. Это и есть тот дедуктивный метод (слагающийся из трёх частёй — индуктивного исследования, вывода и поверки), который более всего содействовал успехам науки; всякая наука стремится сделаться дедуктивной, но только астрономия и физика достигли этой стадии, прочие же находятся ещё в состоянии эмпиризма. «Система логики» не проложила новых путей в области мысли, не открыла новых горизонтов для науки; даже в теории индуктивного исследования, составляющей, по общему мнению, самую ценную часть книги, Милля отчасти развивает мысли других, в особенности Гершеля, статьи которого о том же предмете вышли в свет незадолго до появления книги Милля и сильно повлияли на последнего. Тем не менее в этой книге менее, чем в других произведениях Милля, обнаруживается его обычный недостаток — эклектизм. Главное достоинство «Логики» Милля заключается в научном духе, которым она в высокой степени проникнута; влияние её не ограничилось философскими кружками, но распространилось и на учёных естествоиспытателей, среди которых многие ценили эту книгу очень высоко.

Из социологических  работ Милля самая крупная — «Основания политической экономии». Как экономист Милля является учеником и продолжателем Рикардо, но без той силы анализа, которая отличала последнего. Вместе с тем Милля. находился под сильным влиянием Огюста Конта и французских социалистов школы Сен-Симона и Фурье. В своём курсе политической экономии Милля сделал попытку — нельзя сказать, чтобы вполне удачную — примирить все эти разнородные направления. По основным теоретическим вопросам Милля остаётся верен своим главным учителям, Рикардо и Мальтусу; он принимает все важнейшие теории Рикардо — его учение о ценности, заработной плате, ренте, — и вместе с тем, согласно Мальтусу, признает опасность неограниченного размножения населения. Наиболее важное дополнение Милля к теориям Рикардо заключается в его учении о ценности товаров в международной торговле. Под влиянием французских социалистов Милль признал переходящий характер неограниченной конкуренции и частной собственности. Законы политической экономии Милля делит на два разряда: законы производства, не зависящие от нашей воли, и принципы распределения, определяемые желаниями и мнениями самих людей и изменяющиеся в зависимости от особенностей социального строя, вследствие чего правила распределения не имеют того характера необходимости, который свойственен законам первой категории. Разделение принципов политической экономии на необходимые и исторически изменяемые сам Милль признавал своей главной заслугой в области экономической науки; только благодаря такому разделению он избежал, по его словам, тех безотрадных выводов относительно будущности рабочего класса, к которым пришли его учителя — Рикардо и Мальтус. Но, как справедливо заметил Чернышевский, Милль не выдерживает этого разделения на практике и в законы производства вводит исторические элементы. И действительно, общественные отношения, несомненно, являются одним из факторов производства; с другой стороны, мнения и желания людей, устанавливающие способы распределения, в свою очередь составляют необходимый результат данного социального строя и способов производства. Поэтому принципы распределения и законы производства одинаково исторически необходимы; устанавливаемое Миллем различие представляется излишним. Стремясь примирить учение Мальтуса с требованием социальных реформ, Милль приходит к заключению, что лишь те реформы могут быть действительны, которые задерживают размножение населения. К числу таких реформ Милль относит мелкое землевладение, распространение которого он горячо рекомендовал своим соотечественникам. Что касается до социализма, то М. признает его осуществимость в отдалённом будущем, когда духовная природа человека достигнет большего совершенства, но в ближайшем будущем он не считает ни возможным, ни желательным стеснение свободы деятельности частных лиц и устранение частной инициативы. Несмотря на отсутствие определённой и последовательной руководящей мысли, «Основания политической экономии» являются и до настоящего времени одним из лучших курсов экономической науки по ясности изложения и полноте содержания.

Вообще сила Милля заключается не в установлении новых оригинальных взглядов; он был талантливым и ясным систематизатором и популяризатором, и этим объясняется успех его произведений. Обладая редким критическим тактом, Милль сумел избежать односторонности более оригинальных и сильных творческих умов, под влиянием которых он находился; но в качестве эклектика он не создал новой школы и только содействовал распространению научного отношения к вопросам общественной и индивидуальной жизни.  

СТОИМОСТЬ, ЦЕНА И ДЕНЬГИ 

К теории стоимости  Дж.С.Милль обратился в третьей  книге Пятикнижия. В

первой её главе, рассмотрев понятия «меновая стоимость»,

«потребительская  стоимость», «стоимость» и некоторые  другие, он обращает

внимание на то, что стоимость (ценность) не может  возрасти по всем

товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие

относительное. А в четвертой главе книги III автор «Основ...» повторяет

тезис Д.Рикардо  о создании стоимости трудом, требующимся  для

производства  товарных благ, заявив при этом, что  именно количество труда

«имеет первостепенное значение» в случае изменения стоимости. 

Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой

стоимостью как  характеристическим свойством. «Вещь, за которую ничего

нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не

является богатством... Например, воздух, хотя и является абсолютной

необходимостью  для человека, на рынке никакой  цены не имеет, так как его

можно получить практически безвозмездно». Но как  только ограничение

становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую  стоимость.

Денежным выражением стоимости товара является его цена. 

Стоимость денег  измеряется количеством товаров, на какие их можно

купить. «При прочих равных условиях стоимость денег  меняется обратно

пропорционально количеству денег: всякое увеличение количества понижает

их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в  совершенно одинаковой

Информация о работе Рынок как объект социально-политического анализа