Стратегическое планирование избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:16, лекция

Описание

Стратегическое планирование избирательной кампании – это необходимый элемент ее подготовки. Планирование избирательной кампании предполагает определение ее целей, ресурсов для проведения (время, люди, деньги) и процесс управлениями ими.

Содержание

1. Предмет стратегического планирования избирательной кампании
2. Цели избирательной кампании. Календарный план избирательной кампании.
3. Работа штаба избирательной кампании
4. Возможные стратегии избирательной кампании.
5. Правила планирования избирательной кампании

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 97.31 Кб (Скачать документ)

N = n · 1,75

N – необходимое число агитаторов,

n – число избирательных участков

Для того, чтобы  агитатор был заинтересован в  выполнении качественной работы необходимо несколько условий: хорошая оплата труда; бонусная система  оплаты (предполагающая как фиксированную сумму, так  и премиальные за хорошую работу), контроль за качеством работы агитатора. Как полагает В. Полуэктов за два  месяца агитатор должен получить столько  же сколько в этом регионе получает высокооплачиваемый работник за три  месяца (госслужащий, директор школы, высококвалифицированный  рабочий на стабильно работающем предприятии, продавец торговой палатки  центрального рынка). Бонусная система  оплаты предполагает, что агитатор может получить еще столько же, в случае победы кандидата.

Как правило, агитаторы вербуются из окружения  кандидата и его близких, активистов местных партийных организаций, представителей органов социальной защиты и обеспечения населения, работников отделений связи, студенческой среды. Однако очень часто набор  агитаторов происходит «с улицы», в  команду агитаторов попадают случайные  люди и организовать их работу –  сложная задача для менеджера.

Рекрутированные агитаторы должны пройти определенный курс обучения и быть настроенными на победу кандидата. Конечной целью  работы с агитаторами должна быть их ориентация на полную самоотдачу в  работе для победы кандидата на выборах.

Контроль  за работой агитаторов необходим. Контролирующие функции выполняются как бригадирами  агитаторов, зарплата которых зависит  от эффективности деятельности агитаторов, так и представителями штаба  кандидата. Некоторые политтехнологи рекрутируют из числа избирателей  «контролеров», которые докладывают  в штаб о визитах агитаторов, листовках  в почтовых ящиках, телефонных звонках  и ко всему прочему делятся  впечатлениями от общения с агитаторами.

 


 

Ни одна успешная избирательная кампания не может  обойтись без аналитической работы штаба. Целями аналитической работы являются:

  • определение рейтинга кандидата и/или партии;
  • сравнение рейтинга кандидата и/или партии с рейтингом конкурентов;
  • определение черт «идеального» с точки зрения избирателей кандидата;
  • определение основных интересов различных электоральных групп;
  • определение степени участия в выборах различных возрастных и социальных групп;
  • выявление ситуации в округе;
  • определение отношения к кандидату элитных групп, партийных организаций, общественных объединений;
  • разработка стратегии и тактики избирательной кампании;
  • разработка программы и предвыборной платформы кандидата и/или партии;
  • определение эффективности рекламной кампании кандидата и/или партии.

Анализ предвыборной ситуации должен опираться на солидную информационную базу. Источники информации обычно подразделяются на первичные  и вторичные.

К первичным  источникам относятся данные самостоятельных  социологических исследований, мониторинги  общественного мнения в избирательном  округе, т.е. те сведения, которые собраны  непосредственно командой кандидата  или по ее заказу. Сбор первичной  информации – важное и достаточно трудоемкое мероприятие. Формой такого сбора являются социологические  опросы. Их проведение может быть заказано специальным социологическим службам. Следует иметь в виду, что в  период избирательной кампании появляются дилетантские организации, выдающие себя за социологические службы. Их расценки могут быть значительно меньше, чем  у обычных социологических служб  или центров, однако и качество их исследований будет значительно  ниже, а результаты – далеки от действительности. Информация, которую предоставляют  такие службы-однодневки, по существу может быть дезинформацией. Для того, чтобы отличать серьезные социологические  организации от псевдосоциологических, следует обращать внимание, во-первых, на их репутацию, продолжительность  деятельности на информационном рынке, а, во-вторых, на методику исследований. Серьезные социологические службы всегда придерживаются  научной  методики исследований. Прежде всего, это связано с процедурами  формирования выборки. Именно от них  зависит степень погрешности  полученных в результате исследований данных.

