Современное состояние аэропортов и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:38, реферат

Описание

Современное состояние аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации. Перспективы развития сети гражданской авиации . Цель и задачи развития сети гражданской авиации Российской Федерации. Разработка классификации аэропортов и понятие национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации. Формирование национальной опорной сети аэропортов, включая создание на территории Российской Федерации инфраструктуры международных узловых аэропортов (хабов)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Современное состояние аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации………………………………………………………5
Перспективы развития сети гражданской авиации Российской
Федерации……………………………………………………………………9
Цель и задачи развития сети гражданской авиации Российской Федерации………………………………………………………………..9
Разработка классификации аэропортов и понятие национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации………………..12
Формирование национальной опорной сети аэропортов, включая создание на территории Российской Федерации инфраструктуры международных узловых аэропортов (хабов)……………………..14
Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

реферат оад и оп.docx

— 44.62 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Современное состояние аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации………………………………………………………5
  2. Перспективы развития сети гражданской авиации Российской

Федерации……………………………………………………………………9

    1. Цель и задачи развития сети гражданской авиации Российской Федерации………………………………………………………………..9
    2. Разработка классификации аэропортов и понятие национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации………………..12
    3. Формирование национальной опорной сети аэропортов, включая создание на территории Российской Федерации инфраструктуры международных узловых аэропортов (хабов)……………………..14
  1. Современное состояние и перспективы развития Московского авиационного узла………………………………………………………....16

Заключение…………………………………………………………………..21

Список  использованной литературы………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В силу особого  геополитического положения России, имеющей огромную территорию и протяженные  границы, гражданская авиация имеет  важнейшее значение для обеспечения  национальной безопасности России.

Создававшийся десятилетиями научно-технический  и производственный потенциал авиационной  промышленности, обеспечивший России место одной из ведущих авиационных  держав в мире, является ценнейшим  достоянием страны. Авиационная промышленность остается одной из отраслей промышленности, способных создавать высокотехнологичную  продукцию на мировом уровне. Однако за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации в гражданской авиации Российской Федерации сложилась противоречивая ситуация.

С одной  стороны наблюдается устойчивая тенденция роста пассажирских авиаперевозок  российскими авиакомпаниями (рост в среднем на 8% в год). С другой стороны, по мере роста объема авиаперевозок, все острее ощущается несовершенство инфраструктуры отрасли, ее недопустимо медленное техническое перевооружение и структурные перекосы авиарынка. Закрываются аэропорты на крайнем Севере, в Сибири, в других отдаленных регионах. В России, где более 60% территории недоступно иным видам транспорта, кроме воздушного, почти в 6 раз сократилась сеть аэродромов, обслуживающих местные воздушные линии. В результате, около 12 миллионов человек не имеют круглогодичного доступа к транспортным коммуникациям страны.

С учетом сложившейся ситуации финансирования только со стороны государства для  вывода отрасли из кризиса недостаточно. Необходимо грамотное управление процессом  восстановления и развития аэропортов.

В данной работе, на основе разработанных государством программ, таких как:

1.Поект  «Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской авиации Российской Федерации на период до 2020 года»

2. Подпрограмма "Гражданская авиация" федеральной целевой программы

"Развитие  транспортной системы России (2010 - 2015 годы)"

3. проект «Концепции управления федеральным имуществом аэропортов (аэродромов) гражданской авиации»

делается  анализ и выводы по современному состоянию  аэропортов и перспективам их дальнейшего  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации

 

Аэропорты, наряду с авиационными компаниями, единой системой организации воздушного движения и пользователями услуг воздушного транспорта, являются ключевыми элементами воздушно-транспортной системы страны.

Аэродромную сеть гражданской авиации России характеризуют следующие основные показатели:

  • количество аэродромов, допущенных к эксплуатационному обслуживанию гражданских воздушных судов, включая аэродромы совместного базирования и (или) использования;
  • состояние основных производственных фондов аэродромов;
  • права собственности на имущество аэродромов;
  • объемы услуг, оказываемые в аэропортах.

Общесистемный кризис гражданской авиации России привел к сокращению объемов авиатранспортной работы авиакомпаний с 1990 по 2006 год  в 2,6 раза, количества отправок пассажиров из аэропортов страны в 3 раза.

Количество  действующих аэродромов на территории России с 1992 года по настоящее время  сократилось с 1302 до 351. Только в 2006 году было выведено из эксплуатации 32 аэродрома. Выбытие аэродромов из реестра в  основном происходит за счет региональных и местных аэродромов с грунтовым  покрытием. За период с 1992 года выбыло 826 грунтовых аэродромов, что составляет 87% от общего числа сокращенных аэродромов.

Отдельно  стоит отметить, что из 351 аэродрома (аэропорта) регулярные авиаперевозки  осуществляются только через 260.

За последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. Доля аэропортов Московского авиационного узла в общем объеме авиаперевозок на территории России выросла в указанном периоде с 25 до 50%. В первую очередь, данная ситуация обусловлена разрушением межрегиональных авиационных связей и логистики авиаперевозок. Такая тенденция перераспределения пассажиропотоков происходит при существующей потенциальной возможности концентрации и распределения основных пассажиров и грузопотоков страны не менее, чем в 11 крупных узловых аэропортах и не позволяет Российской Федерации использовать в полной мере транзитно-трансферный потенциал страны, что в свою очередь лишает авиаперевозчиков экономии на затратах за счет построения эффективных маршрутных сетей, авиаперевозчиков и аэропорты дополнительных доходов от трансферных пассажиров.

