Внешнеэкономические связи России. Состояние и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. 3
2. Федерально-региональные аспекты внешнеэкономической деятельности России и ее регионов. 6
3. Перспективы экономического участия России на основных мировых товарных рынках (на примере топливно-энергетического и машиностроительного комплексов). 11
4. Перспективы российского машиностроения на внешних рынках. 16
5. Управление и регулирование внешнеэкономических связей России. 20
6. Заключение. 27
7. Использованная литература: 30

Работа состоит из  1 файл

курсраб.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

 И дело  не только в количественных  показателях. Усиление внешнеэкономического  фактора объективно диктуется  проводимыми рыночными преобразованиями, формирующими качественно новые основы для взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

 Для формирования  эффективной ВЭП необходимо четко  и ясно определить ее основные  принципы. Так, центральное место в ВЭП уделяется экономико-правовому регулированию поведения участников ВЭД, с тем чтобы оно отвечало общенациональным интересам.

 Раньше, в  условиях государственной монополии  на ВЭД, когда в СССР господствовала  государственная собственность,  а число участников ВЭС не превышало несколько десятков, практически вся эта деятельность управлялась из одного центра на базе государственного плана, что и приводило к незаинтересованности непосредственных производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой нет особой нужды, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.

 В условиях  перехода к рынку и плюрализму  форм собственности, предоставления  всем предприятиям независимо  от форм собственности права  заниматься ВЭД Россия отказалась от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях — выработка ВЭП, адекватной рыночным "принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.

 В принципиальном  плане выбор в России модели  «открытой» экономики и либерализации  ВЭС явился, безусловно, правильным. Однако в толковании самой  сути открытости, определении стратегии  и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой «шоковой» либерализации БЭС и, наоборот, как процесса, имеющего этапность и требующего активной, преобразующей роли государства.

 В реальной  политике российского руководства  эти два подхода постоянно  смешивались и сталкивались. Меры  по «шоковому» открытию внутреннего  рынка и либерализации ВЭД  неупорядоченно чередовались с  жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта — с нетарифными. Нескоординированными были действия в области ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, по ряду направлений неоправданно подрывая позиции российских производителей. Кроме того, оказались кардинально ослаблены их конкурентные возможности на внешних рынках, что значительно уменьшило объем национального экспорта.

      Все это заставило отказаться от шоковых  методов и прорабатывать приблинсенную  к реальным условиям России модель ВЭП. Основой регулирования иностранной  конкуренции на внутреннем рынке  становится таможенный тариф на базе одобренного в 1993 г. современного таможенного законодательства России. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через БЭС рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики.

 Следовательно,  в сложных отечественных условиях  раскрытие национальной экономики  вовне должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику (которых пока нет), при тонком индивидуальном сочетании мер либерализации и протекционизма. Во всяком случае здесь неприменим как монетаристский «естественный отбор» предприятий, так и всеобъемлющий протекционизм, искусственно закрепляющий монопольные позиции отечественных производителей независимо от результатов их деятельности. Поэтому в основе ВЭП России лежит по крайней мере четыре принципа:

1) преобразующая  (а не только сугубо регулирующая) деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается ВЭП страны, включая ее таможенный инструментарий и режим для иностранных инвестиций;

2) изменение  ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

3) четкое разделение  функций осуществления ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами;

4) ВЭП является  составной частью внешней политики  Российской Федерации. Если дипломатия  не служит войне, она служит  торговле, и поэтому создание  благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики.

 Министерство  внешних экономических связей  РФ, согласно Положению, утвержденному  постановлением Совета Министров  — Правительства РФ от 26 февраля  1993 г. № 85:

 — участвует  в формировании ВЭП и контроле  за ее реализацией;

 — участвует  в разработке механизма регулирования  валютно-кредитных отношений с  иностранными государствами, а  также в разработке и реализации  политики привлечения и размещения  иностранных инвестиций;

 — участвует  в разработке региональных программ  ВЭД; 

 — разрабатывает  предложения по повышению эффективности  ВЭС РФ и конкурентоспособности  российских товаров на мировом  рынке;

 — участвует  в организации страхования экспорта, сертификации и стандартизации экспортной продукции, в организации экспортного контроля;

 — готовит  предложения о заключении международных  договоров РФ по вопросам торгово-экономического  сотрудничества, проводит переговоры  о заключении таких договоров  и обеспечивает их реализацию;

 — проверяет  выполнение министерствами, ведомствами,  объединениями, предприятиями, организациями  и предпринимателями обязательств, вытекающих из международных  договоров РФ о торгово-экономическом  сотрудничестве;

 — готовит  предложения по совершенствованию порядка экспорта и импорта товаров;

 — осуществляет  оперативное нетарифное регулирование  БЭС, включая выдачу в установленном  порядке лицензий на экспорт  и импорт товаров (работ, услуг):

 — контролирует  экспорт товаров, в отношении  которых применяются меры нетарифного регулирования;

 — вносит  в установленном порядке предложения  об изменении ставок и порядка  обложения таможенными пошлинами  товаров;

 — выдает  в установленном порядке лицензии  на экспорт и импорт имущества,  технологий, работ и услуг военного назначения;

 — осуществляет  контроль за состоянием расчетов  с зарубежными странами, за уровнем  внешнеторговых цен по товарам,  закупаемым в счет федеральных  нужд и в счет привлеченных  иностранных кредитов, и т. д.