Различают три  разновидности опросов: исходный опрос (benchmark pool), периодические опросы (frend pool) и отслеживающие опросы (fracking pools).   Исходный опрос позволяет выявить настроения различных групп избирателей, их интересы и предпочтения, намерение участвовать в выборах, особенности восприятия имиджа кандидата. На основе информации, полученной в результате проведения исходных опросов, специалисты определяют тактику предвыборной борьбы. Периодические опросы (3-4 опроса за весь период избирательной кампании) позволяют определить эффективность рекламы кандидата и/или партии. Отслеживающие опросы призваны выявить мнение различных сегментов электората о том или ином кандидате, их отношении к платформе кандидата и основным темам избирательной кампании. Одной из методик таких опросов выступает противопоставление кандидата гипотетическому «идеальному» сопернику. В том случае, если кандидат может выиграть у «безупречного» конкурента, он может победить и любого другого соперника. В том случае, если «совершенный» кандидат «выигрывает» у реального, команде стоит задуматься о том, что необходимо сделать для улучшения имиджа кандидата и роста его рейтинга. В опросы избирателей могут также быть включены вопросы о том, какие недостатки кандидата могут повлиять на их отрицательное отношение к нему.

В связи с  тем, что проведение социологических  исследований – трудоемкое и дорогостоящее  мероприятие, в последние годы особую популярность приобретает метод  фокус-групп. Фокус группа – это  искусственно созданное временное  объединение людей для проведения фокусированного интервью. Данный метод  относится к группе качественных методов анализа. Он предполагает проведение фокусированного интервью (целенаправленной дискуссии в группе из 10-12 человек) для выявления мнений, оценок, установок, эмоций участников фокус-группы по поводу какой-либо ситуации или объекта, а также мотивов их поведения. Применение этого метода позволяет выявлять отношение потребителей к определенным группам товаров, определить соответствие имиджа политического лидера массовым настроениям и ожиданиям, выявить неосознаваемые сферы мотивации. Возникнув в конце 40-х - начале 50-х гг. метод фокус-групп широко применяется в настоящее в маркетинговых, политологических, социологических, психологических и др. видах исследований.

Ф. Гоулд  отмечает, что с помощью работы с фокус-группами  можно определить:

  • проблемы, вызывающие беспокойство и тревогу избирателей;
  • действительные мнения о политиках и отношения к ним;
  • основные убеждения и базовые ценности;
  • реакцию на различные виды политической рекламы.

Вторичные источники  информации представляют собой данные СМИ, документы, статистические отчеты – все те сведения, которыми может  пользоваться не только команда кандидата. Главный недостаток таких источников заключается в том, что их информация не всегда соответствует потребностям команды кандидата.

Целью анализа  полученной информации является оценка сильных и слабых сторон как кандидата, так и его соперников. На этой основе позже разрабатываются основные положения предвыборной программы  и, в целом, стратегия избирательной  кампании.

 


 

Важнейший этап в проведении избирательной кампании – разработка предвыборной программы  кандидата. Если программа не соответствует  интересам избирателей, кандидат может  потерять существенную часть их голосов. Поэтому важнейшим требованием  к программе кандидата является ее соответствие интересам и настроениям  электората. В соответствии с моделью  Линдона – Вейеля индекс привлекательности  для избирателя проблем оценивается  неодинаково:

  • управление экономикой – 1;
  • личность кандидата – 0,6;
  • обещания социального характера – 0,2.

Другим важным требованием к программе является ее отличие (контрастность) от программ других избирателей. В глазах избирателей  программа должна выглядеть реалистичной и выполнимой. Четвертым требованием, предъявляемым к программе кандидата, является ее лаконичность и запоминаемость основных положений. Поэтому особое внимание следует обратить на стиль  изложения основных положений программы. 

Структура программы  кандидата включает в себя четыре блока:

  1. определение существующих в избирательном округе проблем;
  2. предлагаемые меры по решению этих проблем;
  3. определение форм участия кандидата в решении этих проблем;
  4. призыв избирателей поддержать кандидата («вместе мы сможем решить эти проблемы).