При потребном  среднегодовом объеме финансирования развития существующей на данный момент аэродромной сети в размере 50,1 млрд. руб., только в отношении действующих 351 аэродромов с 1991 года было недофинансировано  около 765 млрд. руб. С 1991 г. по 2000 г. финансирование модернизации и развития аэродромов практически не осуществлялось. В  период с 2000 по 2006 гг. из федерального бюджета  были выделены незначительные средства в размере около 30 млрд. руб., основной объем которых финансировался в  рамках подпрограммы «Гражданская авиация» федеральной целевой программы  «Модернизация транспортной системы  России (2002 – 2010 годы)».

Постоянный  дефицит финансирования привел к  критическому износу инфраструктуры и, в целом, неудовлетворительному  состоянию основных фондов.

Недостаток  средств для воспроизводства основных фондов привел к тому, что планово-предупредительный ремонт элементов аэродромов сводился только к текущему ремонту, который не мог заменить капитальный ремонт и предотвратить некомпенсируемый износ имущества аэродромов. В результате закрытия и вывода из эксплуатации аэродромов около 50 тыс. человек потеряли рабочие места. Имущество и соответствующие земельные участки были утрачены для развития воздушного транспорта.

Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями было построено более 20 лет назад, что обусловливает  высокий уровень их физического  и морального износа .

Закрытые  аэродромы перестали использоваться в качестве запасных. В районах  со сложными климатическими условиями  при выполнении региональных и местных  авиаперевозок это негативно  влияет на безопасность полетов.

Воздушные суда уменьшают коммерческую загрузку, берут на борт дополнительные запасы авиатоплива для обеспечения  безопасной посадки в случаях  ухода на запасные аэродромы, что  в свою очередь ухудшает финансовое состояние авиапредприятий.

В связи  с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов  воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных с низко расположенными двигателями) основная часть аэродромов с искусственными покрытиями требует проведения реконструкции (удлинения взлетно-посадочных полос, увеличения ширины рулежных дорожек  и т.д.).

При частичной  приватизации аэропортов, имущество аэродромов не включалось в уставный капитал создаваемых открытых акционерных обществ, государственные предприятия на базе имущественного комплекса аэродромов не создавались. Имущество аэродромов фактически становилось бесхозным, теряло свою стоимость.

Региональные  и местные аэропорты, элементы аэродромов которых, как правило, имеют грунтовые покрытия с 1992 года практически не имели государственной поддержки. Конструкции грунтовых аэродромов в значительной мере утратили эксплуатационные качества и испытывают сложности в работе, особенно в период межсезонья.

Последние годы основной объем финансирования из федерального бюджета направлялся  на реконструкцию и развитие наиболее крупных  аэродромов (аэропортов). При  этом капитальные вложения в аэродромы (аэропорты) регионального и местного значения практически не осуществлялись. В то же время, большинство субъектов Российской Федерации заинтересовано в развитии указанных аэродромов (аэропортов), в том числе за счет собственных бюджетных ресурсов.

На основании  выше изложенного можно выделить следующие основные проблемы развития аэродромной (аэропортовой) сети гражданской  авиации Российской Федерации:

  • Отсутствие системного подхода к формированию аэродромной (аэропортовой) сети, экономически неэффективная сеть авиаперевозок.
  • Неполное использование авиаперевозчиками и операторами аэропортов транзитного потенциала страны.
  • Высокий уровень износа основных фондов.
  • Несовершенство системы государственного регулирования аэропортовой деятельности.
  • Несовершенство системы управления государственными активами наземной инфраструктуры гражданской авиации.
  • Отсутствие эффективной системы авиационных перевозок регионального и местного значения и всего сегмента социально значимых авиационных перевозок, в том числе с использованием мер государственной поддержки.

В настоящее время созданы необходимые  правовые условия для обеспечения  участия субъектов Российской Федерации  в развитии системы гражданских  аэропортов, деятельность которых связана  преимущественно с социально-экономическими потребностями регионов.

 

 

 

 

 

 

  1. Перспективы развития сети гражданской авиации Российской Федерации

 

    1. Цель и задачи развития сети гражданской авиации Российской Федерации.

 

Целью государственной политики по развитию аэропортовой сети гражданской авиации Российской Федерации является создание необходимых условий для эффективного функционирования воздушного транспорта, обеспечивающих:

    • гарантию ответственности государства за обеспечение национальных интересов в области безопасности, готовности к чрезвычайным ситуациям в части инфраструктуры гражданской авиации;
    • удовлетворение потребностей населения и экономики в воздушных перевозках и авиационных работах;
    • создание инфраструктурных условий для опережающего темпа роста перевозок воздушным транспортом по отношению к росту ВВП;
    • безопасность полетов и авиационную безопасность;
    • экономическую безопасность Российской Федерации путем сохранения целостности транспортных связей;
    • повышение конкурентоспособности на международном рынке аэропортовых услуг, в том числе с использованием транзитного потенциала Российской Федерации; 
    • эффективное функционирование, воспроизводство и развитие основных фондов.

Реализация данной цели, с учетом ранее определенных основных проблем  отрасли, предполагает решение следующих  задач:

1.Разработка классификации аэродромов (аэропортов) и формирование перечня аэродромов (аэропортов) национальной опорной аэродромной (аэропортовой) сети  Российской Федерации, включая формирование перечня аэродромов (аэропортов) федерального значения.

2.Формирование национальной опорной сети аэродромов (аэропортов), включая создание на территории Российской Федерации инфраструктуры международных узловых аэропортов (хабов ).

3.Оптимизация затрат государства на модернизацию и развитие аэродромной инфраструктуры с использованием рыночных механизмов;

4.Совершенствование системы государственного регулирования аэропортовой деятельности;

5.Совершенствование управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации Российской Федерации.

6. Формирование эффективных механизмов  сохранения и развития всего  сегмента социально значимых  авиационных перевозок, включая  региональные и местные перевозки,  перевозки в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях.

Информация о работе Современное состояние аэропортов и перспективы их развития