 Совместно  с Минэкономики, Минфином и ГТК МВЭС вносит представления об изменении импортных и экспортных таможенных пошлин (изменение осуществляется постановлениями Правительства РФ). Министерство осуществляет выдачу импортных и экспортных лицензий, определяет порядок этой выдачи. Лицензии, как правило, выдаются уполномоченными МВЭС в регионах. Основанием для выдачи лицензии является решение соответствующего министерства или ведомства. Так, например, вывоз ряда природных материалов требует разрешения Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Уполномоченные МВЭС совместно с ГТК контролируют соблюдение экспортных ограничений. Они принимают решение о замене неправильно заполненных лицензий, не принятых таможней, а также о внесении в лицензию необходимых изменений по заявлению владельца.

 Сферы сотрудничества  между федеральными и региональными  властями должны постоянно расширяться.  Уже сегодня наметились следующие  направления взаимодействия:

 — координация  ВЭС субъектов РФ (в лице местных  администраций, с одной стороны,  федеральных парламентских и исполнительных органов власти — с другой);

 — выполнение  международных договоров России  в области торгово-экономического  сотрудничества (прежде всего для  обеспечения их реализации на  региональном уровне);

 — информационное  и консультационное обеспечение ВЭД. В основу региональной системы внешнеэкономической информации необходимо положить банк данных российской системы «ИнформВЭС», однако дополнительно она должна содержать более подробные сведения о рынках основных стран-партнеров конкретных регионов;

 —получение  кредитов и ссуд под гарантии  субъектов РФ, их использование  и пополнение. Значительную поддержку  местным властям в этих вопросах  должны оказать формируемые РБРР  и ЭИБ;

 — привлечение  и определение порядка инвестирования  зарубежных средств. Причем здесь оправдан дифференцированный подход к привлечению иностранного капитала в разные регионы России (в связи с их различными условиями). Аккумуляторами зарубежных капиталов смогли бы стать территориально небольшие свободные экономические зоны (СЭЗ). Первоначально в СЭЗ иностранные инвестиции могли бы быть ориентированы на обновление производственных фондов предприятий, которые выберет сам зарубежный партнер. Затем можно обратиться к развитию инфраструктуры зоны и по мере прогресса способствовать притоку капиталовложений в экспортные отрасли и иные производства, имеющие важное экономическое значение для России;

 — формирование  и реализация региональных и  межрегиональных программ ВЭД.

 Полномочия  субъектов РФ. Деятельность субъектов  РФ базируется на следующих основных принципах:

1) право субъектов  РФ в рамках федеральных законов  принимать свои нормативные акты  и положения, которые конкретизируют  федеральные законы с учетом  местных условий и экономических  интересов регионов;

2) возможность  участвовать в распределении доходов от ВЭД с учетом реального вклада региона в ту или иную отрасль, которая имеет выход на внешний рынок;

3) субъекты РФ  имеют право предоставлять дополнительные  по отношению к федеральным  финансовые гарантии зарегистрированным на их территории участникам ВЭД, включая предприятия с иностранными инвестициями. Причем федеральные власти не отвечают по дополнительным гарантиям субъектов РФ. Кроме того, эти дополнительные льготы не должны противоречить международным обязательствам России.

 Итак, основными  функциями субъектов РФ в области  ВЭД становятся: совершенствование  структуры экономики региона  (как путем участия в реализации  общефедеральных программ, так и  самостоятельно); кредитование и  страхование экспортных сделок  регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с зарубежными государствами и их регионами при наличии обоюдной заинтересованности; организация сбытовой и информационной структуры ВЭД (как совместно с федеральными властями, так и самостоятельно); организация экспортно-импортных сделок, удовлетворяющих потребности региона.

 Активизация  ВЭД в регионах — путь к  лучшему использованию ресурсов, местных условий для достижения  целей общественного развития. Ведется  работа по составлению региональных  программ ВЭД, особенно в области экспорта. В этих рамках целесообразно сформулировать на региональном уровне систему мер по поощрению ВЭД. Серьезным недостатком применяемых сегодня методов внешнеэкономического регулирования является непроработанность именно регионального аспекта, наносящая особый ущерб привлечению иностранных инвестиций. Можно выделить три типа регионов:

 — агропромышленные  и трудоизбыточные районы (Северный  Кавказ, Ставропольский, Краснодарский  края, Ростовская область);

 — добывающие (Тюменская область, Якутия и др.);

 — урбанизированные  промышленные (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток).

 Для агропромышленных  и трудоизбыточных регионов представляется  подходящей политика стимулирования  иностранных инвестиций, включающая  предоставление местных налоговых льгот, кредитов для создания рабочих мест и стимулирования предпринимательской деятельности.

 В добывающих  регионах следовало бы также  создавать благоприятный режим  для иностранных инвестиций, в  том числе за счет частичного  освобождения их от местных налогов, использования амортизации и других экономических стимулов.

 В урбанизированных  регионах с их мощным научно-техническим  потенциалом требуется поддержка  государством конверсии и структурной  перестройки, для чего понадобятся  централизованные капитальные вложения. Здесь, по-видимому, следует создать благоприятный режим для иностранного капитала с целью привлечения его в ускоренно развивающиеся секторы экономики, прежде всего туда, где имеется высокий экспортный потенциал, а также в базовые отрасли промышленности.

Информация о работе Внешнеэкономические связи России. Состояние и перспективы развития