Составление программы должно опираться на данные аналитических исследований, проведенных в избирательном округе. После ее составления она может быть апробирована в фокус-группах и после внесения соответствующих изменений – опубликована. Анализ настроений и интересов различных слоев российского общества показывает, что наиболее волнующими проблемами являются: рост цен и низкий уровень жизни, безработица, преступность и т.п. Следует иметь ввиду, что практически все кандидаты указывают на эти проблемы и обещают их решение. Поэтому акцент в программе должен быть сделан на путях и способах решения этих проблем.

Основные  положения программы могут быть донесены до избирателей с помощью  СМИ, листовок и специальных буклетов. Большинство избирателей вряд ли будут полностью знакомиться с программой, объем которой может составлять 10-15 страниц. Поэтому следует наряду с программой выпустить и ее краткое изложение – платформу кандидата, объем которой не должен превышать 2-3 страницы. Платформа должна быть изложена ярким, эмоциональным языком с использованием политической символики и запоминающихся лозунгов.

Ключевой  задачей  избирательной кампании является выработка наиболее убедительной для большинства избирателей платформы. Для этого выбираются ряд тем и проблем, которые электорат считает наиболее актуальными. Однако даже в условиях хорошей информированности, по американским данным, двое из пяти избирателей не могут разобраться в позициях кандидатов на выборах в Президента и четыре из пяти – на выборах в Конгресс. Кандидат использует платформу не только для того чтобы обратиться к избирателям с определенной политической ориентацией, но и для того чтобы продемонстрировать свои личные качества. Поэтому платформы можно разделить на два блока: 1) что кандидат думает о тех или иных проблемах и 2) может ли он осуществлять роль лидера и могут ли ему доверять избиратели. Информация, необходимая для формирования платформы собирается путем проведения опросов. Специалисты по опросам и по паблик рилейшнз должны тесно сотрудничать друг с другом. Причем, опросы проводятся не только на стадии, предшествующей формированию предвыборной программы, но и в период ее всей избирательной кампании для того, чтобы знать какие положения платформы влияют на избирателей, а какие – нет. 


 


 

После того как проделана огромная работа по выдвижению кандидата его регистрации, созданию и рекламе его имиджа, сбору средств на проведение кампании, наступает заключительный этап –  день голосования. Целью работы штаба  в день голосования является проверка соответствия проводимых выборов существующему  законодательству, недопущение фальсификаций  и подтасовок результатов.

Подготовка  штаба ко дню выборов должна осуществляться заблаговременно. Прежде всего, должны быть подготовлены и подробно проинструктированы контролеры, телефонные диспетчеры и наблюдатели. Должен быть составлен график посещений избирательных участков членами штаба и активистами в день голосования. Следует также изготовить для наблюдателей дневник наблюдения, а также подготовить памятку наблюдателю.

Осуществляя контроль за выборами следует иметь  ввиду наиболее возможные виды фальсификаций  и нарушений процедуры голосования.

  1. Незаконное «подбрасывание» бюллетеней. «Вбрасывание» возможно несколькими способами: при опечатывании урны, при голосовании на дому и при подсчете голосов. Для того, чтобы сделать подобные нарушения невозможными, наблюдатель должен проконтролировать состояние урн перед опечатыванием, знать точное число проголосовавших после окончания голосования, присутствовать при голосовании на дому.
  2. Голосование по документам родственников и соседей. Наблюдатель должен знать и помнить, что голосовать за другого – незаконно.
  3. «Помощь» в заполнении бюллетеня. Нередко пожилые люди обращаются к членам комиссии с просьбой помочь заполнить бюллетень. Такая «помощь» недопустима.
  4. «Эстафетное» голосование или голосование по цепочке, когда подкупленные избиратели по очереди выносят бюллетени с избирательного участка, отмечают «нужного» кандидата за причитающееся им вознаграждение, а затем следующие - незаметно опускают в урну уже заполненные избирательные бюллетени.
  5. Незаконная выдача бюллетеней, т.е. выдача бюллетеней для голосования лицам, не зарегистрированным в избирательном округе и не имеющим соответствующих документов.
  6. Агитация в день голосования на избирательном участке. Такая агитация может быть в виде символики определенной партии, агитационных листовок и плакатов, развешенных в наиболее заметных местах.
  7. Подлог при подсчете голосов. Может осуществляться как путем объявления недействительными действительных бюллетеней, так и путем исправления некоторых бюллетеней.
  8. Фальсификация итогового протокола. Избежать ее можно, только контролируя правильность заполнения протокола и сверяя его отдельные позиции.

Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании